СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал, который может помочь учителю понять важность внедрения национально - регионального компонента в учебно воспитательный процесс. Здесь вы можете найти примеры заданий и варианты проведения внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду,

такие ценности, которые опирались бы на нашу историю, традиции,

объединяли бы время и поколения» (В.В. Путин)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен следующий национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Анализ публикаций, посвященных реализации национально-регионального компонента в России и Ярославской области в частности, показал, что на сегодняшний день методика реализации национально-регионального компонента в практике обучения разработана недостаточно, в большинстве публикаций много теории, а конкретных фактов из практического опыта мало, что затрудняет работу.

  1. Теоретические аспекты введения в учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Я несколько лет работаю над методической темой «Внедрение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс в начальной школе», так как считаю, что использование краеведческого материала не только расширяет кругозор ребенка, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития, но и способствует формированию нравственных качеств.

Учителю предоставляется возможность показать учащимся уникальные природные, этнические или культурные особенности своего региона, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию. Как показывает мой опыт, школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Я заметила, что рассказы о каких-то событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение исторического прошлого нашего города, культурных традиций прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости жителей Ярославской области, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

применение знаний, умений в повседневной жизни.

Цели и задачи внедрения национально-регионального компонента реализуются через следующие направления:

  • Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

  • Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  • Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

1 Принцип региональности – ориентация на учет особенностей родного края в учебно–воспитательном процессе.

2. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

Работа по региональному компоненту ведется мною в нескольких направлениях:

  • учебная деятельность;

  • внеурочная деятельность;

  • внеклассная работа.














2. Организация работы по внедрению национально-регионального компонента в начальной школе.

Организация работы по внедрению регионального компонента в учебную работу направлена на развитие личности учащихся, их творческий поиск, организацию совместной работы учащихся.Внедрение регионального компонента возможно практически в любой учебной дисциплине.Но как успешнее решить задачи регионального компонента в начальной школе?

Введениенационально-регионального компонента не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их края в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Свою работу над темой я начала с анализа содержания школьных программ. Считаю, что важное место в обучении занимает проблема определения содержания регионального компонента, которое становится средством связи обучения с жизнью, направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной и сохранение экологической среды.

Затем необходимо было наслоить это содержание на структуру уроков и методику их преподавания. В процессе работы передо мной встала проблема поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения через краеведение.

Организация работы по внедрению регионального компонента на уроках в начальной школе имеет ряд отличительных особенностей:

  • увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;

  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;

  • увеличение объёма практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера;

  • создание на уроках атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации.

Главной своей задачей, как педагога, считаю организацию индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.

Формы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов.

2.1. Внедрение национально-регионального компонента на предмете «Окружающий мир»

Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия по улицам города, к архитектурным памятникам. Изучая вместе с родителями населенные пункты родного края, беседуя со старожилами, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. Такие занятия строятся на сопричастности детей к новым знаниям, основным средством при этом служит наглядность. В многочисленных музеяхгорода у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют. Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края.. На таких экскурсиях мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.



2.2 Национально-региональный компонент на уроках математики

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля, а также на комбинированных уроках. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению задач и примеров упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.При составлении разнообразных заданий краеведческого направления я стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.

В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития.

Остановимся на некоторых примерах:

Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, городе, селе.

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.Иногда я предлагаю задачи для смекалки.

Для активизации мыслительной творческой деятельности учащихся, предлагаю задания типа: «придумай», «составь», «измени», «выбери», «дополни», «узнай».Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, и в составлении плана, и в достижении нового результата. (Приложение 1)


2.3. Использование национально-регионального компонента на предметах филологического цикла

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка и литературы даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования. На уроках литературного чтения мы изучаем пословицы, поговорки, приметы о своём крае, собираем загадки. Дети оформляют книжки – самоделки о народных песнях, частушках и других видах устного народного творчества нашего края.Литературное творчество наших земляков разнообразно и многогранно, поэтому учитель может сделать свободный выбор произведения для урока независимо от того, по какому учебнику он работает.

