СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа»

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения двигательной активности обучающихся

Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по со­хранению и укреплению здоровья обучающихся яв­ляется организация и проведение внеклассной вос­питательной работы по повышению двигательной активности школьников.

Цель этих мероприятий - обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.

Составной частью этой работы является внеклас­сная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа.

Ее задачи:

- привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физ­культуры;

- воспитание у школьников общественной ак­тивности и трудолюбия;

- развитие творческой инициативы и организа­торских способностей.

Формы внеклассной спортивной и физкультур­но-оздоровительной работы достаточно разнообразны: - спортивные секции;

- группы общей физической подготовки с оздо­ровительной направленностью;

- физкультурно-оздоровительные клубы для уче­ников школы; - дни здоровья; - школьные спартакиады.

Данная работа должна носить массовый харак­тер, иметь воспитательную и развивающую направ­ленность. При правильной ее организации содер­жание работы должно быть тесно связано с учебны­ми программами, способствовать расширению и уг­лублению знаний о видах спорта, правилах сорев­нований, формировать жизненно необходимые дви­гательные умения, а при возможности ребенка вы­ходить на уровень навыков.

Результатом внеклассной спортивной работы яв­ляется не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и психологические приобре­тения, к которым, прежде всего, относится лич­ность. Одно из основных положений психологичес­кой теории личности - положение о том, что лич­ность формируется в деятельности. Это ярко прояв­ляется в спорте, особенно в игровых видах.

Для обучающихся значительный интерес представ­ляют спортивные игры, обладающие развивающи­ми, оздоровительным и тренировочным эффектом.

На наш взгляд, в спортивных играх можно оп­ределить три стороны воздействия на занимающих­ся - моторная, психическая и социальная.

Моторная сторона. Спортивные игры признают­ся важным средством физического воспитания де­тей, так как при правильном применении в различ­ных формах организации учебной деятельности они позволяют решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Секционные занятия, имею­щие большую продолжительность чем урок, меньший состав занимающихся, узкий круг решаемых задач, позволяют целенаправленно применять методы сло­весного и наглядного воздействия, практические ме­тоды обучения для формирования техники движений и воспитания физических качеств, обеспечивающих успех ребенка в изучении данного вида спорта, ук­репляя жизненно важные системы организма.

Доказана роль спортивных игр в улучшении обмена веществ, кровообращения, дыхания, деятельности центрального и периферического отде­лов нервной системы. Игры содержат соревнова­тельный элемент, что позитивно влияет на фор­мирование социальной активности ребенка. Все это содействует повышению умственной и физи­ческой работоспособности. Такая активная дея­тельность всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы важное условие успешного обучения.

Целенаправленная нагрузка оказывает стимули­рующее воздействие на организм, соответствует удовлетворению естественной потребности в дви­жении.

Многообразие двигательных действий, входящих в содержание спортивных игр оказывает комплек­сное воздействие на развитие координационных и других двигательных способностей: к реакции, ори­ентированию в пространстве и во времени, пере­строению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Систематическое выполнение, упражнений спо­собствует повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к силь­ным раздражителям, ускоряет аналитико-синтетическую деятельность ЦНС, а все это способствует укреплению здоровья учащихся.

Психическая сторона. Особая ценность спортив­ных игр заключается в возможности одновремен­ного воздействия на моторную и психическую сфе­ру занимающихся. Быстрая смена игровых ситуа­ций предъявляет повышенные требования к под­вижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные зау­ченные действия могут оказаться неэффективны­ми. Игры способствуют варьированию движений в меняющейся обстановке. Они вынуждают мыслить наиболее экономно, мгновенно реагировать на дей­ствия соперника и партнера, укрощать эмоции.

Игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Играющему ребенку приходиться выбирать и совершать из множества (может заме­нить эти слова на нескольких) возможных опера­ций одну, которая, по его мнению, целесообразна и может принести успех. Эффективность игрового поведения обуславливается целостным компонен­том ориентировочной, интеллектуальной и двига­тельной деятельности. Спортивные игры способ­ствуют развитию творческих способностей, вооб­ражения, самостоятельности действий, выработке умения выполнять правила игры.

Все игроки должны понимать и правильно оце­нивать игровые ситуации, и в соответствии с этим принимать решения об оптимальных вариантах со­вместных действий. К тому же каждый должен планировать свои действия, предусматривать пове­дение своих товарищей и согласовать с ними свою деятельность. Кроме этого нужно предусматривать и действия соперников, а при необходимости быст­ро на них реагировать. Все это требует от каждого учащегося значительных умственных усилий.

Игры содействуют воспитанию коллективизма, силы воли, стремления к победе, решительности, развивают игровое мышление.

Психические процессы: восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, речь - выступают важнейшими компонентами любой человеческой де­ятельности. Следовательно, психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней раз­виваются и сами представляют особые виды дея­тельности. Причем выполнение физических упраж­нений сразу непосредственно в соревновательной деятельности и в процессе подготовки к ней рассматривается как способ достижения общего пси­хологического и эмоционального комфорта.

Социальная сторона. Верно положение о том, что игра выступает в качестве модели социальной деятельности. «Человеческая игра - это такая де­ятельность, - пишет Эльконин, - в которой вос­создаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятель­ности. Игра предстает как деятельность, отражаю­щая в условно обобщенной форме, отношение чело­века к миру, к людям, к самому себе, имеющую цель самовыражения индивида, формирование у него типов социального поведения и прогнозирова­ния ситуаций общения. Это один из способов осво­ения мира, самоутверждения человека».

Эльконин отмечает, что игра социальная по сво­ей природе, по своему содержанию и происхожде­нию, ее следует рассматривать как «арифметику социальных отношений».

Игра развивает наблюдательность, умение вла­деть собой, подчиняться правилам. Все это нужно человеку в его будущей жизни. Для того, чтобы быть принятыми обществом и стать его активными членами, учащиеся должны уметь адекватно реа­гировать на различные жизненные ситуации, про­являть доброжелательность по отношению к окру­жающим (спортивная этика, положительное отно­шение к соперникам), они должны научиться кон­тролировать свои потребности и проявление чувств.

Считается, что спортивные игры стимулируют формирование способности к лидерству, развитию самоконтроля и спортивной этики. Игровая деятельность способствует формированию «эмоцио­нального развития личности».

Как отмечает Ананьев Б.Г., игра занимает ве­дущее место в социальном формировании человека - субъекта познания и деятельности. Игра выступает своеобразным этапом развития свойств человека, изменения его социальных позиций, ро­лей в обществе и сдвигов в статусе, то есть ста­новления личности.

Таким образом, спортивные игры дают возмож­ность учащимся воспитывать умения взаимодейство­вать с партнерами, координировать действия и под­держивать единство между членами группы, вы­полнять правила и подчиняться.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!