СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внекласное чтение.Открытый урок-беседа по литературе в 6 классе по повести Э.Хеменгуэя «Старик и море»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя,  особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе  аналитической беседы  по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века;

  2.  Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста;

  3. Нравственное воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Внекласное чтение.Открытый урок-беседа по литературе в 6 классе по повести Э.Хеменгуэя «Старик и море»»

Открытый урок-беседа по литературе в 6 классе по повести

Э.Хеменгуэя «Старик и море»

МБОУ СОШ с. Старые Туймазы

Эрнест Хемингуэй «Старик и море» 6 класс (УРР)

Учитель: Гизятова Лилия Хатиповна

ТЕМА УРОКА: «Природа и человек, как единое целое».

Человека можно уничтожить,

Но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй

ЦЕЛИ:

  1. Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя,  особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе  аналитической беседы  по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века;

  2.  Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста;

  3. Нравственное воспитание.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья и гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Не случайно я выбрала произведение, которое изучают в старших классах, но хочу познакомит вас с новым жанром-философским, ведь философия-это наука, что же она изучает?

ОТВЕТ: жизнь...

В основе повести лежит тот или иной вопрос человеческого бытия. А здесь автор как раз и поднимает различные вопросы: например вопрос победы и поражения. Главный герой предстает перед нами как философ. Однако в узкие рамки сюжета « втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой и нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы космического порядка: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений, о единстве человека и природы и многие другие.

2.Вступительное слово учителя:

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя  еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его  на почти верное поражение, Х.  и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Он участник первой мировой войны 1914—1918 годов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыбачил в Атланти­ческом океане и изведал счастье «большой охоты» в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием. Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпе­ром. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и восприимчив, честен, бес­компромиссен и мужественен, трудолюбив и работос­пособен. Он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине.

Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемин­гуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими переживаниями. Хемингуэй писал репортажи, статьи, очерки, стихи, рассказы, повести и романы. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, перешагнувший через пространства и своё время.

В 1943 году друг Хемингуэя американский поэт Арчибалд Маклиш написал о нём стихотворение, в котором есть такие строки:

Ветеран войны в двадцать лет,

Прославленный в двадцать пять,

В тридцать — он мастер,—

Он выточил стиль эпохи из ореховой трости...

Эрнест Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 года в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди, труженики. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносливость, настойчивость, умение постоять за себя. Он воспитал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

На день рождения трёхлетний Эрнест получил от отца в подарок рыболовные снасти, на следующий год — охотничье ружьё, в пять лет - микроскоп. Люди, знавшие его, подчеркивали, что был бесстрашный человек, подтвердивший своей жизнью обронённую как-то фразу «Я ничего не боюсь!».

Эрнест Миллер Хемингуэй

( англ .   Ernest Miller Hemingway 

  • 21 июля 1899 года  Оук Парк  Иллинойс 

США —  2 июля   1961 года  Кетчум , Айдахо ,

США) — американский писатель,

журналист, лауреат Нобелевской премии

по литературе   1954 года.

Творчество писателя вот уже на протяжении многих десятилетий привлекает внимание читателей и критиков. Они открывают в нем все новые и новые черты, теряются перед тайной авторской манеры Хемингуэя, выступают со спорными суждениями о его произведениях. Но чуть ли не наибольшее количество таких противоречивых откликов вызвала философская повесть-притчу «Старик и море», написанная писателем в 1952 году.

«Старик и море» - лебединая песня автора, которой он достойно завершил свой творческий путь, которая подводит философский итог его борьбы за гуманизм, за красоту, за достоинство человеческой жизни.

В 53 году Хемингуэй за эту повесть получил высшую награду США – премию Пулитцер. А в 54 г. Ему присудили Нобелевскую премию.

На таинственном могущественном Гольфстриме происходят события философской притчи о человечестве и мире, о человеке, созданном для победы.

Все простое, как борьба стихий: акулы, лодка старого рыбака. Уже несколько десятилетий его произведение читается по-разному читателями разных поколений. В чем же тайна повести?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА:

Итак, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью, попробуем охарактеризовать образ старика Сантьяго, дать ответ на вопрос, о чем эта повесть: о поединке человека и рыбы, или о гармонии человека и природы, о силе или бессилии человека, о человеческой мудрости или о человеческом безумии, о победе или о поражении. О повести, замысел которой автор вынашивал 14 лет. В основу произведения был положен реальный случай происшедший на море, когда старый рыбак поймал большого марлина, но не смог защитить его от морских хищников, поэтому плакал, как ребенок, и почти сошел с ума от обиды и потери.

