СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву «Правовая атака»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву «Правовая атака»»

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву

«Правовая атака»


Цели: проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся; воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности; формирование умения общаться в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.


Форма: интеллектуальная игра, тренинг


Оборудование: Конституция РК, кодексы РК, Конвенция и Закон РК о правах ребёнка.

Оформление: высказывания.

  • Самое высшее право и обязанность – быть всегда человеком.


  • Нужно каждому сверять свои поступки с требованиями закона и морали, с интересами других людей.


  • Свобода есть право делать всё, что дозволено законами (Ш. Монтескье)


  • Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон. (О.Бальзак)



Ход мероприятия.

Любое государство, даже самое маленькое, живёт по своим законам, жители должны выполнять эти законы, за нарушение закона грозит наказание. Мы собрались, чтобы проверить свои знания правовых норм и узнать новое. Эпиграфами нашего мероприятия являются фразы, написанные на доске. Внимательно прочитайте их.


В игре участвуют учащиеся 8-11 классов.. Для выбора участников задаются вопросы залу.


    1. Когда была приняла Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

    2. С какого возраста человек имеет право голосовать? (18 лет)

    3. Какое самое главное право записано в ст.15 Конституции РК? (право на жизнь).

    4. Кто в РК является гарантом прав и свобод человека? (Президент)

    5. С какого возраста человек обладает правами в РК? (с рождения)

    6. С какого возраста разрешается употреблять алкоголь? (21 г)

    7. С какого возраста человек может быть владельцем дома? (с рождения)

    8. С какого возраста гражданин РК может баллотироваться в Президенты? (с 40 л)

9. Кем назначается Премьер-Министр РК? (Президентом)

10. Кто в РК является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами? (Президент)

11. В каком возрасте можно вступать в брак? (18 лет)

12. Название органа, который от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура)

13. Название правил невиновности человека в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет признана судом. (Презумпция невиновности)

14. С какого возраста человек может быть автором художественного произведения? (любого)

15. Когда последний раз вносились изменения в Конституцию РК? (2011 г.)

16. Как называется музыкальный символ государства? (Гимн)




Формируются сборные из 12 человек 3 команды по 4 человека («Великолепные четвёрки»). (тянут жребий, в какую команду попадут). Рассаживаются за квадратные столы.


- Сегодня состоится турнир интеллектуалов.

Наша игра будет состоять из нескольких этапов..

За каждый правильный ответ команда получает одно очко, если нет, – вторая команда отвечает.

- За игрой будет наблюдать наше жюри в составе учителей.


– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

- Тишина в зале!


Первый тур

Разминка

Какая команда быстрее из набора слов составит фразу великого русского писателя А.Радищева.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (А. Радищев)


Второй тур


Какая команда быстрее и правильнее ответит на 10 вопросов.

1 команда

  1. Закон что дышло… (куда повернёшь, туда и вышло)

  2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

  3. На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипке)

  4. Событие, лежащее в основе детектива. (преступления)

  5. На него ложится преступник, почуяв опасность. (дно)

  6. Кто такая Фемида? (богиня правосудия по греч. мифологии)

  7. Лицо, обратившееся в суд за защитой. (истец)

  8. Заключение обвиняемого под стражу. (арест)

  9. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. (клевета)

  10. Собирание и проверка доказательств по уголовному делу. (следствие)




2 команда


  1. Сколько верёвочке ни виться…. (всё будет конец)

  2. Королева детектива (Агата Кристи)

  3. Браслеты, не украшающие дам. (наручники)

  4. Метод расследования, которым пользовался Шерлок Холмс. (дедукция)

  5. Письменное официальное извещение с вызовом, приглашением куда-либо. (Повестка)

  6. Международная организация уголовной полиции. (Интерпол)

  7. Тет-а-тет по-полицейски. (допрос)

  8. Карточный ловкач. (шулер)

  9. Преступление, выражающееся в похищении, собирании, передаче сведений, составляющих государственную тайну. (шпионаж)

  10. Что такое «челобитная»? (Прошение)


3 команда


  1. На вору и …(шапка горит)

  2. Лицо, приглашённое для участия в производстве в производстве осмотра, обыска. (понятой)

  3. Миниатюрное подслушивающее устройство. (жучок)

  4. Автор, скрывший своё имя. (Аноним)

  5. Служебная собака с особым чутьём. (ищейка)

  6. Современный детективный сериал «Улицы …» (разбитых фонарей).

  7. Как называют судью в спорте? (арбитр)

  8. Подделка подлинных или составление фальшивых документов. (подлог)

  9. То, что нарушает преступник. (Закон)

  10. Участковый с дикого Запада. (шериф)



Третий тур


За 2 мин. Перечислить как можно больше прав граждан РК.


Для проверки:

Право на жизнь Достоинство неприкосновенно

Личная свобода Неприкосновенность частной жизни

Свобода совести Защиту чести и достоинства

Свобода слова Право пользования родным языком

Свобода передвижения Право на свободу объединений

Право на труд Право на отдых

Право на образование Неприкосновенность жилища

Свобода творчества Право быть собственником

Равенство перед законом Свобода предпринимательской деятельности

Право на охрану здоровья Избирать и быть избранными

Право участвовать в митингах, демонстр. Право на доступ к госслужбе


«Закон о правах ребёнка в РК» дополняет для детей:

Право жить и воспитываться в семье

Право знать, кто является его родителями

Право на общение с обоими родителями и родственниками

Право выражать своё мнение

Право на Фамилию, имя, отчество

Право на определение национальности

Имущественные права

Право на гражданство

Право на медицинскую помощь

Получение среднего образования (Обяз.!)



Четвёртый тур



Игра «Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).



Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах


Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок


Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда


Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка


Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга


Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Гадкий утенок

Баба Яга

Айболит



Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.


Пятый тур

Учащиеся 8 класса разыгрывают сценку.


Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.


Работа в группах, обсуждение.

Найти ошибки в поведении членов семьи.

Что забыл ребенок в этой сценке? (Обязанности)


Самые важные обязанности указаны в Конституции РК.


Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.


Группам перечислить за 2 мин. Обязанности граждан РК.


Подводятся итоги

Соблюдать законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Уважать государственные символы.

Платить налоги.

Защищать Отечество.

Беречь памятники истории и культуры.

Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.


Заметим, что прав больше, чем обязанностей.



Чтобы человек мог осуществлять свои права, необходимо, чтобы окружающие (в том числе и он сам) выполняли обязанности.



Шестой тур.

«Юридическая консультация».

Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением  с нами.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроится?

(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому  договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.(Ст 173. КЗОТ).

Ситуация 2.

Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12лет, а я уже зарабатываю деньги, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельность занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!».

Имеют ли право Оле 12-ти лет и Алексей 17-ти лет заниматься предпринимательской деятельностью?

(С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать мелкие бытовые сделки (без денег). Все  остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст 28. ГК).

Ситуация 3.

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что  им всего 13 лет и поэтому   все равно им  ничего не будет.  

Как  вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?.

(Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления  - 14. Ст 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите  из прав).

Ситуация 4.

Подросток опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник ему делает замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет1»

Прав ли подросток?

(Ст.135 КЗОТ  гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор; 4)увольнение).

Ситуация 5.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст.158). нецензурная брань в общественных местах. Оскорбительное отношение к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.).

Ситуация 6.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст 31 УПК)).



Гражданин имеет не только права, но и несет обязанности. Их исполнение является залогом успешного развития нашего государства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!