СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение в образовательный процесс начальной школы социально-педагогической технологии В.И. Жохова»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на семинаре директоров общеобразовательх школ г. Улан-Удэ

Просмотр содержимого документа
««Внедрение в образовательный процесс начальной школы социально-педагогической технологии В.И. Жохова»»

«Внедрение в образовательный процесс начальной школы социально-педагогической технологии В.И. Жохова»

на базе

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №31 г. Улан-Удэ»

им. Героя Советского союза П.Т. Харитонова


Сегодня перед школой поставлена задача: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся.

Качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Самым актуальным параметром в качестве образования является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношение с учителем. В центре школьного образования важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, которое предполагает признание ребёнка субъектом развития, обучения, воспитания; признание способности ребёнка к саморазвитию; смена позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика; приоритет внутриличностного содержания образования.

Проблема познавательной активности, ведущая к повышению качества знаний обучающихся, является одной из вечных проблем педагогики. На данном этапе решение этой проблемы идет через внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

В марте 2010 г. в Москве прошла 9-я международная конференция «Этика и наука будущего», тема - парадигма знания и образование. Были привлечены интересные докладчики из разных областей науки и педагогики. Основной тезис всех выступлений по педагогике - парадигму образования необходимо менять. При этом предлагается опираться на три основные идеи: 1) первооснова образования - это этика, воспитание, 2) необходимости здоровьесбережения учащихся, 3) насущности использования двуполушарности восприятия.

На фоне докладов учёных-методистов РАН внимание участников было привлечено выступлением Владимира Ивановича Жохова - заслуженного учителя РФ, профессора Челябинского университета, автора школьных учебников, справочных математических таблиц и методических пособий, имеющий более 300 научных публикаций, чьи практические разработки привели к формированию инновационной социальной технологии, автор уникальных педагогических инноваций, используемых в преподавании математики в школе. Разработанная им технология преподавания посвящена практической работе учителей, в основном, начального этапа обучения. Главная идея новой технологии - сохранить и развить творческий созидательный потенциал, заложенный в человеке от рождения. Как показывают исследования ЮНЕСКО, в двухлетнем возрасте более 80% детей проявляют высокие творческие способности. Однако после начальной школы количество одарённых детей составляет менее 10%. Технология Жохова позволяют сохранить творческий потенциал в этот период на высоком уровне у большинства детей!

Методическая система В.И. Жохова способствует равномерному развитию всех участков коры головного мозга.

Работа по методике В. И. Жохова строится в полном соответствии с действующими стандартами ФГОС и образовательными программами. Несмотря на соответствие стандартам, техника преподавания и подачи материала выгодно отличается от схем, принятых в традиционных классах. 

С чего началось создание методики?

Собственную методическую систему он разрабатывал более 30 лет. Главная идея его методики – сохранить и развить творческий потенциал ученика, заложенный в нем от рождения.

Изначально целью разработки методики было решить задачу подготовки детей к учебе в средней школе. Владимир Иванович обнаружил, что в пятом классе дети совершенно не готовы к освоению нового материала. Изучив доступные результаты исследований, как разные педагогические приемы влияют на развитие способностей ребенка, определив наиболее подходящую их последовательность, Владимир Иванович строил свою методику.
 Как работает методика В. И. Жохова?

При создании методической системы Владимир Иванович учел, что для развития тех или иных качеств ребенка важен возраст, время года и даже время суток. Исследования и систематические наблюдения показали, что наиболее эффективный период раскрытия способностей детского мозга, а именно лобных долей, с 5 до 6,5 лет. Далее активный период развития продолжается до 11-12 лет, но уже не так эффективен для максимального раскрытия потенциальных возможностей мозга. Поэтому по методике можно в первый класс брать детишек с 5 лет 3 месяцев (чтобы им исполнилось 6 лет до окончания первого класса). При этом классы могут быть разновозрастными (от 5,3 до 7,5 года). Это не только не мешает, а наоборот, помогает развитию как ребят постарше, так и малышей.

По сути, методика является совокупностью упражнений, которые способствуют равномерному развитию всех участков коры головного мозга. При этом также используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата.  Всего более 1700 факторов учтены при создании каждого занятия. Более 100 приемов и упражнений оздоровления, более 1000 различных педагогических приемов «вшиты» в эти занятия. И все это «упаковано» как увлекательная детская игра.

