СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий обучения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение новых образовательных технологий предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.

Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного профессионального образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий обучения»

Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий обучения

Нормативно-правовое обеспечение обучения с использованием ДОТ



Дистанционное образование, являясь максимально доступным, сегодня присутствует практически во всех странах и благодаря своей доступности, гибкости и разнообразию форм, в будущем будет играть все более значимую роль.

Дистанционное обучение – одна из современных образовательных технологий, способствующих решению задач социально-экономического и научно-технического развития общества. Как и всё новое, применение и развитие этой технологии требует четкой нормативной базы.

О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах 20 века. Но долгое время не было нормативного обеспечения применения дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже.  С 2005 года на законодательном уровне было разрешено применять дистанционные образовательные технологии при очно-заочной и заочной формах обучения.

В 2012 году с принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». 

Законодательная база определяет, что:

  • Учебный процесс с применением электронного обучения и ДОТ может проводиться при всех формах обучения, включая сетевую форму реализации образовательных программ.

  • Основу образовательного процесса с применением электронного обучения и ДОТ составляет контролируемая самостоятельная работа обучаемого.

  • Обучающийся с применением электронного обучения и ДОТ может осваивать образовательную программу по индивидуальному плану или по индивидуальному графику.

  • Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

  • Допускается отсутствие аудиторных занятий.

  • Недопустимо проведение итоговой и промежуточной аттестации с применением электронного обучения и ДОТ.

Нормативная база, разработанная образовательной организацией, является необходимым, но недостаточным условием перехода образовательной организации к применению ЭО и ДОТ.

Для внедрения электронного обучения должны быть созданы необходимые условия:

  • определение модели внедрения электронного обучения;

  • качественный интернет и, в том числе, беспроводная связь;

  • техническое оснащение;

  • информационная безопасность;

  • ИКТ-компетентность участников образовательного процесса;

  • профессиональное развитие преподавателей в направлении применения педагогических технологий деятельностного типа в открытой информационно-образовательной среде (ИОС);

  • развитие ИОС всеми участниками образовательного процесса.

Основополагающим фактором успеха внедрения дистанционных технологий является компетентность преподавателя. Это обеспечивается постоянным обучением. 

Но обучение является не целью, а инструментом, обеспечивающим мотивацию и готовность преподавателя.



Внешнее нормативно-правовое обеспечение



Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

На сегодняшний день электронное обучение и дистанционные образовательные технологии определены следующими основными законодательными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, технологий при реализации образовательных программ» осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных 

пункт 3
Организации, реализуют образовательные программы или их части с применением ЭО, ДОТ при проведении

  • учебных занятий, практик,

  • текущего контроля успеваемости,

  • промежуточной,

  • итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся

пункт 4
Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
пункт 5
Организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий

  • организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ;

  • допускается отсутствие аудиторных занятий;

пункт 6
При реализации ОП с применением исключительно ЭО, ДОТ в организациях должны быть созданы условия для функционирования ЭИОС.
Организация обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
пункт 7
Организации вправе осуществлять реализацию ОП или их частей с применением исключительно ЭО, ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в ЭИОС, к которой предоставляется открытый доступ через "Интернет"… п.8 выдача документов

пункт 9
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"

Раздел 3
- расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих.

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ и образовательных организаций

пункт 4.19
При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В общеобразовательных организациях при формировании цифровых (электронных) библиотек должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Часть IV. Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников
- Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ»

Актуальные вопросы дистанционного образования

Все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО.

При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).

Целевая аудитория:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • Желающие получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий

  • Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности 

  • Дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.

Преимущества ДО:

  • ДО дает возможность обучаться на всех этапах – от начального до высшего образования, не ограничивая обучающегося по возрасту

  • Предоставляет большие возможности в выборе дисциплин

  • Использует широкий спектр методов

Положительной стороной ДО

- для обучающегося является:

  • индивидуальное обучение,

  • гибкий график учебы,

  • интерактивное взаимодействие с обучающей средой.

- для преподавателя ДО дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навыки излагать материал кратко, емко, логично.



Вывод:

Введение новых образовательных технологий предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.

Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного профессионального образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе.

В заключение по данному вопросу: В течение марта: - знакомиться и системы дистанционного обучения Moodle (электронный учебник у методиста, в сетевой колледжа; видео-лекции в интернет, прохождение КПК)

2. В течение апреля:

- подготовить электронный учебно-методического комплекс по дисциплине, модулю (электронный вариант лекции, учебника, глоссарий, задания (тесты), ссылки) по программе подготовки специалистов среднего звена «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и по программе подготовки специалистов среднего звена «Документационное обеспечение управления, архивоведение».


Разное:

    1. Результаты подготовки профессиональной образовательной программы (практически готова);

    2. Результаты итогов экзаменов квалификационных (гр МЭП (заочники), БУХ

    3. Изменение режима проведения занятий








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!