БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Внеклассное занятие
Я – гражданин
Выполнила студентка:
30 группы
Чалчикова Алёна
Горно-Алтайск 2017
Цель классного часа: создание условия для формирования у учащихся чувство патриотизма через ознакомление с государственными символами и понятиями о Родине
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с символами России (флаг, герб, гимн) и с понятиями: малая и большая Родина, столица, гражданин, конституция;
Развивающая: развивать внимание, коммуникативные качества;
Воспитательная: вызвать интерес к родной стране, народу; прививать чувство патриотизма
Оборудование:
Понятия, написанные на карточках.
Гимн, герб, флаг.
Песня на сл. М. Матусовского, муз. М.Баснера “С чего начинается Родина”.
Кружки (красные, белые, синие) – для формирования команд.
Флажки (синий, красный, белый) – отличительный знак команд.
Плакаты с пословицами.
Две мягкие игрушки.
“Стихи о Родине” - Сборник стихов “Пою моё отечество”. – Москва. – Детгиз. - 1985
Герб, разрезанный на части (для каждой команды).
Полоски флага (для каждой команды).
Для детей: клей, части флага, части герба, два ребуса.
Ход мероприятия
2 мин. Орг. момент. Формирование команд
Дети под музыку “С чего начинается Родина” заходят и берут кружок любого цвета (красный, синий или белый). Занимают стол с флажками такого же цвета. Так формируются команды:
Белые – символ веры в чистоту помыслов
Синие – символ благородства и верности
Красные – символ героизма, отваги, смелости.
3 мин Подготовка к основной части.
Послушайте внимательно песню и скажите, о чём эта она? (звучит песня “С чего начинается Родина”). (Формулируют тему ученики исходя из песни)
- Сегодняшний классный час посвятим Дню Конституции, он у нас 12 декабря. Мы узнаем много новых слов на классном часу, узнаем, кто такие граждане, что такое Конституция и вспомним символы нашей Родины. То, что вы узнаете, запомните и расскажите своим близким и родным.
Дети свободно высказываются.
Основная часть
6 мин
- Дети читают отрывки из стихов о родном селе, городе, районе (какие знают)
Слайд:
Город наш невелик, только это не важно
И его ты найдёшь среди неба и скал.
Если ты побывал здесь однажды
Город наш для тебя близким сразу же стал.
Если вдруг загрустишь, находясь в отдалении
Набери телефон и друзьям позвони
Слыша голос родной, улетят вдруг сомнения
Дружбой славен наш город
И славен людьми.
Алтай – моя малая родина
Ты любовь и судьба моя
Алтай, сколько тропок здесь пройдено
Алтай, ты со мной навсегда.
- О какой родине идёт речь? (О малой Родине - Алтай)
На доске вывешивается картины Алтая.
- Обратите внимание на фотовыставку. Какой он?
(Наш Алтай славен людьми, которые в горах построили большие дома, украсили село посадками деревьев и цветами. Построили клуб, памятник, школу, детский садик.)
Вывод: у каждого есть малая Родина, т. е. там, где ты родился.
Разгадывание ребусов
- Выберите 2 человек от каждой команды. В дружбе и согласии разгадать ребус (на столе каждой команды ребус).
(родина)
Пока дети отгадывают, с оставшимися проводится кричалка: 1 куплет из песни “Землю обмотали”
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели из озёр и рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
За ребусы команды получают фант – часть от герба.
- Споём песню о Родине “Моя Россия”
1 куплет:
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички
У моей России голубые очи
На меня, Россия, ты похожа очень
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия). Наша Республика Алтай лишь маленькая часть большой страны, которая называется Россия.
На слайде открываются карточки :
Родина
Россия
Хором читают: Она самая большая среди всех стран. Россия богата своим растительным и животным миром, подземными кладовыми. В нашей Родине самые полноводные реки с большими запасами пресной воды и рыбы.
- А какие стихи о Родине знаете? (Дети выходят и рассказывают)
Если скажут слово “родина”
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Иль луга от жарков оранжевые
Золотистые поля…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
Вывод: У всех нас есть большая Родина – Россия.
4 мин Знакомство с Конституцией и правами граждан
- А кто знает, как называют всех жителей одной страны России?
На слайде открывается:
Граждане
- Граждане – это жители России, люди, которые любят, гордятся Родиной. Стараются сделать её богатой и сильной. Вы, маленькие граждане большой страны России. А что у нас (у граждан) общее, что делает нас гражданами одной Родины – России?
