СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Донской край – мой край!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей младшего школьного возраста интерес к истории Донского края.

Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Приобщать младших школьников к культуре Донского края.

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Донской край – мой край!»»

Цель:

Формировать у детей младшего школьного возраста интерес к истории Донского края.

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Приобщать младших школьников к культуре Донского края.

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.

Развивающие

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: здорово ночевали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Предварительная работа:


Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;

  • выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;

  • ознакомление с символикой страны, области, города;

  • разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;

  • Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.

  • Беседа о том, как жили казаки в старину.

  • Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.












Ход занятия:

Добрый день, ребята, коллеги, дорогие зрители и знатоки родного края!

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь растёт. (Слайд1)

-Так поётся в известной песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь.

Учитель:

- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.

- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (Земля)

- Это не просто земля – это наша родная земля.

«Своя земля и в горсти мила»


- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)Слайд2


- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали? Слайд3

(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).

Ученик 1: Ой, да ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон.

Край родимый, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон.

И не только тихий, плавный

И широк среди всех рек.

Дон привольный, необъятный

Дон наш - батюшка навек! 



-Мы живём с вами в удивительном солнечном крае - на земле Тихого Дона.

- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон. (Ученик показывает на карте г.Ростов-на-Дону) (Карта.)

- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой герб, гимн и флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.

Игра «Найди флаг» (Слайд4)


Учитель:

- Что означают цвета на флаге?(Слайд 5)

Синий – цвет казаков, жёлтый - калмыков, красный – русских, а белый – символ единства области с Россией,

_-Как легко запомнить цвета флага?

Ученик 2: «Сверху – неба синева

Середина – цвет пшеницы

Вместе с рожью колосится

Самый нижний – красный цвет

Цвет сражений и побед!»

Задание «Разукрась флаг РО» (Звучит Гимн Ростовской области) Слайд5*


- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) (Слайд6) Что означает слово «казаки»(вольные, сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)

-А кто командовал казаками ? (Атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)


- А как называли свой дом казаки? (курень)(Слайд 7)


- Что означает слово «курень»(круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу) (Слайд7*)

Посмотрите, как жили казаки (Слайд8-22)

В конце занятия на нашей выставке «Из казачьего быта» вы сможете поближе рассмотреть некоторые предметы обихода.

Учитель : В казачьей станице свои обычаи и нравы. Посмотрим, как казаки приветствуют друг друга и как встречают гостей . (Слайд 23)

Сценка

Казак: Здорово ночевали!

Казачка: Слава богу!

Казак:  Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном (Слайд 24)

С белоснежным рушником.

Казачка:  Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Казак:  Земля отцов – наша земля!

Казак и казачка подносят каравай гостям.

(Слайд Приветствия казаков)

Слайд 25

Учитель: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!

Сейчас мы с вами сопоставим старинные казачьи слова с современными

Казак с казачкой проводят игру «Что это значит?»

Казак: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить? (Говорить)

Казачка: Вечерять  (ужинать)

Казак : Цибарка ( ведро)

Казачка: Завеска  (фартук)

Казак : Курень  (дом)

Казачка: Банить ( мыть)

Казак :Бедовая (шустрая)

Казачка: Чувяки ( тапочки, туфли)

Казак : Ошкарябать (поцарапать)

Казачка: Кочет (петух)

Казак : Торбочка (сумка)

Казачка: Жменя (горсть)

Учитель: Спасибо вам, казак и казачка!

Казак: До побачення!

Казачка: На все добре! (Кланяются и уходят)

- Ребята, а вы знаете, как произошли первые фамилии казаков?

Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».

В фамилиях нашли отражение свойства характера . Кому могли дать такую фамилию? (Молчанов, Смирнов),

внешность (Белоглазов, Богатырев, Курносов)

степени родства (Кумов),

виды деятельности (Кузнецов, Гончаров),

хозяйства (Пятиволов).


