СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие к 220-ой годовщине со дня рождения В.И. Даля

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие к 220-ой годовщине со дня рождения В.И. Даля»

Автор: учитель русского языка

ГОУ ЛНР «АОШ №8»

Славнова Марина Сергеевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвященное 220-ой годовщине со дня рождения Владимира Ивановича Даля

Класс: 8

Тема: Путешествие на экспрессе им. В.И. Даля

Цель: воспитывать уважение, интерес к самобытной культуре и языку русского народа, ознакомить обучающихся со значимыми местами для творчества В. И. Даля, его наиболее известными творениями, развивать умение выступать на публике, внимательность, умение работать самостоятельно, творческие способности учащихся.

Тип: урок-путешествие по творчеству В.И. Даля.

Оборудование: импровизированная карта с обозначением городов-остановок путешествия, словарь пословиц В.И. Даля, иллюстрации к выступлениям (приложения 2-6), слова для инсценировки (готовится с учащимися заранее), видеоматериалы, ученик в образе В.Даля.



Ход урока

  1. Вступление в тему.

  1. Слово учителя. С биографией Владимира Ивановича Даля вы уже хорошо знакомы. На уроках литературы, во внеурочной деятельности мы с вами изучали жизнь и творчество нашего земляка. Основной деятельностью его была должность военного врача, а после отставки из армии 40 лет службы чиновником в Оренбурге, Петербурге, Нижнем Новгороде. На протяжение трудовой деятельности не покидало его увлечение русским языком, литературной деятельностью. За свою жизнь он написал много книг. Это и произведения литературы, и научные труды по биологии, языку, ряд статей публицистики. Сегодня мы совершим путешествие на экспрессе им. В. И. Даля по тем местам, в которых были написаны самые известные труды писателя, начавшего свое творчество еще со времен службы в армии. Перед собой вы видите импровизированную карту нашего путешествия. Мы совершим несколько остановок в разных местах России и узнаем, чем они знаменательны для жизни и творчества Даля (прил.1).

  2. Мотивация деятельности. