Цель:
Формировать у детей младшего школьного возраста интерес к истории Донского края.
Задачи:
Обучающие
Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
Приобщать младших школьников к культуре Донского края.
Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
Развивающие
Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: здорово ночевали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
Воспитательные
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Предварительная работа:
Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
ознакомление с символикой страны, области, города;
разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.
Беседа о том, как жили казаки в старину.
Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Ход занятия:
Добрый день, ребята, коллеги, дорогие зрители и знатоки родного края!
С чего начинается Родина?
С тропинки твоей у ворот.
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь растёт. (Слайд1)
-Так поётся в известной песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь.
Учитель:
- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.
- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (Земля)
- Это не просто земля – это наша родная земля.
«Своя земля и в горсти мила»
- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)Слайд2
- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали? Слайд3
(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).
Ученик 1: Ой, да ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон.
Край родимый, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон.
И не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный
Дон наш - батюшка навек!
-Мы живём с вами в удивительном солнечном крае - на земле Тихого Дона.
- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон. (Ученик показывает на карте г.Ростов-на-Дону) (Карта.)
- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой герб, гимн и флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.
Игра «Найди флаг» (Слайд4)
Учитель:
- Что означают цвета на флаге?(Слайд 5)
Синий – цвет казаков, жёлтый - калмыков, красный – русских, а белый – символ единства области с Россией,
_-Как легко запомнить цвета флага?
Ученик 2: «Сверху – неба синева
Середина – цвет пшеницы
Вместе с рожью колосится
Самый нижний – красный цвет
Цвет сражений и побед!»
Задание «Разукрась флаг РО» (Звучит Гимн Ростовской области) Слайд5*
- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) (Слайд6) Что означает слово «казаки»? (вольные, сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)
-А кто командовал казаками ? (Атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)
- А как называли свой дом казаки? (курень)(Слайд 7)
- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу) (Слайд7*)
Посмотрите, как жили казаки (Слайд8-22)
В конце занятия на нашей выставке «Из казачьего быта» вы сможете поближе рассмотреть некоторые предметы обихода.
Учитель : В казачьей станице свои обычаи и нравы. Посмотрим, как казаки приветствуют друг друга и как встречают гостей . (Слайд 23)
Сценка
Казак: Здорово ночевали!
Казачка: Слава богу!
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном (Слайд 24)
С белоснежным рушником.
Казачка: Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казак: Земля отцов – наша земля!
Казак и казачка подносят каравай гостям.
(Слайд Приветствия казаков)
Слайд 25
Учитель: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!
Сейчас мы с вами сопоставим старинные казачьи слова с современными
Казак с казачкой проводят игру «Что это значит?»
Казак: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить? (Говорить)
Казачка: Вечерять (ужинать)
Казак : Цибарка ( ведро)
Казачка: Завеска (фартук)
Казак : Курень (дом)
Казачка: Банить ( мыть)
Казак :Бедовая (шустрая)
Казачка: Чувяки ( тапочки, туфли)
Казак : Ошкарябать (поцарапать)
Казачка: Кочет (петух)
Казак : Торбочка (сумка)
Казачка: Жменя (горсть)
Учитель: Спасибо вам, казак и казачка!
Казак: До побачення!
Казачка: На все добре! (Кланяются и уходят)
- Ребята, а вы знаете, как произошли первые фамилии казаков?
Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».
В фамилиях нашли отражение свойства характера . Кому могли дать такую фамилию? (Молчанов, Смирнов),
внешность (Белоглазов, Богатырев, Курносов)
степени родства (Кумов),
виды деятельности (Кузнецов, Гончаров),
хозяйства (Пятиволов).
Имеются у казаков фамилии и от имени Макаров, Фролов, Лазарев, Иванов, Петров, Тарасов
Как известно, донские казаки (как и другие казаки) были издревле православными. Таким образом, образование фамилий от православных имен было, безусловно, обычным у самих казаков и было весьма древним.
Очень много фамилий у казаков от названия того или иного духовного сана
(Дьяконовы, Поповы и т.д.).
-История фамилий неразрывна с историей нашей страны, родного края.
У каждого из нас есть предки, которыми следует гордиться.
3. В Донских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!
4. Проходят века за веками,
Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками,
Сыны родились - казаки.
5. Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!
6. На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже,
На смерть за Россию пойдет!
7.Только здесь, на Дону, пахнет степью вода, Слайд 26
Прикоснешься губами – не уйдешь никуда.
От земли этой милой, что дана нам судьбой,
Мне уйти не под силу, не расстаться с тобой!
Физминутка (Слайд 26*)
- Я предлагаю вам прогуляться по Донской земле.
Дружно за руки возьмемся
По Донской земле пройдемся
Смотрим влево, смотрим вправо
Видим нашу степь без края
Березка стройная стоит
На ветру качается
Ты -мой друг, и я- твой друг
Пусть дружба не кончается!
- А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)
«Конь – верный друг казака» Слайд27
- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.) Некоторые из вас даже нарисовали коней для выставки рисунков «Казачий край». (Выставка рисунков «Казачий край»)
- В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у них связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?
1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.
2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.
3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.
4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит. В наше время найти настоящую подкову сложно, но примета осталась. Может быть у кого-то из вас дома она висит над дверью. (Показать подкову)
- А пословицы о верном друге казака вы знаете?
Задание: Собрать пословицу (Пословицы разрезаны на листочках). Работа в группах.
«Казак на лошади с пеленок»
«Казаку конь себя дороже»
«Казак сам не поест, а коня накормит»
«Казак без коня, что солдат без оружия»
Учитель: Слайд 28
- Донские степные просторы – край необыкновенный! О котором сложили много песен, стихов, написали книги (Выставка книг о Донской земле).
В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. - -Какие степные растения вам известны? (ковыль, душица, лазоревые, одуванчики, васильки и т. д.)
Горьковатый запах степи придает степная полынь. (Слайд 29)
Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.
А про следующую травку даже придумали загадку:
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист нам идёт на чай.
Что за травка - отгадай. (Чабрец)(Слайд 30)
- Я предлагаю провести эксперимент «Как пахнет чабрец?» (Веточки этой сухой травы находятся у вас на столах. Возьмите, понюхайте, разотрите в ладошках).
- Ребята, полынь и чабрец заваривали в чай, лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. А казачки делали такие мешочки с травой (саше) и клали их в шкаф, чтобы белье пахло летом, степью.
Итог:
Учитель:
Ребята, вот и закончилось наше мероприятие. Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили.
Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках. Слайд 31
-Вам понравилось занятие?
Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе к нашим предкам- донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.
На память о нашем занятии у вас остаются рисунки герб и флаг Ростовской области. Вы получаете слова гимна Ростовской области и сувенир - закладку за хорошую работу.
Сейчас мы проводим гостей, и вы сможете подойти к выставке «Из казачьего быта» и выставке книг о Донской земле.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Глубокинская средняя общеобразовательная школа №32
«Донской край – мой край»
(открытое внеклассное мероприятие, проведенное во 2а классе)
Учитель начальных классов:
Черкашина Е. В.
2021 г.