СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие (экология+литература) на тему «Человек и природа:борьба или созидание…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие (экология+литература)

на тему «Человек и природа:борьба или созидание…».

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие (экология+литература) на тему «Человек и природа:борьба или созидание…».»

Внеклассное мероприятие (экология+литература»

на тему «Человек и природа:борьба или созидание…».



Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

Эпиграф : «Все меньше-окружающей природы,

Все больше-окружающей среды!»

(Роберт Рождественский)

3.Беседа.

-Как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем вести разговор?

Верно, о природе, о взаимоотношениях человека и природы, об экологическом поведении человека и ,конечно же ,о литературе,которая во все времена отражала и формировала взгляд на природу,прежде всего как чудесную и возвышающую организованность,как на общечеловеческую ценность.

4.Учитель экологии.

Всякая наука оказывает людям огромную помощь, но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой — усугубляют экологические проблемы.

5.Учитель литературы.

В продолжении этих слов мы хотели бы предложить вам посмотреть короткометражный фильм. Внимание на экран!

http:/ /www.moyapartiya.ru/video/yekologija/yekologija-problema-zemli-ecology-the-problem-of-the-earth.html

6.Просмотр фильма.

7.Учитель экологии.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

- Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

8.Учитель литературы.

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение и назвать проблему, которую осветил поэт Р. И. Рождественский «В музее естествознания».

9.Фото Льва-царя зверей.

10. Стихотворение читает студент.

Р. И. Рождественский «В музее естествознания»

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...

Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.



Я – последний из львов, но пускай за меня говорят -

Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.

И дельфинья семья, за которой неделю подряд

С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость



Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,

Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф

И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.



Пусть они голосят, вопрошая карающий век.

Пусть они стороною обходят любую машину...

Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек.

Только где и когда ты встречал без подножья вершину?



Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.

Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?

Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?



Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.

Океан разольется огромной протухшею лужей.

Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.

И растет скорострельность твоих замечательных ружей.



Всё твоё на планете! а нашего – нет ничего.

Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:

Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи...



Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.

Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю этой печальной земли.

Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут...



Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.

Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..

Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.

Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.



И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.

Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается...

Я с седеющей гривы срываю корону царя!

И реву от бессилья... А что мне еще остаётся?

11.Учитель экологии.

Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и, будучи специалистом в области экологии, с ним нельзя не согласиться.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

-70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

-Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

-Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

12.Учитель литературы.

Человек постоянно взаимодействует с природой, использует её ресурсы для улучшения условий собственной жизни. Например, за последние десятилетия мы практически отвыкли от ярмарок для приобретения одежды и продуктов, ведь гораздо комфортней посетить огромный, красивый, яркий торговый центр, где можно посидеть с другом за чашкой вкусного напитка около фонтана, погулять по ярко-освещенным магазинам, заглянуть в кинотеатр на просмотр долгожданной премьеры фильма. А задумывались ли вы, сколько заплатила природа за такой наш комфорт? А сколько она еще заплатит для создания этого комфорта? Например, что нужно, чтобы построить торговый центр на окраине города и как от этого пострадает природа?

Учащийся 1. Для строительства торгового центра необходима огромная площадь, а значит, будут вырублены зеленые насаждения, что, в свою очередь, сильно повлияет на флору и фауну.

Педагог: Какой еще урон природе может нанести строительство торгового центра?

Учащийся 2. Проведение коммуникаций. У электричества, воды и тепла есть источники. Это полезные ископаемые. Прежде, чем свет и тепло достигнут помещения торгово-развлекательного центра, ресурсы пройдут долгий путь. Сначала их добудут и доставят на электростанцию, затем выработают энергию, что связано с загрязнением атмосферы из – за дымящих труб.

Учащийся 3. Загрязнение происходит и на земле. Отходы деятельности торгового центра – это мусор, подлежащий переработке. Однако он полностью не перерабатывается, а просто выбрасывается или закапывается рядом.

Педагог: Я с вами полностью согласна. Какие еще примеры стремительно развивающегося человеческого общества имеет пагубное влияние на окружающую среду?