Проверка читательского восприятия 

1. Главного героя повести звали Сантьяго? (Да)

2. Старик возвращался домой без улова 90 дней? (84)

3. Мальчика, который учился у старика рыболовному мастерству, звали Янки? (Манолино)

4. Старик провёл в море, борясь за свой улов три дня? (Да)

5. В борьбе за свою рыбу старик убил одну акулу? (6)

6. Рыба, пойманная стариком, была длиной около 5, 5 метров? (Да)

7. Сантьяго смог вернуться домой с победой?

Действительно, ответить однозначно на данный вопрос не возможно. Он требует анализа текста…

Напомните сюжет произведения.

Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы, Провожавший его мальчик обнадёживал его, провожая на 85 день в море. Уплывшему далеко в море, разговаривавшему ласково с морем старику с большим трудом удалось поймать огромную рыбу, как подарок-трофей от природы. Трое суток боровшись с ней, обессилив, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели её, как ни боролся старик с ними. Рыбак вернулся со скелетом рыбы только на 4-е сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. Но победителем ли он вернулся? А вот почему же он все-таки вернулся, объясните мне, где скрыта его главная победа? Какое личное философское кредо было у Сантьяго?

ОТВЕТ

Сантьяго-человек уникальный и неповторимый. Он создает собственную концепцию, что отображает его взгляды на отношения с природой

Есть принцип айсберга, провозглашенный Хемингуэем.

-Хемингуэй писал: Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит все опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом». Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых-в подтексте. Художественный текст произведения подобен той части айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель рассчитывает на домысел читателя.

Что мы можем сказать о герое, прочитав его портрет?

ОТВЕТ

Перед нами человек, вся жизнь которого прошла в непрерывном труде, в упорной борьбе, оставившей на теле его следы глубоких ран, Это портрет человека, судьба которого не баловала, но невзгоды жизни не убили в нем живую душу, не сломили его воли и настойчивости, что отразилось в такой детали, как глаза. Они были похожи на глаза человека, который не сдаётся.

ВОПРОС

Как вы думаете, почему герой притчи-старый человек, ведь старость-это слабость, угасание, неудача?

ОТВЕТ

Я хотел бы с вами не согласиться, ведь старость- это ,прежде всего, мудрость и большой жизненный опыт

ВОПРОС

Дальнейшее повествование убеждает читателя в том, что Сантьяго-необыкновенный старик, как он сам говорит о себе. После первого описания автор вносит новый штрих в портрет этого мужественного человека: у старика были удивительные плечи.

Какие они? Прочитайте.

Эта деталь как будто не согласуется с тем, что нами было сказано выше: изможденный старик и –могучие плечи.

-Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты изможденный-могучие?

ОТВЕТ

Это прием контраста. Антитеза. Противопоставление, для яркого акцента

ВОПРОС

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Учитель: а теперь давайте рассмотрим, кто же он, этот старик?

-Охарактеризуйте старика Сантьяго

ОТВЕТ

Старик-обычный рыбак, но он вызывает большой интерес автора, который признает уникальность каждого человека. Он очень опытный, ловкий. Он выполняет свое жизненное назначение-быть рыбаком. Это его работа, его профессия, его искусство. Старик, вопреки жестоким законам жизни, сохраняет в себе человечность, доброту, мужественную выдержку, поразительную стойкость в борьбе с природой

-К каким событиям своей жизни он чаще всего возвращается в воспоминаниях

-Старик себя называет необычным стариком. Как вы понимаете его самооценку? Почему?

ОТВЕТ

-старик часто ведет разговор с неживыми предметами .Наверно, потому что он стар и у него возникает потребность в общении. Он разговаривает со своей затекшей рукой

-он очень сентиментальный: вспоминая об убитой красивой рыбе,он жалеет ее , ему очень грустно

-старик называет рыбу своим другом

-он не верит в бога, но начинает молиться, чтобы удалось доставить рыбу на берег

-старик с мальчиком продали сеть, но делают вид, что она существует .не было и миски с желтым рисом и рыбой, и оба делают вид, что она есть

-Что было важным в жизни для рыбака?

-Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?

-Каковы его рассуждения о счастье?

ВОПРОС

-Расскажите об их отношениях с мальчиком. Что их объединяет?

ОТВЕТ

Сантьяго увлекается бейсболом, который любит и Манолин .Они обожествляют великого Ди Маджио, который играет лучше всех и побеждает даже травмированный. Старик даже в море во время борьбы с большой рыбой на своем месте представляет Ди Маджио

-Во что Сантьяго верит? Отве

-Как старик относится к морю?

-Для чего старик хотел поймать большую рыбу?

