СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы современному уроку или его корректировки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни».

Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы современному уроку или его корректировки»

Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы современному уроку или его корректировки

Кузнецова А.И.


Образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни».

Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нестандартные формы проведения занятий.

Применение нестандартных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Нестандартные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Нестандартный (нетрадиционный) урок- это импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру.

Нестандартные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нестандартные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышаю мотивацию учения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.

Нестандартные формы урока реализуются, в основном, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки , носящая игровой , увлекательный характер занятий, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер , возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Нестандартные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок – спектакль, урок – интервью, урок – праздник, урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок, урок – проект, урок – мюзикл, урок –экскурсия.

Классификация нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Рассмотрим вариативность классификации нестандартных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения.

Типы уроков

Варианты нестандартных уроков

Урок открытия нового знания

Интегрированные (межпредметные) уроки;

Учебные конференции (пресс-конференции);

Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия);

Уроки исследования.

Урок рефлексии

Практикумы; уроки – диалоги; уроки с ролевой, деловой игрой.

Урок общеметодологической направленности

Повторительно - обобщающие диспуты;

Семинары внеклассного чтения;

Игровые уроки: »КВН», «Что? Где? Когда?» , «Поле чудес», «Счастливый случай»;

Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт);

Уроки-конкурсы;

Уроки-соревнования

Урок развивающего контроля

Уроки - консультация;

Зачет;

Уроки викторины;

Смотр знаний;

Защита творческих работ, проектов.


Классификация нестандартных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать, используя всю их «палитру» добиваясь поставленных целей.

В приведенной классификации к нестандартным отнесены и хорошо известные варианты урока, педагогический потенциал которых используется явно недостаточно.

Мнения учителей на такие уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся , чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Сами учащиеся отмечают, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают приподнятое настроение. Учащимся нравятся такие занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

В большинстве случаев учителя все же пользуются традиционной формой обучения, но и в традиционные уроки стоит вносить элементы занимательности - это кроссворд, ребус, анаграмма, загадка и т.д. Они таят в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов нужно подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.

Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей. Назначение загадки состоит в выработки у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой и зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • использование уроков в нестандартной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

  • также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

  • нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

  • эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;

  • в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры);

  • ребята с удовольствием идут на такие уроки.

Но уроки нестандартной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, можно определить, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Поэтому практиковать нестандартные уроки следует всем учителям.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!