СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "История появления денег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "История появления денег" для обучающихся начальной школы по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "История появления денег"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа





Внеклассное мероприятие

«История появления денег»





Возраст обучающихся: 7-11 лет

Категория 1 – 4 классы

Автор-составитель:

Беспоясова Лидия Михайловна

Учитель начальных классов





Цели мероприятия: - ознакомить с историей возникновения денег;
-ознакомить обучающихся с сущностью денег.
Задачи мероприятия:

1)изучение вопросов истории возникновения денег и их прогрессивной роли в мировой экономике для расширения кругозора обучающихся
2) формирование навыков финансовой грамотности и культуры экономического мышления;
3) показать значение денег в жизни людей;
4) объяснить, какие виды денег существуют;
5) формировать навыки обращения с деньгами;
6) воспитывать умение общаться. 7)развивать объяснительную форму речи, память, внимание, мышление.


Методы и приемы: выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций; отгадывание загадок; использование художественного слова; словесные инструкции.


Формы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах и группах.


Оборудование: Презентация, проектор, экран, раздаточный материал, карандаши или ручки для участников игры, купюры и монеты разных номиналов



Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

Учитель: Ребята, кто помнит сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»? Расскажите, с чего начинается эта сказка.

Ученик. Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.



Как вы думаете, какая должна быть денежка у Мухи, чтобы она смогла купить самовар? (ответы детей) А что же такое деньги? Кто знает?

  1. Понятие денег.

Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Так же как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег измеряют ценность того или иного товара и услуги, а также в деньгах измеряется заработная плата, или по-другому ценность различных специалистов.

Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят…

О них пишут стихи и слагают песни.

Их используют в пословицах и поговорках.



  1. Работа в группах.

А сейчас я предлагаю вам поиграть: у каждой из групп на столе конверт, в котором лежат разрезанные на части пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком.

Деньги  как скворцы: сегодня прилетели, покружились, а завтра  улетели. Трудовые деньги век кормят. Трудовая денежка всегда крепка. Деньгам счет, а хлебу мера. Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Горе - деньги, а вдвое - без денег. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не легко деньги нажить, а легко прожить. Затем деньги и круглы, чтоб веселей катились.

  1. Расказ об истории появления денег.

Учитель: Ребята, а как деньги появились на земле? (ответы детей)

Сегодня в ходе нашего мероприятия, название которого вы видите на доске, а именно: «История появления денег», мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Давайте попробуем себе на минутку представить, что современный человек оказался без денег. Скажите, как он будет себя чувствовать, какой будет его жизнь? (ответы детей) А откуда в нашей жизни, в жизни наших предков появились деньги?

Учитель: Деньги — одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 — 8 тысячелетием до нашей эры.

На заре существования человечества необходимости в деньгах просто не было – люди кормились охотой и собирательством, им просто нечего было покупать и некому продавать. Но по мере развития общества и появления первых поселений ситуация начала меняться. Возникали ремесла, каждый человек становился специалистом в каком-то деле. Деньги еще не появились, в ходу был натуральный обмен – люди просто меняли производимые ими товары на то, что им требовалось. Гон­чары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу. Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продук­тов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы из­готовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

  1. Инсценирование.


Учитель: Сейчас мы поиграем и узнаем, как выглядел такой обмен. Игра называется "Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Витя имеет карточку: есть самокат, нужен велосипед; Соня: есть велосипед, нужны коньки; Варя: есть коньки, нужен самокат.)Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись.

Учитель: Обмен совершить трудно. Это занимает много времени. Трудно сравнивать ценность двух предметов друг с другом, подбирать одинаковые по ценности предметы.

Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом. Все, что общество признает в качестве обращения,- это и есть деньги. Надо сказать, что скот был не единственным видом денег, и наряду с ним первобытными деньгами служили самые разнообразные предметы: шкуры, рыба, соль, раковины. В Китае примерно за две тысячи лет до нашей эры в качестве денег выступали раковины моллюсков каури. Влияние раковин каури было столь велико, что даже первые металлические деньги изготавливались в форме раковин. На Руси еще для этого использовались меха. От куницы (зверек) происходило название денег - куна. На смену шкуркам пришло серебро, основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на части, отсюда и пошло название рубль. Рубли уже не рубили, а резали на 50 резаней. Позднее, серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты. Чтобы не испытывать неудобств, деньги, то есть гривны, решили изготовлять одного веса. Новгородский рубль весил 200 граммов. Сколько будет весить 10 рублей? 100 рублей? Легко ли ходить на рынок с кошельком, который весит 20 килограммов? Гривны были слишком тяжелы, поэтому их заменили копейками. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из серебряной проволоки.