Для работы на уроках русского языка подбираются не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру Ярославской области, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в Ярославской области, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

На уроках русского языка я часто использую дидактический материал из художественных произведений местных писателей.(Приложение 2)

Привитию любви к родному краю способствуют такие формы работы как составление и написание предложений, мини сочинений, изложений с творческими заданиями на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.;

Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Я считаю, что реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и во внеурочное время. Топонимическое изучение родных мест стало одним из направлений такой работы. Начинаю ее со сбора известных названий улиц, переулков нашего города, окрестных деревень и сел, рек и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности. Для поисковой работы привлекаю родителей учащихся.


2.4. Использование национально-региональный компонент во внеурочной деятельности и воспитательной работе.

Совместно с коллегами, в рамках деятельности муниципального ресурсного центра мною разработана программа внеурочной деятельности«Праздники традиции и ремесла». (Приложение 3)

Цель программы – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире, знакомство с культурным наследием региона.

Задачи программы

- воспитывать уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности;

- воспитывать нравственное поведение учащихся;

- способствовать укреплению исторических и духовно-нравственных традиций православной культуры;

На занятиях мы не только знакомимся с праздниками, традициями и ремеслами народов, но и воплощаем их в жизнь посредством проведения праздников, изготовления предметов

Главной задачей моей воспитательной работы считаю – формирование личности «открытой, духовно и культурно богатой, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма».

Как классный руководитель я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс с использованием регионального компонента. Я провожу фольклорные праздники, в которые вовлекаются не только дети, но и их родители (Приложение 4). Мы посещаем различные музеи, где знакомимся с экспозициями, участвуем в мастер-классах и квестах.

Заключение

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.

Мне удалось заинтересовать ребят историей родного города, и результаты говорят сами за себя.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

  • повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;

  • ребята стали более активно работать на уроках;

  • во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

  • система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

В заключении хочу сказать, что работа по использованию НРК позволяет мне не только развиваться самой, но и делиться опытом с коллегами.В течение 2-х лет я принимала участие в деятельности муниципального ресурсного центра, выступала на семинарах с открытыми уроками и внеурочными занятиями. Совместное творчество по данной теме мы с учащимися показываем на родительских собраниях.За время работы над данной темой накоплено достаточно практических материалов, собственных наработок (конспекты уроков, внеклассных мероприятий, презентации, видеоматериалы), которые можно использовать тем, кому небезразлична проблема сохранения и развития национальной культуры, бережного отношению к историческому и культурному наследию нашего региона.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования [Текст] / Е.С. Бабунова - Магнитогорск: МаПУ, 2006 - 263 с.

  2. Балов А.В. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. М., 1897. № 4. С. 70.

  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. [Текст]/М.М. Бахтин - М.: Искусство, 1979 - 423 с.

  4. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). [Текст]/ Г.С. Виноградов. Иркутск, тип.изд-во «Власть труда», 1926 - 30 с.

  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. [Текст]/ Г.Н. Волков - М.: Издательский центр «Академия», 2000- 176 с.

  6. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа - руководство [Текст]/ Р.Х. Гасанова - Уфа: БИРО, 2004.- 50 с.

  7. Гильманов С.А. Этносоциальные аспекты региональных систем образования. [Текст]/ С.А. Гильманова// Сибирский педагогический журнал. НГПУ - 2004 - №1 - 198-207 с.

  8. Гладкий Ю.Н. Регионоведение [Текст]/ Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев - М.: Гардарики, 2003 - 348 с.

  9. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика - 1999 - №8 - 30-34 с.

  10. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992. С. 304-305.

  11. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: АКЦЕНТ, 1997. - 158 с.

  12. Мукаева О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию. [Текст]/ О.Д. Мукаева// Сибирский педагогический журнал. - 2004 - №2 - 126-132 с.

  13. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. [Текст]/ В.М. Петровичев - Тула: Прион. кн. Изд-во, 1994 - 186с.

  14. Слова дружки на свадьбах в Холмогорском уезде // Этнографический сборник. СПб., 1862. Вып. 5. С. 62-64.

  15. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. IV. М., 1839. С. 123.

  16. Ураксина Р.Б. Встреча. Обрядовые игры для детей. [Текст]/ Р.Б. Ураксина - Уфа: Китап, 1994 - 79 с.