Технология В. И. Жохова включает детально разработанные комплексные занятия по основным предметам с 1-го по 4-й класс, которые связаны в единую систему. Учитель получает еженедельную методическую поддержку от автора системы в виде он-лайн семинаров.           

Методика подходит для внедрения как с 1-го, так и со 2-го класса начальной школы. Система В. И. Жохова подходит для использования в классах от 12 до 45 человек. При этом предпочтительно иметь равное количество мальчиков и девочек в классе. 

Идеалом учебно-воспитательной работы школы, по мнению Жохова, должен быть «человек здоровый», «человек способный», «человек достойный». Этот идеал требует пересмотра содержания уроков, которые, в первую очередь, должны решать следующие задачи:

1) сбережения и укрепления здоровья детей (использование здоровьесберегающих технологий),

2) сохранения и развития способностей учащихся,

3) обучения и освоения детьми учебного материала,

4) воспитания учащихся.

Эти задачи с успехом могут быть решены, при этом без дополнительных усилий обеспечивается поддержание в течение урока высокоэмоционального познавательного настроя детей. Для этого предлагается использовать принцип нелинейного метапредметного образования и мультимедийный способ подачи информации. Специальный подбор тем, видов и последовательностей упражнений в условиях использования интенсивных технологий обуславливает «зонную» активизацию коры головного мозга с постоянным переходом с одной зоны на другую. В результате повышается порог утомляемости, что оказывает положительное влияние на состояние здоровья учащихся.

На уроках математики происходит 20 - 25 переключений с одного вида деятельности на другой, на уроках русского языка - 15 - 20. Таким образом, реализуется принцип естественного восприятия человеком окружающего мира, основанный на высокой реакционной способности мозга. Дети с удовольствием впитывают начальные  представления из самых различных областей человеческих знаний. Мозг ребёнка способен самостоятельно систематизировать заинтересовавшую его информацию, найдя по собственной своеобразной ассоциации соответствующую ячейку в сознании.


Методическая система Жохова не является программой. Это методика. Она работает в рамках существующей государственной программы, полностью соответствует ФГОС. Меняется только сам урок: его структура, методы достижения тех стандартов, которым должен соответствовать обучающийся на выходе.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 г.Улан-Удэ» внедрила в учебный процесс начального общего образования методику В.И.Жохова в 2014 году. Инициаторами внедрения методики Жохова выступили родители будущих первоклассников (п.7 ч.3 ст.44 ФЗ).

В наступающем учебном году по данной методике продолжат обучение 4 класса (один 3 и два 2, один 1). Обучение ведется бесплатно на основе УМК «Школа России» с широким применением раздаточного материала, разработанного автором методики.

Методическое сопровождение учителя осуществляет разработчик методики Владимир Иванович Жохов, еженедельно в онлайн режиме(skype).

В образовательной организации разработано Положение «О внедрении методики Жохова в начальной школе», в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 47 Федерального закона. Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса.

Конечно, любая образовательная программа должна быть направлена на результат — быстрое освоение материала, получение качественных знаний, гармоничное развитие ребёнка. Все эти моменты решаются в ходе внедрения педагогической технологии В.И. Жохова. Ожидаемые и прогнозируемые результаты от использования его методики можно проследить в таблице.






Для родителей

Для учителей

Для директоров

Быстрое и качественное освоение материала, формирование ценностно-смысловой ориентации обучения.

Отсутствие проблемы с нежеланием ребёнка учиться и посещать школу.

Соответствие результатов образовательного процесса ФГОС.

Результат образовательного процесса высокий и гарантированный.

Гармоничное развитие личности.

Снижение заболеваемости детей (комплексный подход к процессу проведения занятий помогает забыть родителям о проблемах с позвоночником у детей, частых простудных заболеваниях и так далее).

Все уроки детально расписаны — от первого до четвёртого класса.

Методическая поддержка учителей на должном уровне.

Учёба в дружном коллективе с позитивным настроем и благоприятной обстановкой.

Быстрая результативность обучения, становящаяся заметной уже в течение первых двух месяцев.

Возможность повышения квалификации и онлайн-консультация с автором методики (раз в неделю).

Повышение инициативности школьников и их желания участвовать в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях. 

Повышение готовности детей к дополнительному образованию и изучению иностранных языков.

Отсутствие необходимости контролировать ребёнка при выполнении им домашних заданий.