Почему копейку называют копейкой? Давайте рассмотрим её. Что на ней изображено? (На ней изображен всадник с копьём)

Скажите мне, пожалуйста, почему люди начали использовать деньги из металлов? (ответы детей)

В домонгольской Руси в обращении использовали западноевропейские денарии и дирхемы, поступающие из юго-восточных государств арабского Халифата. Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка; грош — две копейки; алтын — три копейки ( пословица: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля, то есть пятьдесят копеек; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить». В Словаре Владимира Даля: «Монету вытинают чеканом»).

Начиная с 18 века все монеты на руси были круглыми. Внешние данные монеты составляют монетный тип: на ней есть рамка, окаймляющая монетное поле, где размещены изображения и надписи. Монеты как бы одеты в национальный мундир: здесь могут быть герб, портрет правителя, его имя и почетные титулы, изображения, связанные с памятными событиями.

  1.  Игровая пауза. Конкурс. « Блиц-опрос»

1. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (деньги)

2. Какое животное всегда при деньгах? (свинья)

3. Наказание деньгами за нарушение? (штраф)

4. Что нельзя делать ни в своем, ни в чужом доме, а то деньги водиться не будут? (свистеть)

5. Назовите «экономическую» породу собак (такса)

6. Что делает с рублем копейка? (бережет)

7. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

8. Как называется место продажи новогодних елок? (ёлочный базар)

9. Месяц школьных базаров – это (август)

10. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

8. История появления бумажных денег.

Учитель: Скажите, а когда в России появились бумажные деньги? (ответы детей) В истории есть интересный и курьезный факт, связанный с деньгами. Он относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя Петра Первого. Императрица Елизавета Петровна заказала оду в свою честь известному ученому Михаилу Ломоносову. За понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.Значит, металлические деньги были не всегда удобны.

Впервые бумажные деньги появились в Китае, в ХIII веке; и только к ХVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1769 г. Екатерина II ввела в России бумажные деньги, ее портрет украшал 100-рублевую купюру. В простонародье эту купюру называли «Катенька» - по имени императрицы.

Были даже кожаные деньги. В начале 19 века российско-американский компанией было изготовлено и запущено в оборот 10000 купюр, общая платежеспособность которых составляла 42000 рублей. Изготовлены они были из кожи тюленей и имели хождение в качестве денег до 1862 года.

  1. Знакомство с денежными единицами России и других стран.

Кто из вас может назвать, какие монеты и банкноты используются в нашей стране сейчас? (ответы детей) (рассматривание денег разного номинала, показ учителем денег из кошелька)

Ребята, а кто из вас знает, какие денежные единицы используются в других странах? (ответы детей) (рассматривание денег на экране)

  1. Конкурс «Мульти-пульти».

1. Какое «удобрение» увеличило урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков? (Заклинание «Крекс-фекс-Пекс»)

2.Чем разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (Соль)

3. Героине какой сказки удалось за найденную денежную единицу сделать выгоднейшую  покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Герой какого мультфильма сам назначал за себя цену? (попугай Кеша)



  1. Творческая работа.



Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с историей появления денег, познакомились с денежными единицами разных стран. Кто знает, какая денежная единица сейчас является общей для многих стран? А как вы себе представляете общую денежную единицу для всех стран мира, т.е. международную валюту? Попробуйте её нарисовать. (дети рисуют денежную единицу, вывешивают рисунки на доску и рассказывают о них)

  1. Подведение итогов.

Подводя итоги нашего мероприятия, посвященного такой серьезной теме, хотелось бы напомнить: чем бы вы ни занимались в будущем, кем бы вы ни стали, повзрослев, все вы должны признать, что есть вещи, которые цены не имеют.

Это - здоровье, любовь близких, уважение окружающих людей, собственное хорошее настроение и желание жить не ради денег. Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека.

Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека.

  1. Рефлексия. Продолжите любое предложение.

Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Я бы хотел рассказать другу о …

Использованные ресурсы:

pikabu.ru›otdokhnem poslovitsyi pro dengi 5932639 – пословицы про деньги

myrouble.ru›dengi-chto-ehto-takoe/ - понятие денег

multiurok.ruОбо мнеighra-finansovaia… - игры

материалы курсов по финансовой грамотности



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!