-Сравните его отношение к рыбалке с позицией других рыбаков.

-Раскройте отношение Сантьяго к неудачам. Ощущал ли он себя побежденным?

-Как старик относится к морю?

Старик говорит о море, как о женщине, употребляя местоимение она: «Она добра и очень красива. Но она может быть такой жестокой». Рыбак трезво оценивает море: он видит в нем и хорошее, и плохое, и доброе, и злое. Кого он больше всего любит из обитателей моря?

И вот в море старик поймал удачу. Он ловит такую рыбу, о которой каждому рыбаку можно только мечтать. Все 86 дней неудачи теряют всякое значение.

Итак, старик поймал рыбу, как же дальше разворачиваются события? Чем заканчивается поединок человека и рыбы?

ОТВЕТ

В один из моментов борьбы с рыбой голод и усталость начинают одолевать Сантьяго, и тогда он близок к отчаянию. «Мне все равно, кто кого убъёт», - произносит старик. Эти слова раздаются над морем как стон смирения и покорности судьбе. Рассудок торжествует, его упорство побеждает и слабость, и отчаяние, и боль. Поединок заканчивается победой человека.

Но только старик одолел рыбу, как столкнулся с новым испытанием. На рыбу напала стая акул. Потерпев полное поражение, то есть потеряв всю добычу, старик так определяет причину своей неудачи : «я просто слишком далеко ушел в море».

-Как раскрываются необыкновенные качества старика во время поединка с большой рыбой? Почему он борется с акулами, ведь он рискует жизнью? Как он воспринимает опасность со стороны акул? Почему он не оставил большую рыбу, чтобы спастись самому? Как вы думаете, как бы поступили другие рыбаки? Почему в нем закипает злость?

ОТВЕТ

-он любит и уважает рыбу. Это говорит о бережном отношении к природе. Он жалеет её, переживает, что вынужден причинить рыбе боль. Воля к жизни, к победе – вот что объединяло  старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака ( это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно, а кулам не пришлось даже потрудиться, чтобы поймать добычу.

-Что понял Сантьяго, когда увидел на сером фоне неба табун диких уток?

ОТВЕТ

Что человек в мире никогда не бывает одинок.

ВОПРОС

- Что значат слова: «Он знал, что пришло к нему смирение не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства

-Кем, на ваш взгляд, предстает Сантьяго в конце повести: победителем или побежденным?

ОТВЕТ

На мой взгляд, Сантьяго вернулся непобежденным, потому что он победил рыбу, победил себя, свою старость, слабость своих рук. Он-победитель.

Сантьяго- человек уникальный и неповторимый. Он создает собственную концепцию, что отображает его взгляды на отношения с природой

Мальчик-символ юного поколения .Автор не зря показал мальчика. Ведь он чистая душа, его можно научить чему-то доброму. К тому же показана преемственность поколений.

Львы - символ красоты, мужества, мечты.

Море-символ вечно бурлящей жизни

Акулы - не только хищные животные, но и символ жизненных испытаний.

Рыба - не только средство для существования рыбака, но и символ его характера, назначения в жизни.

Повесть «Старик и море» можно назвать притчей?

Вспомните, что вы знаете о притче?



ОТВЕТ

Притча - аллегорическое произведение поучительного характера, насыщенное моральным или философским содержанием и символическими образами.

Ребята, название произведения изначально имело такие варианты: «Человеческое достоинство», «Море в жизни». Но в письме к редактору неожиданно появилось «Старик и море». Как вы думаете, почему Хемингуэй решил остановиться на таком названии?

ОТВЕТ

Старик и море - это человек и природа, величие человека перед лицом могучей стихии , смертное и вечное.

Море - символ вечной жизни, символ бесконечности. Океан воспринимается нами как живое существо: саргассовые водоросли «вздымались и раскачивались на легкой волне, словно океан обнимался с кем-то под желтым одеялом».

Старик - человек, прошедший жизненную школу, он умудрен опытом, он спокойный и смиренный, а только будучи таким можно понять море и те испытания, которое оно готовит для рыбака, и принять все как должное.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о таком удивительное произведении ,попытались рассмотреть философские вопросы, которые поднял Хемингуэй.

Какие впечатления у вас от этой повести? Что важного вы взяли для себя?

ОЦЕНИВАНИЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Учимся писать сочинение-размышление на втором уроке):

    1. Сочинение - размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно».

    2. Нарисовать портрет старика Сантьяго.

    3. Сочинение - размышление на тему «Чем я похож(а) на старика Сантьяго и что нас отличает друг от друга.

    4. Сочинение - размышление «Как бы я поступил на месте мальчика?»







 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!