Учащийся 4. Примеров очень много: кто из нас откажется жить в просторной квартире-новостройке? Сегодня, рынок недвижимости очень широк, а новые красивые высокие дома как близкие друзья находятся в тесном соседстве друг с другом. Но, к сожалению, парков и скверов с каждым годом все меньше и меньше. Сегодня, договариваясь о встрече с друзьями, мы чаще ориентируемся на закрытые помещения, а еще пару лет назад могли весь вечер гулять по тропам городского парка, среди деревьев и цветов.

Учащийся 5. А как же заводы? Их тоже очень много даже в масштабах нашего района. Разумеется, это рабочие места, ведь человеку необходимо работать, чтобы жить. А давайте подумаем, как загрязняются реки и воздух в результате выбросов продуктов деятельности предприятия? Хватает ли очистных сооружений для сохранения благоприятной эко - обстановки? Уверен, что нет. Иначе мы не наблюдали бы клубы цветного дыма над заводами, распространяющихся по городу. Река, в которой мы могли еще в начальной школе весело купаться, сегодня сильно загрязнена и не пригодна ни для какого использования.

13.Учитель литературы.

Наша природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность, а не как на подножие для хозяйственной деятельности человека. Богатый мир природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях русский писателей. Сегодня я хочу остановиться на литературных произведениях 19 века, именно с писателями 19 века мы знакомимся с вами на уроках литературы.А помогут мне ребята, которые подготовили обзор произведений, где природа предстает перед нами во всей своей красе.

14.Ученик 1.

В художественных произведениях образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

15.Ученик 2.

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в высказываниях известных писателей.

16.Ученик 3.

И.С.Тургенев в «Записках ружейного охотника» сказал об этом так: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей, он ее сын».

17.Ученик 4.

Юрии Нагибин писал: «Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком».

18.Учитель литературы.

-Назовите писателей и поэтов 19 века,в произведениях которых природа занимает важное место.

(Тютчев,Фет,Некрасов,Чехов,Пришвин)

19.Чтец 1.

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.



И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…



Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

20.Учитель литературы.

Стихи Тютчева о природе необыкновенно музыкальны и величественны. Они льются как песня, повествуя о возвышенной, таинственной и щедрой душе окружающего нас мира. В реке кто-то увидит воду, а Тютчев – зеркальную гладь. Снегопад или листопад, буйство первой грозы он описывает во всем своем величии, подбирая безошибочные эпитеты и сравнения. Никакого уныния, гармония в природе радовала, восхищала и успокаивала поэта, он мечтал о единении природы и человека.

21.Учитель литературы.

-А кто мне хочет прочитать стихотворение Фета?

22.Чтец 2.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.



Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.



Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

23.Учитель литературы.

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Поэтому неслучайно возникает патриотизм Некрасова и по отношению защиты природы.

Очень остро показаны взаимоотношения человека с природой в поэме «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. «Печальные картины», нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

24.Чтец3.

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.



Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом…

25.Чтец 4.

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом ... но ей

Не отыскать неразумных детей!



С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

26.Учитель литературы.

Одним из первых и главных защитников природы был Антон Павлович Чехов. В 1896 году в пьесе «Дядя Ваня» прозвучала отчетливо тема экологии. Чехов любил природу и постоянно выступал в защиту ее во всех проявлениях. И всегда призывал к этому других людей и критиковал деяния, ведущие к оскудению природы, к обмелению и высыханию рек, к резкому уменьшению численности, а то и к исчезновению зверей, птиц и рыб.

Очень хорошо он написал об этом в рассказе «Свирель» в 1887 году.

27.Чтец 5.

То же, но еще более четко и целенаправленно, говорит Чехов словами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллионы деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все безобразнее и беднее… Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти… Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…».

28.Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе, он был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. В книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще" автор говорит о том, что бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

29.Учитель экологии.

Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Проблема взаимоотношений человека и природы – самая важная в нашей современности.



30.Учитель литературы.

Это далеко не все произведения русских писателей, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Они, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее. Ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.



Земля страдает, земля вздыхает,

И стон последний к нам обращает:

«Забудьте, люди, свои раздоры,

Скорей спасайте поля и горы…»



Когда-то Бернард Шоу сказал:«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» .

А что значит жить как люди? (варианты ответов обучающихся).

40.Учитель литературы.

Вот на этой жизнеутверждающей ноте мне бы и хотелось закончить наше мероприятие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!