СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная и внеурочная работа по дисциплине

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы обучающихся вне урока под руководством преподавателя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.                                                                                                     Внеклассные занятия по дисциплине выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с обучающимися.                     

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная и внеурочная работа по дисциплине»

Внеклассная и внеурочная работа по дисциплине

 

      Внеклассные занятия по дисциплине выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с обучающимися. 

Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы обучающихся вне урока под руководством преподавателя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Внеклассная работа обучающихся отличается тем, что:

-отсутствует обязательная программа;

-педагог осуществляет консультативную помощь;

-работа строится  на инициативности самих обучающихся;

-деятельность имеет творческий, исследовательский характер;

-работа не регламентирована жесткими временными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем;

-в работе могут принимать участие как одновозрастные, так и разновозрастные дети.

      К внеклассной работе по дисциплине можно отнести:

- классные часы, эстетические беседы о профессиях, промыслах, искусствах, ремеслах, технических достижениях, беседы – игра;

- диспуты («Самые популярные профессии», «Профессия и риск»);

- конкурсы, соревнования (украшение кабинета к Новому году);

- поручения;

- наблюдения;

- трудовые проекты;

- праздники (урожая, деревьев, цветов, птиц, хлеба), дни профессий;

- кружковая работа.

      Внеурочная работа включает работу над домашним заданием, которое может включать наблюдения, исследования, поиск информации, практическую работу.

      Исследовательская и проектная деятельность обучающихся

      Многие методисты, разрабатывающие проблемы организации внеаудиторной работы, рассматривают исследовательскую  и проектную деятельность обучающихся как наиболее продуктивные способы развития обучающихся средствами материала учебной дисциплины.

      Исследовательская деятельность обучающихся - это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» новых знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их  ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Можно указать на следующие виды исследовательской работы, проводимой в рамках учебной дисциплины:

1)по сложности:

- исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), что позволят описать явные свойства материалов, используемых в работе, а также определить, основываясь на знании его свойств, на что нужно обратить внимание при работе с данным материалом;

- вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке обучающимися вопросов и нахождении ответов на них;

- собственно исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение темы, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

      Каждый из видов исследований характерен для обучающихся определенного возраста. Первый и второй вид свойствен первокурсникам, затем, постепенно овладевая знаниями и  исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования;

2)по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (вся группа). На учебных занятиях, как правило, реализуются коллективные либо групповые исследования. Индивидуальные исследования могут быть предложены педагогом с учетом готовности обучающихся конкретного курса к подобному виду деятельности;

3) по месту проведения: урочные, внеурочные. На учебном занятии, как правило, проводятся кратковременные исследования, направленные на выявление различных свойств материалов, на выдвижение и проверку конструкторских идей и проч. Вне учебного занятия возможно проведение более глубокого исследования.

по времени: кратковременные или долговременные.

      Проект (от лат. –«брошенный вперед») - метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе). Проектная форма деятельности – система учебно-познавательных действий обучающихся, направленных на самостоятельный поиск и решение различных задач с обязательным представлением результатов своих действий.

Наибольшее влияние проектная деятельность оказывает на следующие группы умений: исследовательские (генерировать идеи и выбирать самое лучшее); социального взаимодействия (сотрудничать, организовывать взаимодействие, направлять совместную деятельность на достижение результата); оценочные (ход, результат деятельности); информа­ционные (самостоятельный поиск информации, оценка ее достаточности); презентационные (выступать, отвечать на вопросы, использовать нагляд­ность).

      По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность имеет следующие особенности:

- проектная деятельность обучающихся направлена на формирова­ние способов познавательной и творческой деятельности;

-    проектная деятельность обучающихся нацелена на «открытие для себя»;

-    главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;

- проектная деятельность обучающихся должна быть направлена на углубление общеобразовательной подго­товки и развитие творческих способностей.

      Разумеется, проекты обучающихся не могут быть абсолютно са­мостоятельными и требуют координации деятельности со стороны педагога, особенно в случаях выпол­нения внеурочных проектов.

По мнению Е.А. Лутцевой, творческий проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения  выполненная под руководством педагога. Творческие проекты по учебной дисциплине могут быть коллективными или индивидуальными. Она определяет следующий порядок работы над проектами по учебной дисциплине:

1 этап. Разработка проекта

1. Целеполагаение. Осознание назначения.       

2.  Определение объекта  и  направлений деятельности:

- изделие или информация;

- какова конструкция изделия или форма подачи информации;

- какие материалы использовать;

- зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта;

- выбор лучшего варианта.

3. Осмысление технологии изготовления:

-   технологическая последовательность выполнения;

-   возможные конструкторско-технологические проблемы;

-   как решить эти проблемы;

-   инструменты.

      2 этап. Выполнение проекта

1. Воплощение замысла:

-    изготовление изделия или подготовка информации;

-    дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию).

     3этап.  Защита проекта

При защите важны ответы на следующие вопросы:

    1.   Что решили делать и для чего.

    2.   Как рождался образ объекта.

    3.   Какие проблемы возникали.

    4.   Как решались проблемы.

    5.   Что получилось.







Список использованной литературы

  1. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания. – М.: Просвещение, 1983 г.

  2. Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001 г.

  3. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001 г.

  4. Панчешникова Л. М. Методическое пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1976 г.

  5. Усова А. В. Об организации обучения школьников. – М.: Просвещение, 1989 г.

  6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – Педагогическое общество России, 2005 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!