Тема урока: В\Ч. «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»
Класс 5
Дата проведения:
Тип урока: урок систематизации знаний
Цели урока:
Образовательные:
1) закрепить знания учащихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка, повторы, сюжет;
2) знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице».
Развивающие:
1) совершенствовать навыки речевого высказывания;
2) развивать умения обучающихся видеть жанровые отличия и сходства сказок.
Воспитательные:
1) развивать интерес к народному творчеству, сказкам;
2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.
Ход урока
I. Организационный момент и психологическая установка.
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
II. Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
- Игровой приём «Цветик-семицветик». Предлагается закончить предложения: 1) …- красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом. (постоянные эпитеты)
2)… - начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). (зачин)
3) … - ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. (присказка)
4) … - это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем. (концовка)
5) «жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл» - это … (повторы)
6) В сказках помогают совершать чудеса … (волшебные предметы)
7) Чтобы победить своего врага, герои должны пройти … (испытания)
(Самооценка после проверки ответов)
III. Целеполагание и постановка проблемы.
- Мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Перед вами такие прочитанные сказки:
- «Спящая царевна» В.А.Жуковского (1831г.).
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (1833г.).
- «Белоснежка и семь гномов» (1812г.), братьев Гримм.
- «Спящая красавица» Шарля Перро (1697г).
- Что общего в этих сказках? (Во всех сказках встречается спящая царевна)
- Тема нашего урока? («Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»).
1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»
- Сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
2. Выдвижение проблемы.
- В разных сказках о спящей царевне – это «бродячие сюжеты»?
- Что же нам надо делать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сравнивать эти сказки, находить сходства и различия)
IV. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий).
- Попробуем найти общие и отличительные признаки этих сказок.
Работать мы прежде всего будем с сюжетом произведений.
Что называется сюжетом произведения?
(Сюжет- последовательность событий в произведении)
1. Проектная работа в группах.
1 группа – сравнительный анализ сюжета сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» в виде таблицы по плану: рождение царской дочери, беда в семье, развлечение злой мачехи, молодая царевна, решение мачехи, хозяева лесных жилищ, жизнь царевны в гостях, отравление царевны, возвращение к жизни, конец сказки, формы повествования.
2 группа – сравнительный анализ сюжета сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица» в виде таблицы по плану: беда в королевской семье, сообщение радостной вести, гости на пиру, предсказание злых колдуний, предсказание последних волшебниц, длительность сна царевны и придворных, оживление царевны, конец сказки, формы повествования. 3 группа – прием «Круг Венна» - записывают сходства и различия сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и В.А.Жуковского «Спящая царевна».
2. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
3. Защита проектов.
(После защиты проектов листы прикрепляют к доске)
Рефлексия
(5-7 мин.)
V. Подведение итогов.
- Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:
Главные героини-царевны или принцессы;
Месть злых чародеек;
Мотив волшебного сна;
Избавляют девушек от сна принцы или королевичи
Концовка – торжество добра и справедливости
Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Шиповничек» братьев Гримм и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. А.С.Пушкин использовал сюжет немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены.
Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.
Составление синквейна со словосочетанием «Сказки о спящей царевне»(работа парами).
Сказки о спящей царевне
волшебные, похожие
передаются, доходят, учат добру
Волшебные сказки о спящей царевне, очень похожие друг на друга, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Бродячий сюжет
Оценивание.
(внутри группы лидер ставит участникам проекта оценки, кто как работал;
Взаимооценка: первая группа даёт оценку за работу второй группе; вторая – третьей; третья – первой.
Учитель, обобщив, ставит итоговую оценку.
Выбор одного из ответов.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался
коротким/ длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был полезен/ бесполезен интересен/ скучен
Задание на дом по выбору:
Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?