СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение с учащимися 7 класса по творчеству В.А.Сухомлинского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с произведениями В. А. Сухомлинского Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать речь и творческое мышление учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, людям, природе.  

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение с учащимися 7 класса по творчеству В.А.Сухомлинского»

Внеклассное чтение
с учащимися 7 класса по творчеству В.А.Сухомлинского


Цель. Познакомить с произведениями В. А. Сухомлинского Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать речь и творческое мышление учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, людям, природе.
Ход урока
Организация класса.
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Ребята, у нас с вами сегодня урок внеклассного чтения. Вы были разделены на группы, каждая группа получила поисковое задание и начали работать над проектом. 
-Какие перед вами были поставлены задачи?
-С какими вы столкнулись проблемами?
-Как вы вышли из этой ситуации? 
Не смотря на то, что найти материал было не очень легко, а с трудностями в нашей жизни нужно бороться. Мы готовы сегодня провести « Бенефис по творчеству В. А. Сухомлинского» и весь найденный материал сгруппировать по разделам.
Работа над темой урока.
Биография В. А. Сухомлинского (Презентация. Слайд №1- 8)
- Что же вам удалось выяснить о жизни В. А. Сухомлинского?
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка Кировоградской области, в семье крестьян. Детские годы Сухомлинского совпали с гражданской войной. Это было время огромных лишений и разрухи.
Его отец Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих и крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович был общественником активистом, принимал участие в руководстве колхозом. 
Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Василий Сухомлинский учился вначале в семилетней школе, где проявил себя как один из самых способных учеников. А затем в Полтавском педагогическом институте, который закончил в 1939 году. В этом же году он женился.
1941195375920В 1941 году началась Отечественная война с фашизмом. Василий Александрович ушёл добровольцем на фронт. 
Сразу под Смоленском, в 1941году он получил первое ранение. В январе 1942 году он участвует в боях под Москвой. Он снова тяжело ранен и чудом остается жив.
Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1947 года и по 1970 год Сухомлинский работает директором сельской Павлышской средней школы на Украине. Он придавал большое значение тому, чтобы дети учились и работали с пониманием, чтобы они испытывали ответственность перед другими людьми и перед своей совестью.
Умер Сухомлинский 2 сентября 1970 в поселке Павлыш, там, где проработал столько лет с детьми.
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Немало поучительных рассказов, сказок, притч он написал и для детей. ( 1500 произведений для детей, 95 лет со дня рождения)
Произведения Сухомлинского для детей
Сухомлинский говорил : «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»- Давайте же с вами распахнём это окошко и познакомимся с произведениями Василия Александровича.
2142490245110а) Притчи Сухомлинского.
-Что же такое притча? (Поработайте в паре. Найдите ответ на этот вопрос у себя на карточках)При́тча — короткий назидательный рассказ, заключающий в себе поучение. (слайд №9) 
«Камень»
- Куда же всё подевалось? Какое поучение скрыто за содержанием этой притчи?
«Притча об осуждении»
2122170240030-Чему научила вас эта притча?
« Притча о материнской любви»
Я хочу что бы вы задумались над смыслом этой притчи. Материнская любовь самая чистая, самая сильная,... без предательства и упрёков, такая любовь умеет прощать ошибки без лишних объяснений. Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прошение.
« Притча. Всё оставляет свой след» видеоролик (слайд №10)
- О чём заставила задуматься вас эта притча?
б) физкультминутка
в) Сказки В. А. Сухомлинского
Следующая группа ребят нам готовила сказки.
-Что же такое сказка? Найдите ответ у себя на карточке. (Работа в паре)
Сказка - это произведение, с вымышленным сюжетом и героями. 
(Слайд № 12) 
