Литература
5 класс
Тема. Внеклассное чтение. Русские баснописцы XVIII века. А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха».
Цель: сформировать у учащихся умение анализировать текст басни.
Задачи:
Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
Произвести анализ басни И. Дмитриева «Муха».
Развивать внимание к художественному тексту.
Ход урока.
Слово учителя.
Прочитайте тему нашего урока. Попробуйте определить цели нашего урока, на доске записаны слова помощники. На доске записано: Узнать…. Научиться…. Узнать, что такое басня. Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы и т.д.
Это один из древних литературных жанров, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции самыми известными были Гесиод и Эзоп (VI в. до н.э.). Интересно, что многие баснописцы других стран использовали сюжеты Эзопа для создания своих басен. Потом наступило время спада жанра. И только в 17 веке н.э. во Франции появится острослов Лафонтен, который возродил этот жанр. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов и другие (18 в.). В наши дни к этому жанру обратились поэты С. Михалков, Л. Филатов и другие.
Учащимся демонстрируется видеоролик «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАСНИ».
Запишем определение: Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
- К какому жанру близка басня? (К сказке о животных).
Основные герои басен – животные, они говорят, думают, чувствуют, совершают поступки. Этот художественный прием называется – олицетворение. Запишем определение: Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
А кого баснописцы на самом деле подразумевали под животными? (Людей и их пороки, недостатки).
А почему баснописцы не давали имена животным? Читаем – свинья, козел, кукушка??? Это не конкретный человек, а общие качества и пороки людей. Этот прием в басне называется аллегория. Запишем определение: Аллегория - иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком - беззащитный человек.
Как вы думаете, какую цель ставили перед собой баснописцы? Читателя басни чему-то научить, что-то высмеять.
Да, любая басня обязательно имела нравоучительный характер. Внимательно читая басню, мы с вами можем четко сказать, как автор басни относится к данному поступку своего героя.
А какие пороки (недостатки) людей могла высмеивать басня? (лесть, глупость, лицемерие, жадность, самоуверенность, злость….)
В басне нравоучительный характер определить легче, чем, например, в сказке, так как есть часть, где об этом говорится.
Запишем: Композиция басни состоит из 2 частей: мораль и сам текст басни. Эти части могут меняться местами, иногда мораль отделяется чертой.
Запишем определение: Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Басни могли создаваться, как в прозаической, так и стихотворной форме речи.
Запишем определение: «Эзопов язык» - иносказательный язык, полный намеков и умолчаний.
Обратимся к басне «МУХА» Ивана Ивановича Дмитриева
Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. Большинство басен Дмитриева – это переводы произведений французских баснописцев. Так, по некоторым сведениям, «Муха» является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.
По мнению Александра Александровича Пушкина, басни Ивана Дмитриева не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, НО!!!! Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.
Прочитаем басню «Муха» (читает кто-то из учеников).
Передайте сюжет басни. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали».
Можем ли мы сказать в какой момент муха приземлилась на рога быка? Почему? Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой.
Чем заняты герои басни? Они разговаривают.
Вспомним, как называется такой тип разговора? ДИАЛОГ.
Итак, о чем они разговаривают? Две мухи о том, чем они занимались днем.
Оцените диалог двух мух. Согласны ли вы со словами мухи, ехавшей на быке? Почему?
Как бы вы охарактеризовали героев басни быка и муху?
В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень. Докажите, что бык труженик. На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.
Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к Быку.
Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к мухе.
Зачитаем информацию из учебника, проверим, правы ли вы.
Зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете? Нельзя присваивать чужие труды, ты ничего не делал, а говоришь, что ты это ты! Автор высмеивает высокомерие на примере чванливой мухи, которая заслуги быка ловко приписала и себе самой.
Как вы понимаете словосочетание «Мы пахали»? Оно стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе. 1) на самом деле пахали 2 человека 2) один пахал, другой стоял, но говорит, что оба работали 3) О себе в третьем лице, величие.
Сложно ли понимание этой басни по сравнению с басней «Кокушка» Василия Кирилловича Сумарокова?
Какое выражение из басни можно использовать в своей речи, как пословицу? Придумайте ситуацию, используя эту пословицу.
Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.
Подведение итогов урока.
К изучению какого жанра мы сегодня приступили? ( Басня).
Какие основные особенности басни вы запомнили? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).
С каким баснописцем мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о нем?
Можно ли сказать, что басня «Муха» И.Дмитриева злободневна?
Домашнее задание.
1. Выучить басню «Муха» наизусть и подготовиться к конкурсному чтению.
2. Прочитать статью о Дмитриеве и приготовить пересказ.
3. Познакомиться с биографией И. А. Крылова, выписать в тетрадь важные и интересные, на ваш взгляд, факты из биографии.
4. Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение басни «Листы и Корни»; подготовить сообщение о художнике К. А. Трутовском.
Ресурсный материал
ЛЕТУЧАЯ РЫБА
Есть рыбы, говорят, которые летают!
Не бойтесь: я хочу не Плиния* читать,
А только вам сказать,
Что и у рыб бывают
Такие ж мудрецы и трусы, как у нас;
Вот и пример для вас.
Одна из рыб таких и день и ночь грустила
И бабушке своей твердила:
«Ах, бабушка! Куда от злобы мне уйти?
Гонение и смерть повсюду на пути!
Лишь только я летать, орлы клюют носами;
Нырну в глубь моря, там встречаема волками!»
Старуха ей в ответ:
«Что делать, дитятко! Таков стал ныне свет!
Кому не суждено орлом быть или волком,
Тому один совет, чтоб избежать беды:
Держись всегда своей тропинки тихомолком,
Плывя близ воздуха, летая близ воды».
И. И. Дмитриев