Внедрение обновлённых заданий в контрольно-измерительных материалах по истории ЕГЭ 2022г.
Омельченко Людмила Анатольевна
учитель
ГКОУ РО «Ростовская санаторная
школа- интернат № 28»
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. В данной статье представлена перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022. Рассматриваются изменения в КИМ и представлены обновлённые задания с характеристикой их выполнения.
Ключевые слова: КИМ ЕГЭ по истории 2022, перспективная модель, модели заданий.
Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022 обеспечивает преемственность между положениями ФГОС и федерального компонента ГОС среднего (полного) общего образования, важнейшая особенность которого состоит в деятельностном подходе к обучению школьников. Важной характеристикой перспективной модели является охват максимально возможного количества подлежащих проверке предметных результатов (умений). Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку следующих умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно- следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов ( письменный источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
Сравнительная таблица вариантов заданий ЕГЭ 2021 и ЕГЭ 2022 Таблица 1
Задания ЕГЭ 2021 | Задания ЕГЭ 2022 |
№ | Часть 1 | № | Часть 1 |
Время: 235 мин | Время: 180 мин. |
Кол-во заданий: 25 | Кол-во заданий: |
Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 56. | Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 38. |
1 | Задание на установление хронологической последовательности | 1 | Задание на установление соответствия элементов двух информационных рядов |
2 | Задание на установление соответствия | 2 | Задание на установление хронологической последовательности |
3 | Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию: | 3 | Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами |
4 | Установление исторического термина по данному определению понятия: | 4 | Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (бывшее 11) |
5 | Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами | 5 | Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями |
6 | Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.) 1 | 6 | Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) Из заданий, предполагающих множественный выбор исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа. |
7 | Задание на множественный выбор событий по определённому критерию | 7 | Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (бывшее 17) |
8 | Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны | 8/910/11 | Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (8–11) |
9 | Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями | 9 | |
10 | Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова) | 10 | задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (бывшее 15) |
11 | Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка | 11 | Из заданий, предполагающих множественный выбор исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа. |
| | Часть 2 |
12 | Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) | 12// 13 | Два задания к историческому источнику (комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации). |
13-16 | Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) | | |
17 | Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками | 14// 15 | задания с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры (бывшее 18-19) |
18-19 | Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом:задания с краткими ответами на работу с изображениями | | |
| Часть 2 | 16 | Задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками (предполагающее анализ двух исторических источников) по теме Великой Отечественной войны (бывшее 8) |
20 | Задания к историческому источнику | 17 | Новое задание на установление причинно-следственных связей |
21 | Задания к историческому источнику | 18 | Задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (бывшее 3-4) |
22 | Задания к историческому источнику | 19 | Задание на аргументацию усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (бывшее 24) |
23 | Задание- задача | | |
24 | Задание аргументацию | | |
25 | Историческое сочинение | | |
Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022 построена на основе Историко-культурного стандарта (ИКС). Каждый раздел ИКС содержит: 1) краткую характеристику периода, которая включает основные события, явления, процессы; 2) перечень понятий и терминов; 3) список персоналий; 4) список важнейших событий/дат.
В перспективную модель ЕГЭ по истории включены задания, нацеленные на проверку знаний, а не умений: проверка знаний фактов истории Великой Отечественной войны, фактов истории культуры России, а также проверку знаний по всеобщей истории, что является требованием ФГОС.
Таким образом, указанные требования ИКС стали основой для определения структуры экзаменационной работы.
Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта Таблица 2
Требования Историко-культурного стандарта | Задания части 1 | Задания части 2 |
Знание основных событий, явлений, процессов | 1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процесса-ми) и историческими фактами (31) 2. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (4) | 1. Задание на установление причинно-следственных связей (17) 2. Задание на аргументацию (19) |
Знание основных дат | 1. Задание на установление соответствия элементов двух информационных рядов (1) 2. Задание на установление хроноло-гической последовательности (2) | |
Знание исторических понятий, терминов | | Задание на работу с историческими понятиями (18) |
Знание исторических деятелей (персоналий) | Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (5) | |
Работа с исторически- ми источниками | Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (6) | Два задания к историческому источнику (12,13) |
Знание фактов истории культуры | Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (7) | Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (14,15) |
Работа с исторической картой | Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (8-11) | |
Знание истории Великой Отечественной войны | | Задание по истории Великой Отечес- твенной войны, предполагающее ана- лиз двух исторических источников (16) |
Новая экзаменационная модель по истории нацелена на проверку предметных результатов: увеличено количество заданий с развернутым ответом. Представленные новые задания с развернутым ответом составлены с учётом необходимости усиления практико-ориентированной составляющей работы, которая предполагает самостоятельное создание продукта аналитической деятельности на основе работы с исторической информацией разных типов.
В обновлённой модели сохранены задания из модели ЕГЭ по истории 2021: задания, в которых применяются предметные и метапредметные умения: работа с исторической картой, изобразительной наглядностью, письменным историческим источником, таблицей, сравнение событий, явлений, процессов, аргументация данной точки зрения.
Новые задания в перспективной модели ЕГЭ по истории 2022.
Задание № 10. Работа с исторической картой (схемой).
Данное задание проверяет умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах ( картографическая схема и текст). Данное задание может быть выполнено исключительно путём соотнесения информации, представленной в тексте, с исторической картой.
Пример 1
Задания № 14-15. Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом.
От выпускника требуется дать развёрнутый ответ.
В задании №14 необходимо определить какую- либо информацию на основе анализа изображения и объяснении в письменном виде логики рассуждений.
В задании №15 требуется указать один их четырёх памятников культуры на основе заданного критерия и ответить на вопрос, касающийся этого памятника культуры ( В задание внесена формулировка, нацеленная на конкретизацию требования: «Укажите архитектора, по проекту которого был создан данный памятник архитектуры».)
Пример 2
Задание № 4. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка.
Предложенное задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, прошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны
Пример 3
Задание № 18. Задание на работу с историческими понятиями.
Данное задание призвано расширить спектр проверяемых умений при работе с историческими понятиями: оно включает требование самостоятельно написать определение понятия и включить его в исторический контекст (развёрнутый ответ)
Пример 4
Задание № 19. Задание на аргументацию.
Самостоятельное формулирование участником экзамена аргументов с использованием исторических фактов по истории зарубежных стран
Пример 5
Задание № 16. Задание по истории Великой Отечественной войны
Используя исторические источники по теме Великой Отечественной войны, выпускник должен дать развёрнутый ответ на предлагаемые вопросы.
Пример 6
Задание № 6, 11. Задания с множественным выбором элементов.
Из заданий, предполагающий множественный выбор, исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.
Пример 7
Пример 8
Задание № 17. Задание на установление причинно- следственный связей
В развёрнутом ответе предполагается установить причинно- следственные связи.
П
ример 9
Новые модели заданий, включённые в перспективную модель и успешно прошедшие апробацию, будут постепенно включаться в КИМ ЕГЭ по истории, начиная с 2022 года.
Литература
Артасов И.А., Мельникоа О.Н. Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории // Педагогические измерения. - 2021. - №2. - С. 44- 51.
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по истории 2022 г.:https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
1Курсивом выделены задания в ЕГЭ 2021, исключённые по версии ЕГЭ 2022
1В таблице в скобках указан номер задания в работе