Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий обучения
Нормативно-правовое обеспечение обучения с использованием ДОТ
Дистанционное образование, являясь максимально доступным, сегодня присутствует практически во всех странах и благодаря своей доступности, гибкости и разнообразию форм, в будущем будет играть все более значимую роль.
Дистанционное обучение – одна из современных образовательных технологий, способствующих решению задач социально-экономического и научно-технического развития общества. Как и всё новое, применение и развитие этой технологии требует четкой нормативной базы.
О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах 20 века. Но долгое время не было нормативного обеспечения применения дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже. С 2005 года на законодательном уровне было разрешено применять дистанционные образовательные технологии при очно-заочной и заочной формах обучения.
В 2012 году с принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
Законодательная база определяет, что:
Учебный процесс с применением электронного обучения и ДОТ может проводиться при всех формах обучения, включая сетевую форму реализации образовательных программ.
Основу образовательного процесса с применением электронного обучения и ДОТ составляет контролируемая самостоятельная работа обучаемого.
Обучающийся с применением электронного обучения и ДОТ может осваивать образовательную программу по индивидуальному плану или по индивидуальному графику.
Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Допускается отсутствие аудиторных занятий.
Недопустимо проведение итоговой и промежуточной аттестации с применением электронного обучения и ДОТ.
Нормативная база, разработанная образовательной организацией, является необходимым, но недостаточным условием перехода образовательной организации к применению ЭО и ДОТ.
Для внедрения электронного обучения должны быть созданы необходимые условия:
определение модели внедрения электронного обучения;
качественный интернет и, в том числе, беспроводная связь;
техническое оснащение;
информационная безопасность;
ИКТ-компетентность участников образовательного процесса;
профессиональное развитие преподавателей в направлении применения педагогических технологий деятельностного типа в открытой информационно-образовательной среде (ИОС);
развитие ИОС всеми участниками образовательного процесса.
Основополагающим фактором успеха внедрения дистанционных технологий является компетентность преподавателя. Это обеспечивается постоянным обучением.
Но обучение является не целью, а инструментом, обеспечивающим мотивацию и готовность преподавателя.
Внешнее нормативно-правовое обеспечение
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
На сегодняшний день электронное обучение и дистанционные образовательные технологии определены следующими основными законодательными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, технологий при реализации образовательных программ» осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных пункт 3
Организации, реализуют образовательные программы или их части с применением ЭО, ДОТ при проведении
учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости,
промежуточной,
итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся
пункт 4
Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
пункт 5
Организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий
организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ;
допускается отсутствие аудиторных занятий;
пункт 6
При реализации ОП с применением исключительно ЭО, ДОТ в организациях должны быть созданы условия для функционирования ЭИОС.
Организация обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
пункт 7
Организации вправе осуществлять реализацию ОП или их частей с применением исключительно ЭО, ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в ЭИОС, к которой предоставляется открытый доступ через "Интернет"… п.8 выдача документов
пункт 9
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.
Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" Раздел 3
- расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих.
СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ и образовательных организаций пункт 4.19
При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
В общеобразовательных организациях при формировании цифровых (электронных) библиотек должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Трудовой кодекс Российской Федерации Часть IV. Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников
- Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» Актуальные вопросы дистанционного образования
Все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО.
При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).
Целевая аудитория:
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Желающие получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий
Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности
Дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.
Преимущества ДО:
ДО дает возможность обучаться на всех этапах – от начального до высшего образования, не ограничивая обучающегося по возрасту
Предоставляет большие возможности в выборе дисциплин
Использует широкий спектр методов
Положительной стороной ДО
- для обучающегося является:
- для преподавателя ДО дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навыки излагать материал кратко, емко, логично.
Вывод:
Введение новых образовательных технологий предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.
Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного профессионального образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе.
В заключение по данному вопросу: В течение марта: - знакомиться и системы дистанционного обучения Moodle (электронный учебник у методиста, в сетевой колледжа; видео-лекции в интернет, прохождение КПК) 2. В течение апреля:
- подготовить электронный учебно-методического комплекс по дисциплине, модулю (электронный вариант лекции, учебника, глоссарий, задания (тесты), ссылки) по программе подготовки специалистов среднего звена «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и по программе подготовки специалистов среднего звена «Документационное обеспечение управления, архивоведение».
Разное:
Результаты подготовки профессиональной образовательной программы (практически готова);
Результаты итогов экзаменов квалификационных (гр МЭП (заочники), БУХ
Изменение режима проведения занятий