Повышение авторитета в среде учителей, родителей и учеников.

В классах, обучающихся по методике Жохова, можно без страха провала организовывать открытые занятия.


Из опыта внедрения методики хочется отметить следующие положительные моменты:

Занятия проходят в виде увлекательной и непринуждённой игры, в которой задействовано всё — от зрения, слуха, голоса до физического развития тела. Если не вдаваться в тонкости методики, то особенность такого способа внедрения знаний в начальной школе заключается в организации процесса обучения с большей долей свободы и раскованности детей. Им разрешается ходить во время уроков, не запрещается отлучаться в туалет без разрешения, необязательна «привязка» учеников к школьной парте, есть реальная возможность обсуждения с учителем прямо на занятии своего метода решения задачи, можно подойти к педагогу и на ушко сказать решение, можно писать стоя - используются специальные столики с подвижными поднимающимися крышками, к доске чаще не выходят, а подбегают и пр.

Позитивный эмоциональный настрой, двигательная и речевая активность реализуются через специальные (варьирующиеся) упражнения в начале урока, передвижения по классу, жизнеутверждающую песню в конце.

В методике кардинальным образом изменились приёмы и способы обучения чтению, технике письма. Например, технология традиционного обучения грамоте разбирает то, в каком направлении писать овалы, крючочки и загогулины. Методика Жохова предоставляет детям полную свободу: учитель не диктует ученику, в какую сторону прорисовывать овал, откуда начинать движение ручки и прочее. Преподаватель лишь даёт задание: «Вот на экране (или доске) буква «А». Посмотри и воспроизведи её так, как сможешь». Генетически заложенная информация позволяет школьнику писать буквы так, как ему удобно, а значит, быстро.

Учитель с помощью экрана объясняет новый материал  обычно только один раз - понять с ходу могут не все, но в силу возможности самовыражения те, кто понял, начинают активно помогать остальным. Ребята заражаются общим для коллектива чувством радости познания, переживания успехов своих и товарищей - они аплодируют и удачным ответам учеников, и интересным объяснениям учителя, и понравившимся произведениям композиторов.

Если ребёнок сидит и не пишет, то обычно держит руки за невысокой спинкой стула. Первоклассников с самого начала учат правильно держать ручку. Направление верхнего конца ручки не регламентируется, ибо оно зависит от индивидуальных особенностей расположения мозговых речевых центров.

Поразительны результаты: например, - реализация естественного чувства языка и естественной грамотности уже во втором классе, способности прочувствовать структуру и частные отличия различных языков (дети уже в начальной школе осваивают на уровне бытового общения три языка - по одному во втором-четвёртом классах).


Результаты

Результативность методики достигается за счет того, что данные приемы используются с учетом естественных законов развития ребенка, его мозга, тела, интеллектуальной и духовной составляющих. Каждый прием и метод имеют свои уместные и эффективные время, место и последовательность применения. 

Отмечаем:

  • снижение заболеваемости в два-три раза;

  • дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу; качественное изменение отношений со сверстниками и взрослыми; 

  • нормализуется познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях;

  • значительное увеличение объема усвоенных знаний и умений (за 4 месяца работы дети легко изучают основной материал 2 лет обучения);

  • улучшаются социально-психологические показатели: дети поют, танцуют, не стесняются публичных выступлений;

  • ученики быстрее растут, укрепляется иммунитет, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. 


Много положительных моментов, но достаточно и трудностей с которыми мы столкнулись.

В качестве недостатков методики Жохова можно отметить:

  • малое количество специалистов-учителей, способных внедрить программу (чтобы добиться заметных результатов, педагог должен обладать «фанатичной» верой в технологию);

Прежде всего, учителю надо перестроиться внутренне: изменить  отношение к ребёнку, изменить отношение к своей работе, изменить отношение к себе.

Идёт материал, с которым он  никогда не работал, например, настоящие уроки литературы (совершенно взрослые подходы, взрослые понятия, работа очень высокого уровня, серьёзный курс литературы), это серьёзная математика с совершенно новыми приёмами, возможно неизвестными ему ранее, это метапредметные уроки, с большим объёмом информации. Учителю сложно, а ребёнку все по силам!

Владеть  уверенно техническими средствами, так как центральной фигурой на каждом уроке будет цветной слайд.

