СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение "Сюжет спящей царевне в сказках народов мира "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение "Сюжет спящей царевне в сказках народов мира "»

Тема урока: В\Ч. «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»

Класс 5

Дата проведения

Тип урока: урок систематизации знаний

Цели урока:

Образовательные:

1) закрепить знания учащихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка, повторы, сюжет;

2) знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице».

Развивающие:

1) совершенствовать навыки речевого высказывания;

2) развивать умения обучающихся видеть жанровые отличия и сходства сказок.

Воспитательные:

1) развивать интерес к народному творчеству, сказкам;

2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.



Ход урока


I. Организационный момент и психологическая установка.

Я всё смогу.

Я всему научусь.

Я очень внимательный.

Я хочу учиться.

Я хочу много знать.

Я хороший ученик.

II. Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

- Игровой приём «Цветик-семицветик». Предлагается закончить предложения: 1) …- красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом. (постоянные эпитеты)

2)… - начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). (зачин)

3) … - ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. (присказка)

4) … - это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем. (концовка)

5) «жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл» - это … (повторы)

6) В сказках помогают совершать чудеса … (волшебные предметы)

7) Чтобы победить своего врага, герои должны пройти … (испытания)

(Самооценка после проверки ответов)

III. Целеполагание и постановка проблемы.

- Мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Перед вами такие прочитанные сказки:

- «Спящая царевна» В.А.Жуковского (1831г.).

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (1833г.).

- «Белоснежка и семь гномов» (1812г.), братьев Гримм.

- «Спящая красавица» Шарля Перро (1697г).

- Что общего в этих сказках? (Во всех сказках встречается спящая царевна)

- Тема нашего урока? («Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»).

1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»

- Сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

2. Выдвижение проблемы.

- В разных сказках о спящей царевне – это «бродячие сюжеты»?

- Что же нам надо делать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сравнивать эти сказки, находить сходства и различия)

IV. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий).

- Попробуем найти общие и отличительные признаки этих сказок.

Работать мы прежде всего будем с сюжетом произведений.

Что называется сюжетом произведения?

(Сюжет- последовательность событий в произведении)

1Проектная работа в группах.

1 группа – сравнительный анализ сюжета сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» в виде таблицы по плану: рождение царской дочери, беда в семье, развлечение злой мачехи, молодая царевна, решение мачехи, хозяева лесных жилищ, жизнь царевны в гостях, отравление царевны, возвращение к жизни, конец сказки, формы повествования.

2 группа – сравнительный анализ сюжета сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица» в виде таблицы по плану: беда в королевской семье, сообщение радостной вести, гости на пиру, предсказание злых колдуний, предсказание последних волшебниц, длительность сна царевны и придворных, оживление царевны, конец сказки, формы повествования. 3 группа – прием «Круг Венна» - записывают сходства и различия сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и В.А.Жуковского «Спящая царевна».

2. Физкультминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

3. Защита проектов.

(После защиты проектов листы прикрепляют к доске)

Рефлексия

(5-7 мин.)

V. Подведение итогов.

Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:

Главные героини-царевны или принцессы;

Месть злых чародеек;

Мотив волшебного сна;

Избавляют девушек от сна принцы или королевичи

Концовка – торжество добра и справедливости

Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Шиповничек» братьев Гримм и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. А.С.Пушкин использовал сюжет немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены.

Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.



  1. Составление синквейна со словосочетанием «Сказки о спящей царевне»(работа парами).

Сказки о спящей царевне

волшебные, похожие

передаются, доходят, учат добру

Волшебные сказки о спящей царевне, очень похожие друг на друга, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Бродячий сюжет

  1. Оценивание.

(внутри группы лидер ставит участникам проекта оценки, кто как работал;

Взаимооценка: первая группа даёт оценку за работу второй группе; вторая – третьей; третья – первой.

Учитель, обобщив, ставит итоговую оценку.

  1. Выбор одного из ответов.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался

коротким/ длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Моё настроение стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был полезен/ бесполезен интересен/ скучен

  1. Задание на дом по выбору:

  1. Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!