Внеклассное мероприятие для первого класса «Осень».
Цель: обобщение знаний об осенних изменениях в природе.
Задачи: - сплочение классного коллектива;
- развитие умения работать в группах, парах;
- развитие творческих способностей обучающихся
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин художника И.Левитана, костюмы для инсценировок.
Учитель: Дети, сегодня у нас необычный урок. Вы пришли в костюмах, нарядные и приготовили много сюрпризов для своих товарищей. О чём же мы сегодня будем говорить?
Ученик (читает стихотворение, на экране репродукции картин художника Левитана)
-Вот художник, так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит.
Осень, осень, осень.
Учитель: Красит рыжим, алым, красным,
Красит жёлтым, золотистым.
Зелены лишь иглы сосен.
Красить их боится…
Редко видишь в небе просинь
Тучи, дождь…Что это?
-Так о чём мы сегодня будем говорить? (об осени).
(Уточняем значение слова «просинь» )
-
А какие ещё приметы осени вы знаете, кроме тяжёлых, чёрных туч на небе? (Дети называют приметы осени и на экране отмечаю: Становится холоднее, больше дождей, листья на деревьях меняют цвет и опадают ).
-А какие месяцы осени вы знаете?
- Про первый месяц осени говорят «золотая осень», а вот как про него написал А.С.Пушкин.
Ученик читает отрывок « Унылая пора очей очарованье»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- А вот как об этом времени написал поэт Роман Сеф
Ученик читает стихотворение «Листопад».
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна
- А сейчас вместе исполняем песню «Падают листья». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен
- А какую ещё примету осени мы не назвали? ( птицы улетают)
- Почему? (нет пищи)
- Однажды поэт Плещеев гулял по осеннему саду и придумал такое стихотворение.
П
одготовленные ученики разыгрывают с помощью кукол сценку «Птичка».
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь... Подожди!»—
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там...»—
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей—
И начнёт под вешним' солнцем
Вся природа оживать...
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
- А сейчас давайте исполним песню «Скворушка прощается». Слова М.Ивенсен, музыка Т.Попатенко
- А сейчас посмотрите какая красивая к нам пришла Осень.
Входит Осень со словами:
-
Я сегодня торопилась к вам, бежала,
По пути деревья наряжала,
Берёзку- в золотистое
Осинку- в краснолистное,
На рябинку бусы бросила-
Пусть порадуется осени!
По пригорочкам рассыпала грибочки,
Разбросала клюкву красную по кочкам.
Всех зверюшек и всех птиц предупредила.
В зиму долгую едою их снабдила.
-Ну-ка, зверушки лесные, как вы к зиме приготовились, отвечайте.
Выходят дети с тряпичными куклами кабана, ёжика, белочек, лисички на руках.
Кабан: -Под развесистым дубком оборудовал я дом,
Всё там травкою застлал, желудей впрок натаскал.
Вот вокруг всё приберу и семейство соберу.
Осень: -Молодец, кабан! Хорошо к зиме приготовился. А ты, ёжик, как к зиме приготовился?
Ёжик: - Я ежонок- проворный ребёнок.
Я не знаю слова «лень» и тружусь я целый день.
Весь лесочек оббежал, пень трухлявый отыскал,
И под этим старым пнём я себе устроил дом.
Накопил жирку на зиму, нацеплял листвы на спину,
В ямку лягу под сосну и спокойненько засну.
Осень: - Вот и хорошо, ты как Михаил Потапыч всю зиму проспишь. Ну а вы, белочки?
Белочки: - Мы- белки-попрыгуньи, весёлые шалуньи!
В дуплах гнёздышки мы свили, все кладовочки забили
Вкусными орешками, грибками-сыроежками.
Здесь нам пища и постели, не боимся мы метели.
Осень: - Вот хорошие хозяюшки! Я за вас спокойна. Ну а ты, лисичка что скажешь?
Лисичка: - А я лисонька-лиса! Всему свету я краса!
Норы рою я глубокие, в них и сухо и тепло,
Входов-выходов полно.
Я запасов не коплю, я охотиться люблю!
Мышек жирных выгоняю, зайцев по лесу гоняю.
Ну а если постараюсь, то в курятник забираюсь.
Так, что зимушка-зима не страшна мне, не страшна.
Осень: - Ой, смотри, разбойница, как бы до тебя собаки не добрались.
Ну я вижу, что в лесу все к зиме приготовились. Пойду теперь к людям загляну.
Учитель:- Спасибо осени. Итак, что происходит в лесу осенью? ( на экране добавляю запись-лесные жители готовятся к зиме)
-Дети, а какие основные работы на огороде выполняют люди осенью? (собирают урожай)
Назовите, что нам необходимо собрать в наши кладовые? (овощи, фрукты)
И тогда любая хозяйка сможет сварить настоящий вкусный суп.
Сценка «Хозяйка и овощи» Музыка Э. Силиня Слова Ю. Тувима, перевод С. Михалкова.
Хор :-Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. О-ох!
Вот овощи спор завели на столе, кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Выходят по очереди дети, одетые в овощи.
Картошка:- Я- картошка, объеденье. Кулинаров идеал.
Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал.
Капуста:- Нет, капуста-объеденье для ребят и для зайчат.
Посмотрите, в день осенний все капустою хрустят.
Морковка и Свёкла:-А без свёклы и морковки ни салатов, ни борщей,
Вот и думайте головкой, кто важней из овощей.
Горох: - Ах, с горошком сочным, сладким все знакомы малыши,
Рвите, ешьте прямо с грядки, угощайтесь от души.
Петрушка: -А душистая петрушка вкус особый придаёт,
И хозяйка на салатик сверху веточку кладёт.
Хор: - Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. О-ох!
Накрытые крышкою в тесном горшке, кипели-кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. О-ох!
И суп овощной оказался не плох! Ох!
Учитель:-Вот видите,ребята как сегодня интересно прошёл наш урок.
- Что запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Какие приметы осени запомнились?
- Дома зарисуйте понравившиеся моменты для нашей классной выставки.
В конце исполняется переделанная песня «Небо в тучах» Татьяны Лебединской.
Автор стихов Гамзаева Г.М. (руководитель кукольного кружка «Куклы и дети» Лицея № 185).
4