  • Имеются у казаков фамилии и от имени Макаров, Фролов, Лазарев, Иванов, Петров, Тарасов

  • Как известно, донские казаки (как и другие казаки) были издревле православными. Таким образом, образование фамилий от православных имен было, безусловно, обычным у самих казаков и было весьма древним.

Очень много фамилий у казаков от названия того или иного духовного сана

(Дьяконовы, Поповы и т.д.).


-История фамилий неразрывна с историей нашей страны, родного края.

У каждого из нас есть предки, которыми следует гордиться.


3. В Донских станицах негромких

И в шуме больших городов

Живут рядом с нами потомки

Из славных казачьих родов!

 

4. Проходят века за веками,

Но кровные узы крепки.

   Где были отцы казаками,

Сыны родились - казаки.

 

5. Под песни родимых сторонок

Растут не по дням – по часам!..

    Глядишь, озорной казачонок

Уж скачет на лошади сам!

 

6. На прадеда очень похожий –

Характер – то пламень, то лед!

     Он станет защитником тоже,

На смерть за Россию пойдет!


7.Только здесь, на Дону, пахнет степью вода, Слайд 26

Прикоснешься губами – не уйдешь никуда.

От земли этой милой, что дана нам судьбой,

Мне уйти не под силу, не расстаться с тобой!

Физминутка (Слайд 26*)

- Я предлагаю вам прогуляться по Донской земле.

Дружно за руки возьмемся

По Донской земле пройдемся

Смотрим влево, смотрим вправо

Видим нашу степь без края

Березка стройная стоит

На ветру качается

Ты -мой друг, и я- твой друг

Пусть дружба не кончается!

- А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)

«Конь – верный друг казака» Слайд27

- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.) Некоторые из вас даже нарисовали коней для выставки рисунков «Казачий край». (Выставка рисунков «Казачий край»)

- В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у них связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?

1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.

2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.

3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.

4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит. В наше время найти настоящую подкову сложно, но примета осталась. Может быть у кого-то из вас дома она висит над дверью. (Показать подкову)

- А пословицы о верном друге казака вы знаете?

Задание: Собрать пословицу (Пословицы разрезаны на листочках). Работа в группах.

«Казак на лошади с пеленок»

«Казаку конь себя дороже»

«Казак сам не поест, а коня накормит»

«Казак без коня, что солдат без оружия»


Учитель: Слайд 28

- Донские степные просторы – край необыкновенный! О котором сложили много песен, стихов, написали книги (Выставка книг о Донской земле).

В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. - -Какие степные растения вам известны? (ковыль, душица, лазоревые, одуванчики, васильки и т. д.)

Горьковатый запах степи придает степная полынь. (Слайд 29)

Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.

А про следующую травку даже придумали загадку:

Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист нам идёт на чай.

Что за травка - отгадай. (Чабрец)(Слайд 30)

- Я предлагаю провести эксперимент «Как пахнет чабрец?» (Веточки этой сухой травы находятся у вас на столах. Возьмите, понюхайте, разотрите в ладошках).

- Ребята, полынь и чабрец заваривали в чай, лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. А казачки делали такие мешочки с травой (саше) и клали их в шкаф, чтобы белье пахло летом, степью.

Итог:


Учитель:

Ребята, вот и закончилось наше мероприятие. Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили.

Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках. Слайд 31


-Вам понравилось занятие?

Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе к нашим предкам- донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.

На память о нашем занятии у вас остаются рисунки герб и флаг Ростовской области. Вы получаете слова гимна Ростовской области и сувенир - закладку за хорошую работу.

Сейчас мы проводим гостей, и вы сможете подойти к выставке «Из казачьего быта» и выставке книг о Донской земле.

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Глубокинская средняя общеобразовательная школа №32









«Донской край – мой край»



(открытое внеклассное мероприятие, проведенное во 2а классе)











Учитель начальных классов:

Черкашина Е. В.





2021 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!