Быть готовым перестроить идеологию обучения и понимать, что учебные результаты – не главное, главное — здоровье детей, понимать, что  деятельность  ребёнка на уроке предусматривает его активную подвижность, свободу, внутреннее человеческое достоинство. Учитель не должен раздражаться, если ребёнок встаёт, ходит, поёт, хлопает в ладошки (конечно, ребёнок понимает, когда это уместно делать — ему это объяснили).

Быть готовым принять полностью уже разработанные уроки и выполнять без отступлений все указания к ним. Это трудно, так как приходится переоценить, переосмыслить то, что многие годы делал, чему многие годы учился, отрабатывал. Надо уметь посмотреть на давно знакомые методы с другой стороны: а так ли это хорошо, а нельзя ли по-другому.

  • отсутствует контроль каллиграфии …разработчик системы не обращает внимания на каллиграфию

  • невозможность обучения по ней гиперактивных детей и учеников с дефицитом внимания;

  • дефицит специальных учебников.

  • дисциплина

Мы конечно терпеливо ждем 1ый выпуск, т.к. лишь по окончанию 4ого года обучения можно увидеть результат. Но уже сейчас видно, что это светлые и умные дети, а главное они уважают и ценят себя. Умеют увидеть много вариантов решения одной задачи и потом найти самый оптимальный - эта способность не развивается сама собой, ее развивают специальными упражнениями. Уже после окончания 1-го класса, можно сказать, что большая часть работы, связанной с тем, чтобы ребенок научился учиться, уже сделана.

Большое внимание уделяется развитию актерских способностей, дети с удовольствием играют на сцене, полностью осваивают навык публичных выступлений. Сами пишут сценарии, режиссируют и играют. Это очень ценный навык, который всегда пригодится в жизни.

И еще важно, что создаются такие условия, в которых дети осваивают навыки сотрудничества, работы в команде, где каждый умеет слушать другого и работать на общий результат.

Много внимания уделяется отношениям мальчиков и девочек. В мальчиках развиваются мужские качества. в девочках - женские. Это вообще никак не учитывается в обычной школе. Там все "равны". А ведь мальчики и девочки изначально разные. Нужно знать и понимать эти различия, только тогда природа ребенка раскроется в полной мере и наилучшим образом.

В завершении своего выступления, отмечу, что со стабильными положительными результатами по методике выучились более 3000 детей в разных территориях Челябинской и Нижегородской областей, Пермского края, Москвы, Московской области, в других регионах РФ и Казахстана. 

Природа заложила в детей очень много, что способствовало бы их плодотворной счастливой жизни в современном информационном обществе. В последнее время мы все чаще говорим о личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании. Но на практике далеко не всегда добиваемся того, чтобы каждый ребенок реально смог «увидеть в себе» что-то такое, что можно развить. Этому помогают учителя, для этого и разрабатываются технологии.




- Каждый день – зарядка для ума и гимнастика для тела

- Каждый урок – хорошая песня и классическая музыка

- Каждая тема – богатый визуальный ряд, особая технология прохождения

- Каждый ребёнок – личность самобытная и яркая

- Каждая личность – достойна уважения

- Каждая книга – источник становления  нравственной позиции

- Каждый праздник – способ самовыражения

- Каждый рисунок – яркий образный мир ребёнка

- Каждые каникулы и выходные  – без обязательных домашних заданий и зубрёжки


Так вот, исходя из того, что запретный плод сладок, дети более склонны нарушать правила, чем соблюдать, более того, они гораздо хуже работают, когда их постоянно одёргивают, заставляя сидеть и ходить по струнке, а если урок интересен и учитель — друг, то и ребёнок, находясь в комфортной обстановке, не станет бойкотировать правила поведения в классе.

«УниК»  - уникальная  и единственная в своём роде отечественная мультимедийная педагогическая система!

25 августа 16.00 каб.3

Много времени уделяется также развитию дивергентного мышления. Этим типом мышления обладали все гениальные люди. Умение увидеть много вариантов решения одной задачи и потом найти самый оптимальный - эта способность не развивается сама собой, ее нужно востребовать, то есть развивать специальными упражнениями. Креативные задания, изобретательские задачи, особые упражнения - все это тоже есть в программе 2-4 классах.

История, география, астрономия, биология, химия - все представлено отдельными темами, которые дети изучают с огромным удовольствием, потому что очень интересно построены уроки.

