Тема: Доброта дарит мир и радость.
Цель: продолжение формирования чувства доброты, мира, радости и милосердия.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
-Сегодня, ребята, урок внеклассного чтения. И будем мы его проводить в необычной форме. Мы будем говорить на уроке о доброте, мире, милосердии.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова известного дагестанского поэта и писателя Р. Гамзатова.
«Пусть добрые люди пребывают в добре, а злые становятся добрыми»
Р. Гамзатов.
-Проблема доброты проходит красной нитью через все его творчество. Во многих его произведениях добрые, чуткие отношения между людьми решали многие затруднительные ситуации.
- А как вы думаете, что такое доброта?
-Доброта- это отзывчивость и стремление делать людям хорошее.
-А что такое милосердие?
-Милосердие- это доброта и уважение.
-От какого слова образовалось «милосердие»?
-От слова милость.
-Правильно милость, милостыня. Милость к людям, к животным, к растениям, ко всему живому, что нас окружает.
- Теперь скажите, пожалуйста, что такое равнодушие?
-Равнодушие- это отрицательная черта характера.
- Правильно, даже известный философ говорил:
«Видеть равнодушие и молчать - значит, самому участвовать в нем».
-А теперь представим вашему вниманию инсценирование русской народной сказки «Равнодушие». Посмотрим, к чему может привести это зло мирных, добрых и отзывчивых людей.
3. Инсценирование сказки.
Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию, и захотелось ему попасть туда. Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и посмеется. А вот и идет мужчина, а впереди несет сумки пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.
И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немного людно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах, везде валялся мусор, улицы стали грязными и черными. И только один мальчик Сема и его семья не поддавались равнодушию. Стало равнодушие злиться. Следить стало за Семой.
Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него. Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами вежде следить: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого поможет, того домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.
И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда он победит. Других уже учит не надо равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как же победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но Сема заболел серьезно от того, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем все становилось мальчику хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.
Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как бы проснулся.
И люди всего города пришли к Семе, потому что он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу же почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.
4. Вопросы по содержанию.
- Откуда появилось в городе Равнодушие?
- Что оно хотело?
- Почему изменился город?
- Почему равнодушию не нравился Сема?
- Оно смогло победить Сему?
-А почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?
5. Анализ содержания сказки.
- Кто является положительным героем в сказке, и чем он положителен?
-От чего можно заразиться равнодушием?
- А как можно бороться с равнодушием?
- Вы правильно говорите! Если вы встретите пожилого, инвалида или маленького вспомните эту сказку.
Но милостиво нужно относится не только к людям, но и природе.
-Как хорошо любоваться природой, ведь она всегда радушно принимает нас.
6. Чтение наизусть стихотворения «Заходите в орешник».
Заходите в орешник!
Орехи поспели.
Нагибайте орешник,
Не ломайте без цели.
Всех орехов не рвите,
Оставьте для белок.
Нет им лучше утехи.
Им лесные орехи
Важнее посиделок.
Скажите спасибо,
Улыбнется орешник,
Скажет в путь вам:
-счастливо!
- В этом стихотворении кому хорошо от нашего хорошего отношения?
- Как может отблагодарить нас белка?
- Ребята, вы любите пение птиц?
- Что вы чувствуете при этом?
- А кто из вас помогает птицам зимой? Делаете ли вы им кормушки?
7.Чтение наизусть стихотворения «Берегите природу».
-Дети, как нужно относиться к природе?
-Чем может нас отблагодарить природа?
8. Работа с наглядностью.
- К большому сожалению, есть еще такое выражение
«Самое эгоистичное животное- это человек». Но мы с вами не будем такими, а будем следовать примеру этих пословиц.
«Кто полон милосердия, то непременно храбр».
«Добро побеждает зло»
«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».
- Можно ли оценить доброту, милосердие, заботу?
- Нет нельзя!
- А как вы думаете, почему нельзя!
- Доброта, милосердие- чувства бесценные.
- Да мне тоже кажется, что эти чувства бесценны. Если человек сделал, хоть одно доброе дело и не прошел мимо равнодушия – это уже человек.
9. Итог урока
- Ребята, давайте ко всем относиться милосердно и тогда все также будут обращаться с вами. А теперь в знак доброты, милосердия и уважения я вам подарю эти сердечки, чтобы вы помнили о сегодняшнем уроке и совершали только добрые поступки.
10. Домашнее задание.
Написать сочинение- миниатюру на тему «Добро дарит мир и радость».
6