Внеклассное занятие в 3 классе
на тему : « Финансовая грамотность»
Цели: Познакомить обучающихся с понятием «деньги» и «экономика» и их значением в жизни человека;
- сформировать представление о финансах простым и понятным языком; обогатить словарный запас обучающихся
Цели:
Задачи:
Воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру
Рассмотреть виды денег
Определить функции денег
Развитие интереса к экономическим знаниям через игру
Развитие умения применять экономические знания в жизни
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение
учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД:
учиться работать в команде, приходить к общему решению в совместной деятельности;
слушать и понимать речь других.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Снова в гостях у нас экономика.
Экономику- науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать, как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
А потребности у нас
Все растут из класса в класс.
И товарооборот
Все растет из года в год.
Но ресурсы иногда
Ограниченны бывают
И возможности не все
Перед нами открывают
Мы настроились серьезно
С экономикой дружить,
Чтобы в будущем достойно
Нашей Родине служить.
Мы познакомимся с новыми терминами, поговорим о деньгах.
Что нужно делать, чтобы заработать деньги?
( надо трудиться)
Учитель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.
(Ученики вспоминают пословицы и поговорки о труде.)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Кто не работает, тот не ест.
Трудовая копейка до веку живет.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
В рабочее время - язык на засов.
Глаза страшатся, а руки делают.
Учитель: Для чего нужен труд?
Ответы детей ( Без труда не было бы жилья, еды, одежды машин, мы не могли бы ездить на отдых, ходить в кино, театры… )
Учитель: А как труд связан с экономикой?
-( Труд необходим для зарабатывания денег, для удовлетворения наших потребностей)
Учитель: А можно ли удовлетворить все желания и потребности человека?
(нет)
Учитель: А сейчас мы с вами разыграем экономическую ситуацию, в которой кто-то может быть увидит себя. (В ситуации участвуют: автор, папа, мама, двое детей, дедушка и бабушка)
Вечером вся семья собралась за столом. Это мама – она временно не работает, ухаживает за малышкой, пришли бабушка и дедушка, пришел со школы Руслан и наконец с работы пришел папа: очень усталый но довольный: он сегодня получил зарплату. Руслан за столом о чем-то спорил с бабушкой.
Папа: Что случилось?
Руслан: Я хочу планшет ,как у Магомеда. А бабушка говорит, что у нас не хватит денег.
Папа: Ну что ж! Давайте разберемся! Мы сейчас посчитаем наш доход. Сегодня я принес 15 тысяч рублей. Это моя зароботная плата.
Дедушка и бабушка: А мы получили пенсию по 6 тысяч рублей.
Мама: Наша Асият тоже получила деньги – 1200 рублей. Это пособие на ребенка.
Папа: Подсчитываем: 28200 рублей.
Руслан: О как много денег. Можно купить не один, а три планшета.!!!
Папа: А теперь давайте мы посчитаем наши расходы:
- 10 тысяч рублей – на питание
- 6 тысяч рублей на одежду и обувь
4 тысячи на коммунальные расходы
2 тысячи рублей – прочие расходы ( проезд, ремонт обуви, и др.)
Итого – 22 тысячи
Сколько же остается? 6200 рублей – это наши накопления, и мы их положим в банк!
Руслан: А что это такое?
Учитель: Мы побывали на экскурсии в банке, и теперь ребята расскажут, какие операции выполняют в банке.
Ученик: ( дает информацию о работе операторов банка)
Банк – это место, где хранятся деньги, и где с ними происходят банковские операции. Если вы вложили деньги в банк, во-первых это надежно, их никто не украдет, они никуда не пропадут, они охраняются. А за то что они там хранятся, вам выплачивается определенная сумма – проценты. Но бывают и обратные операции. Если вы хотите купить какую-то крупную вещь, то вы берете в банке кредит, но тогда вы должны заплатить еще какую-то сумму сверх того, что уже заплатили.
Учитель: Как помочь Руслану? На чем они могут сэкономить?
( экономить свет, экономить воду, сохранять тепло в доме, чтобы экономить газ, аккуратно носить одежду, обувь, бережно относиться к школьным принадлежностям)
Руслан не огорчился. Он решил быть экономным во всем, выключать свет, закрывать кран, ходить на тренировки пешком.
Работа в паре .
Ребята, отгадайте ребус. Г
ЛО
(налог)
Учитель: Что же такое налог?
(Ученик, который собрал информацию о деятельности налоговой инспекции, объясняет значение этого слова)
Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. С налогов идет зарплата нашим родителям, которые работают в государственных учреждениях, на образование и здравоохранение.
Учитель: А куда же идут все эти деньги?
( в государственный бюджет)
Учитель: Ребята, у вас на столах карточки со словами ( банк, бюджет, налоги, накопления, расходы, кредит, доходы, деньги). Отложите в сторону те карточки со словами, которые мы разобрали. Какое слово у вас осталось?
( Деньги)
Учитель: Что такое деньги?
( Металлические монеты, бумажные билеты, которые служат для оплаты товаров)
Учитель: Это еще называется купля – продажа. А еще существует обмен товарами. Например: машину поменяли на квартиру, часто вы тоже меняетесь – это бартер.
Но я хочу рассказать, что не всегда были деньги такими, какими вы их видите здесь.
Люди просто обменивались друг с другом различными предметами. И ценность этих предметов зависела от того, сколько труда было вложено или затрачено на эти вещи. Например: за одного барана можно было получить две косы, за одну мерку соли – несколько шкурок . это было очень неудобно. Много прошло времени, пока не появились наши деньги.
Практическая работа: У каждого ученика на столе монеты: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Дети знакомятся с лицевой стороной: с гербом – «аверс»; реверс – обратная сторона с нуминалом (решка); «гурт» - это ребро монеты.
Учитель: Ребята, наш город небольшой, но и у нас есть большие и малые предприятия, которые приносят нашему городу доход. Это заводы: молокозавод, хлебозавод, кондитерская фабрика «Дагинтерн», « Евразия», швейная фабрика « Горянка». У нас есть и малые предприятия: аптеки, магазины, ателье, кафе, парикмахерские и т.д.
Ребята, скажите, а школа приносит доход?
( ответы детей)
Учитель: Нужны ли деньги школе?
( конечно нужны)
Учитель: Государство выделяет деньги на приобретение самого необходимого для работы школы. У вас на столах лежат конверты с предметными картинками. ( учебники, линейка, циркуль, гитара, коньки, компьютер, тетрадь, доска, карандаш, парта, яблоко). Выберите то, что дает вам государство для обучения в школе.
Как вы думаете, сколько денег государство тратит на их приобретение?
Решите задачу: Парта и два стула стоят 5 тысяч рублей. Сколько нужно денег на приобретение мебели на класс, где учатся 30 учеников?
Рефлексия:
- О чем говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Было ли вам интересно?
- О чем вы бы хотели узнать на следующих уроках?
- С кем вы поделитесь полученными знаниями?-
Учитель:
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Подведем итог. Игра « Доскажи словечко…»
Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в ….(банке)
Коль трудился целый год, будет кругленьким …( доход)
Приносить доходы стал, в банке папин … (капитал)
На товаре быть должна обязательно … ( цена)
Сумма всех денег, полученная членами семьи…( бюджет и доход)
Денежное вознаграждение за труд…(зарплата)
Лицевая сторона монеты…(аверс)
Оборотная сторона монеты,,,(реверс)
Учитель: Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения, я вручу вам памятки с советами управления деньгами.
13 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.
8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы».нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13.Что такое регулярные платежи? (ком.услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
Домашнее задание: Узнать семейный бюджет( доходы, расходы)