Большое внимание уделяется развитию актерских способностей, дети с удовольствием играют на сцене, полностью осваивают навык публичных выступлений. Сами пишут сценарии, режиссируют и играют. Это очень ценный навык, который всегда пригодится в жизни.

И еще важно, что создаются такие условия, в которых дети осваивают навыки сотрудничества, работы в команде, где каждый умеет слушать другого и работать на общий результат.

Много внимания уделяется отношениям мальчиков и девочек. В мальчиках развиваются мужские качества. в девочках - женские. Это вообще никак не учитывается в обычной школе. Там все "равны" . А ведь мальчики и девочки изначально разные. Нужно знать и понимать эти различия, только тогда природа ребенка раскроется в полной мере и наилучшим образом.
Много еще можно написать, но думаю, что пока достаточно. Поверьте, эти 4 года дают превосходное развитие детям, и становятся для них по-настоящему счастливым детством.

Деятельность образовательных организаций регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. No 273-­‐ФЗ (далее –Закон об образовании, Закон).
Пункт 2 ст. 28 Закона устанавливает, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно‐методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В частности,к компетенции образовательной организации в указанной области относится использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (пп.12 п.3 ст.28 Закона).
Министерство образования также поддерживает инициативу образовательных организаций в разработке и внедрении образовательных методик.


В частности, в п. 19.10 Письма Минобрнауки России от 01.04.2013 г. NoИР-­‐170/17 сказано, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно­‐ методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Также, согласно п.22 Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. No373,в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.
Таким образом, школа свободна в использовании методов обучения при условии соблюдения требований образовательных программ и соответствия результатов обучения федеральным образовательным стандартам.
Методика Жохова предусматривает обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет ученику успешно освоить программу начального общего образования и получить уровень знаний, необходимый для прохождения итоговой оценки качества освоения программы начальной школы.
Применение методики не требует получения каких-­‐либо специальных разрешений или аккредитаций.
Таким образом, применение методики Жохова школой начального образования полностью соответствует требованиям российского законодательства об образовании.

1) Владимир Иванович принимает лично решение о целесообразности дальнейшей работы с учителем и классом после окончания первого класса. Система Жохова условно состоит из двух модулей: 1й класс - основной модуль, 2,3,4 классы - дополнительный модуль. Если Ваш ребенок проучился хотя бы первое полугодие по Системе Жохова, то основной эффект уже им получен - нормализована работа мозга и проч. и проч. После окончания 1-го класса, можно сказать что большая часть работы, связанной с тем, чтобы ребенок научился учиться, уже сделана. Во втором классе работа не ведется с теми классами, с которыми это делать не целесообразно. Владимир Иванович расскажет все подробности и требования учителю. А учитель родителям. Просто их соблюдайте. Они не сложнее чем при работе по любым другим системам. И даже проще. Прекращение работы не связано ни с какими финансовыми вопросами. Предоставление стало платным только с сентября 2015 года. Никаких "неприличных" трюков и "заманух" использовать мы не собираемся и резкого роста цены тоже не планируем. Проект является проектом "социального предпринимательства". Деньги будут использоваться на развитие системы.
2) Алена, про трудоустройство мы не знаем. Нет возможности оценивать. Судя по тому, что я видел в жоховских классах - никаких проблем ни с трудоустройством, ни с открытием собственного бизнеса у них не будет. Сходите на первые открытые уроки и все поймете. Светлые и умные не значит слабые, а главное они уважают и ценят себя. А как мы знаем - ценят и уважают тех, кто себя ценит и уважает. При переходе в 5 класс у таких детей проблем не больше, чем у остальных. Возможно ли предвзятое отношение? Это как повезет и кроме того зависит от работы учителя и родительского комитета. Это жизнь. К пятому классу наши детки уже вполне готовы к осознанному восприятию превратностей судьбы и каки-либо проблемы будут их закалять и делать сильнее. Будут классные учителя - получится выдающийся результат по этим предметам, будут мешать или "застраивать" - дети получат полезный жизненный опыт.
3) Ребенку в начальной школе, в первую очередь, необходимы не знания, а желание и умение (навыки) их получать. Вот это прививается прочно и навсегда. Пробелов нет, объем получаемых знаний, умений, навыков кратно богаче. ФГОС выполняется с запасом почти для 100% детей.
4) Аттестацию проходят дети без проблем. Про придирки уже писал выше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!