СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса на тему "Расцветай Гжель васильковая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Расцветай Гжель васильковая».

Цели занятияа:

  1. Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
  2. Учить учащихся осваивать элементарные приемы кистевого письма в технике гжельского орнамента.
  3. Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).
  4. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
  5. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
  6. Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и  экран, парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест), каждый «вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических фигур. На столах – баночки с водой, альбомные листы, заготовки изделий гжельской посуды, кисти, гуашь. Таблицы «Элементы гжельской росписи».

Раздаточный дидактический материал:

Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной геометрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово «Гжель»).

Конверты с деталями для конструирования орнамента.

Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.

Альбомные листы с контуром гжельского сувенира.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса на тему "Расцветай Гжель васильковая"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска









Внеклассное мероприятие

для учащихся 4 класса



Расцветай Гжель васильковая











Подготовила и провела

учитель начальных классов

Прусакова Ирина Анатольевна









Тема : «Расцветай Гжель васильковая».

Цели занятияа:

  1. Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

  2. Учить учащихся осваивать элементарные приемы кистевого письма в технике гжельского орнамента.

  3. Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).

  4. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

  5. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

  6. Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и экран, парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест), каждый «вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических фигур. На столах – баночки с водой, альбомные листы, заготовки изделий гжельской посуды, кисти, гуашь. Таблицы «Элементы гжельской росписи».

Раздаточный дидактический материал:

Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной геометрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово «Гжель»).

Конверты с деталями для конструирования орнамента.

Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.

Альбомные листы с контуром гжельского сувенира.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1 Фото + музыкальное сопровождение (песенка «Голубой вагон»).

Дети входят в класс под переливчатые звуки колокольчиков. При входе в класс каждый ребенок получает билет – карточку синего цвета различной формы. Дети встают полукругом у доски.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране на волшебном поезде.

Слайд № 2 – веселый паровозик.

- Ваш багаж для путешествия – кисти и краски, вы их найдёте у себя в вагоне. У каждого из вас есть билет на поезд и сейчас вы займете места в вагонах. Номер вагона – табличка с геометрической фигурой – такой же, как форма билетов у вас в руках. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся! (Дети занимают места, делятся таким образом на группы.)

-       И так, в путь! (Звучит гудок паровоза. Стук колес.)

  1. Введение в тему урока.

- Мы с вами путешествуем на поезде. Скажите, что мы видим из окна поезда?

Слайд № 3– вид из окна поезда.

-       Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите ваши билеты в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.

Слайд № 4– квадраты разного оттенка синего цвета

-       Молодцы! А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из ваших волшебных билетов? (При правильном расположении цветов складывается слово «Гжель»).

Слайд № 5 - надпись «Гжель» с использованием элементов росписи. Музыка фоном.

-       Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся. Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само название села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих? (Слово состоит из звонких согласных звуков.)

-       Верно. Звуки слова звенят также, как и знаменитый гжельский фарфор.

Слайд №6 - гжельский фарфор.

III. Совместное целеполагание.

- Давайте с Вами вместе сформулируем цели нашего занятия, что мы сегодня должны узнать, чему научиться. (Ответы учащихся.)

- Итак, сегодня на занятии мы должны узнать из чего и как производят гжельские мастера свою посуду, что это за посуда и, конечно же, поработать практически, узнать основные элементы росписи и научиться их выполнять.

- Добывать новые знания вы будете самостоятельно. Вам в этом поможет моя презентация и ваши товарищи, которые уже подготовили некоторую информацию по теме сегодняшнего занятия.

IV. Знакомство с новым материалом. Гжельский народный промысел.

Слайд № 7 – Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».

-

Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.


Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

- Как вы думаете, какой промысел стал развиваться в деревне? (Правильно, гжельцы изготавливали посуду самую разнообразную и игрушки презабавные.)


Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.

Слайд № 8 - В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды.

- Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.

- Мы – на фабрике.

Слайд № 9 - Формочный цех.

Слайд № 10 - Здесь фарфоровую массу заливают в гипсовые формы.

Слайд № 11 - Вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Слайд № 12 - Цех оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой.

Слайд № 13 - Цех художественной росписи.

Слайд № 14 - Каждое изделие мастер расписывает вручную.


Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Слайд № 15 - Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350 С.

- Мы с вами рассмотрели из чего и как изготавливают гжельские мастера свою посужу и сувениры. А теперь мы должны узнать, какие именно изделия производят на фабрике.

Слайд № 16 –

Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.
Неужели – неужели это сделал человек?!

Слайд № 17 – Вазы.

Слайд № 18 – Кувшины и квасники.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из под белого снежочка

Растут синие цветочки.


Слайд № 19 – Кумган – сосуд для напитков.

- Кумганы похожи на птицу с округлым плоским туловам на лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком.
Квасники. Таких нигде больше не делали. В их круглом тулове -– круглое отверстие – для льда.

Слайд № 20 – Маслёнки и сахарницы.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,
Синими листочками,
Нежными виточками.


Слайд № 21 – Супницы и салатницы.



Слайд № 22, 23 –

У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.


Слайд № 24,25 –

Настольные лампы,
Подсвечники, часы

Животные и птицы
Невиданной красы.


V. Изучение отличительных особенностей гжельской росписи.


Слайд № 26 –

- У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билеты. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность? (Узоры выполнены синей краской).

- Давайте послушаем легенду о выборе синего цвета.

Жили – были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (Точки, мазки, круги и полоски.) Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной– красной от зари. А Гжелька долго искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине – белые чудеса.

VI. Первичное закрепление полученных знаний.

Слайд № 27, 28 – фото изделий разных промыслов.

- Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее изделия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – из предложенных фотографий выберите те, на которых изображен гжельский фарфор. Обоснуйте свой выбор.

VII. Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.

- Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.

- прежде чем приступить к работе, давайте подготовим руку. Выполним пальчиковую гимнастику «Домик».

ДОМИК.

Раз, два, три, четыре, пять –
(из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять –
(по очереди сгибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

- Гжельский узор – растительный. Вспомните фотографии, которые вы видели, какие элементы росписи вы там заметили? Верно основными элементами росписи являются линии, точки, капельки и цветы. Сейчас мы сними познакомимся ближе и научимся их рисовать.

Слайд № 29 – Элементы росписи. Линии и точки. Бордюры.

- Эти узоры используются для украшения краёв изделий.

Слайд № 30 – Капельки.

- Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

Слайд № 31 - Агашка – гжельская роза.

- Самое трудное в гжельской росписи – это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.


- Синяя роза – один из главных мотивов росписи.

- Роспись самого цветка начинают с середины, затем наносят два мазка слева и два мазка справ. При работе лист можно вращать так, чтобы удобно было наносить мазки.

VIII. Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции и роспись изделия .

- Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисунка на изделии. Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало. Выполните следующее задание в группах – украсьте кувшин элементами росписи (мозаика в конверте). Время выполнения задания – 3 минуты.

- А теперь самостоятельная роспись изделия.

IX. Кроссворд.

    1. Название промысла – Гжель

    2. Основной цвет гжельской росписи – синий.

    3. Элемент росписи – листок.

    4. Инструмент художника – кисть.

    5. Прием работы кистью – мазок.

    6. Керамика, покрытая глазурью – майолика

X. Творческое домашнее задание.

-       Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры. Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции.

XI.     Подведение итогов урока. Выставка. Рефлексия.












4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!