-Послушайте сказки которые вам приготовили ребята следующей группы.
2178685299720-Что общего в содержании у всех этих сказок? ( Герои сказок помогали друг другу)
«Солнышко и Божья Коровка»
«Пчела и тыквенный цветок» 
«Как ручеёк луговую ромашку напоил»
«Кукушкино горе»
«Зайчик и месяц»
Г) Работа над сказкой « Старый пень» (Работа в группах)
У каждой группы на столе лежит напечатанная часть текста. Ознакомьтесь в группе с её содержанием. 
2120265313690- Давайте из этих составим один текс. (По одному представителю от группы выйдете на середину класса. Обсудите между собой, где какая часть текста? Прочтите.)Чтение сказки детьми самостоятельно. (слайд №14)
Старый пень 
Росло в лесу большое ветвистое дерево. Весной покрывалось зелеными листьями и белыми цветами. Прилетали к цветам пчелы и шмели. Свили на дереве свое гнездо певучие птицы. Каждый год возвращались они весной из теплых краев, находили свое дерево и весело щебетали: «Доброй весны, дерево, вот мы и прилетели к тебе». 
Радостно жилось дереву, ведь у него было много друзей. 
Прошло много лет. Постарело дерево, засохло. Пришли в лес люди, спилили сухое дерево и куда-то увезли его. Остался от дерева пень. От грусти и одиночества покрылся пень серой пылью. Больно ему было, когда он вспоминал, как летели к нему пчелы и шмели, как вили гнездо певучие птицы... 
2306320687070 Прилетели весной птички, покружили над пеньком, защебетали тревожно и улетели. Даже заплакал пень от тоски. Так захотелось ему чьей-то дружбы. 
Наступила осень. Однажды прибежал к пеньку ежик. Вырыл ямку, носит душистые сухие листочки и мох, стелет зимнюю постель. 
Обрадовался старый пень, прижимает ласково к себе ежика. И ежик с пнем стал ласковым. Подружились, рассказали один другому о своей жизни. Даже помолодел пень, зацвел зеленым мхом. Ведь теперь у него есть друг. 
Беседа по содержанию
-Когда пню жилось радостно?
-Почему плакал пень?
-Как же он изменился когда у него появился друг?
-Какова основная мысль этой сказки?
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.
/Цицерон/
Д) Рассказы В. А Сухомлинского
Следующая группа ребят познакомит нас с рассказами Василия Сухомлинского.
-Что такое рассказ? (слад № 15)
Рассказ - произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. 
2246630541655( После прослушивания рассказа, дети делают вывод пословицами, написанными на карточке) Работа в паре
« Серёжа ждёт письма»
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякому мила своя сторона. 
Каждому свой край сладок. 
На чужой стороне родина милей вдвойне.
«От вербы до тополя»
Речи что мед, а дела что полынь. 
Бархатный весь, а жальце есть. 
2475230-93980«Почему плакал Петрик»
Уши обманывают, глаза правдивы
Обман - это дым, его никогда не спрятать
«О чём плачет синичка»
Самое большое сокровище на свете — дети.
У кого детки, у того и заботы 
Опасенье - половина спасенья.
«Летняя гроза»
Старшим место уступи, младшим помощь окажи
Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.
Дорога помощь вовремя.
Е) инсценировка рассказа «Наказал руку»
Мама отправляет пятилетнего Петрика в магазин. 
— Вот тебе пятнадцать копеек — возьми в правую руку, чтобы не забыл: купи хлеба. 
А эти пятнадцать копеек возьми в левую, чтобы не забыл: купи себе мороженое. 
Побежал Петрик. Через несколько минут возвращается, доедая мороженое. 
— А хлеб где? — спрашивает мать. 
— Не купил. 
— Почему не купил? 
— Деньги потерял. 
— Деньги потерял? Надо же было хлеба купить, а не мороженое. 
— Так я же потерял пятнадцать копеек, что были в правой руке, — сказал Петрик. — 
А в левой не потерялись... 
Мама покачала головой. 
Сели ужинать. Мать налила супу, а хлеба нет. 
— Мама, а хлеба нет? 
— Нет. Ты же деньги потерял. 
Петрик взял ложку в левую руку и стал есть суп. 
— Почему это ты ешь левой рукой? — удивилась мама. 
— Пускай правая знает, как терять деньги.
2391410163830
Итог урока
Беседа.
-С чьим творчеством мы сегодня познакомились?
-Что вы знаете о Сухомлинском?
-Какой характер носили все его произведения?
Я думаю, что все его произведения оставили в вашем сознании след. Вот что бы ваш творческий поиск был полезен не только вам мы подарим в библиотеку все те произведения которые прочли


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!