Приложение 1

Краеведческие задания на уроках математики

Математические диктанты

  • Запишите числами 862 год основания города Ростов Великий, 326 памятников на территории города, 1975 году в городе был построен оптико–механический завод, 51,7 км² площадь озера Неро.

Краеведческие задачи:

  • «Длина озера Неро 13 км, а ширина 8 км. Найдите общую площадь озера?»

  • На территории нашей области вы можете встретить березу, высота которой 30 м, лиственницу – 50 м, дуб – 35 м, сосна – 75 м, клен – 40 м. Расположите числа в порядке возрастания.

  • Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л. На сколько литров больше поглощает ежедневно осина, чем береза?

  • Пчелиная матка за один день способна отложить 1500 яиц. Сколько яиц отложат 3 матки за 5 дней?

  • В ярославском зоопарке родился медвежонок массой 500 г. Какова масса взрослого медведя, если известно, что он тяжелее в 700 раз?

  • В реках нашей области есть сомы – гиганты, масса которых доходит до 300000 г. Выразите ту массу в центнерах.

Логические задачи:

  • Определи, какой из колоколов звонницы Ростовского кремля самый тяжелый, а какой самый легкий? Если известно, что Полиелейный тяжелее Красного, но легче Лебедя, а Лебедь легче Сысоя?

  • Для празднования 1155 летия города Ростова в 2017 году были закуплены голубые, красные и жёлтые воздушные шары. Всего — 239 штук. Жёлтых и голубых вместе — 220. Красных и голубых — 231. Сколько красных шаров купили на день города?



Задания для самостоятельного поиска:

а) Узнай глубину озера Неро, Плещеева озера и составь с этими числовыми данными задачу на разностное сравнение.

б) Выясни числовые данные объектов нашего региона и составь с ними задачу









Приложение 2

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:

Северный город на Волге

Луч золотит купола,

Путник не сдержит восторга:

Русская прелесть мила!

Волга течет величаво,

Городу тысяча лет...

Русская наша держава

Шлёт Ярославлю привет.( Елена Щепотьева)

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

Красная зоренька вспыхнула яркая,

Льется малиновый свет над водой.

Как изумрудамиивоньки плакали,

Синь затухала за дальней горой. (Владимир Григин)

Упражнения, позволяющие учащимся не только закрепить знания определенной темы, но и расширить их кругозор, обогатить словарный запас:

  • Спиши текст, разделив его на предложения. Подчеркни главные члены предложения.

О технологии изготовления ростовской финифти.

Лист меди мастер режет на пластинки нужной формы затем он выбивает медь, чтобы сделать будущее изделие выпуклым после этого медную пластинку в несколько слоёв мастера покрывают белой непрозрачной эмалью затем будущее изделие поступает в печь на просушивание основа для рисунка готова лицевую часть пластинки они украшают огнеупорной краской и снова отправляют пластинку на просушивание.

  • Спиши названия рыб, обитающих в водоемах Ярославской области в алфавитном порядке.

Лещ, судак, щука, чехонь, налим, плотва, окунь, ёрш, ряпушка, сом, елец, белоглазка, голавль, стерлядь, щиповка, вьюн, красноперка, сазан. 

  • Спиши растения, произрастающие в Ярославской области. Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы.

Ч_рн_плоднаяр_бина, ш_р_видная купал?ница, люпин у_колис?ный, ш_повникс_бачий .

  • Найди в тексте имена существительные, выпиши их и определи падеж.

Мышкин

Город на высоком берегу Рыбинского водохранилища. Здесь имеется пять музеев образующих единый «Мышкинский народный музей», самый знаменитый посвящен мыши, так как название города связано с легендой об этом грызуне. В нем собраны связанные с мышами предметы: от живописных изображений и игрушек до скульптур и посуды. На базе учреждения проводится «Мышиный фестиваль». Туристы так же интересуются музеями валенка и льна, обладающими богатыми тематическими экспозициями. Любимое место горожан и туристов — набережная водохранилища, откуда ходит паром на левый берег Волги, используемый ими как прогулочный.







































Приложение 4

Сценарии фольклорных праздников:

  • «Федорины вечорки»

  • «Наум-грамотник»

  • «Святочные вечера»

  • «Как зима с весной силой мерялись»

  • «Зазывание весны»

  • «Пасхальный благовест»

Разработки можно найти в отдельных документах.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!