На слайде открывается:
Единый язык( русский)
Территория
Законы, по которым мы живем
- Законы – это обязанности, правила по которым мы живём. Они записаны в одной книге.
На слайде открывается:
Конституция (законы)
- Вот некоторые законы, которые мы должны выполнять. Повторите, запомните и выполняйте их.
Дети произносят хором после учителя:
Стараться учиться
Бережно относиться к школе, классу
Следить за своим внешним видом
Поддерживать порядок на своём рабочем месте
Уважать старших и одноклассников
- Кроме того, вы имеете права.
Вывод: Каждый человек, живущий в России пользуется правами этого государства и несёт обязанности перед своей Родиной.
Физминутка 2 мин
- Россияне очень дружный народ. Посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы.
2 команды встают в круг. Команды должны дружнее и быстрее передать по кругу игрушку.
- Хором дополните мои предложения:
Наша большая Родина … Россия
Наша малая Родина … Алтай
Жителей России называют … граждане
Законы, по которым мы живём, записаны в книге …Конституция
4 мин Знакомство с понятием “ столица” и главным городом России
На слайде
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град.
- О каком же главном городе России сказано в стих-ии?
На слайде открывается:
Москва
рядом фотография Москвы.
- Каким другим словом можно заменить слова “главный город” команды узнают, когда отгадают ребус. Выберите по 1 человеку от команды.
(столица)
Пока дети отгадывают, с оставшимися проводится кричалка: 2 куплет из песни “Землю обмотали”
Обогрейте словом, обласкайте взглядом.
От хорошей шутки тает даже снег
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
На доске открывается:
Столица
Москва
- Назовите столицу нашей Родины.
Вывод: Столица – это главный город государства. Москва – столица России.
За ребусы команды получают фант – часть от герба.
5 мин Знакомство с флагом
- Отгадайте загадку:
В нём человечеству привет
В нём русской славы жаркий цвет
В нём нашей силы грозный свет
В нём правда наших лет. (Флаг)
- У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберёт флаг?
На доске открывается:
- Где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, на костюме космонавтов, у нас в городе)
- Расскажите о флаге.
Подготовленный ученик: Это полотно из белой, синей, красной полос. Белая полоса – символ веры в чистоту. Синяя – благородство, верность. Красная – героизм, отвага, смелость.
Команды получают фант – часть от рисунка герба.
Вывод: Флаг отличительный символ государства.
- Россияне знамениты не только верностью России, отвагой и смелостью, но ещё они и очень талантливы. Восхваляют Родину в хороводных песнях. В них и душевная чистота, и любовь к Родине.
Игра “Золотые ворота”
Все:
ТРА-ТА-ТА (2 раза)
Отворяем ворота
Золотые ворота
Поспешите все сюда!
Ворота:
Пропускаем вас
Пропускаем - раз
Пропускаем – два
А на третий раз
Не пропустим вас!
Опускают руки и дети попадают в “ворота”. Те, кого поймали, становятся “воротами” и так дальше, пока из цепочки попадут в “ворота” все.
4 мин Знакомство с гербом
- Вы получали за работу фанты. Сложите части так, чтобы получился рисунок. Что получилось? Расскажите о нём?
Подготовленный ученик: Герб у нас очень красивый. На нём изображён двуглавый орёл. Это символ солнца, силы небесной, огня и бессмертия. Внутри герба – герб главного города Москвы. На нём Георгий Победоносец убивает копьём змею. Много врагов шло на Россию, но всегда россияне побеждали.
Вывод: Герб отличительный символ государства.
4 мин Знакомство с гимном России
- Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по - особенному: для этого мы встанем и приложим нашу ладонь к сердцу. (Слушают гимн РФ). Кому оно известно?
- Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. Запомните: слушают его и поют только стоя.
На слайде открывается:
Гимн
Герб
Флаг
- Назовите одним словом, написанное на слайде. (Государственные символы). Государственные символы помогают распознать государство, узнать, что больше всего ценят жители этой страны.
Вывод: Гимн, герб, флаг - отличительные символы государства России.
3 мин Обобщение: -посмотрите видеоролик про нашу Родину – Россию
и скажите мне какая она? видеоролик
- Разве можно не любить такую красивую, чистую, неповторимую Родину? Давайте будем защитниками своей Родины и патриотами. И тогда мы все будем едины, и никто не сможет разрушить нашу Родину.
2 мин Закрепление
- Дополните мои предложения:
Узнали о малой Родине … Алтай
Узнали о большой Родине … России
Узнали о столице России … Москве
Знаем символы России …гимн, герб, флаг
Законы России записаны в … Конституции
- Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети)
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.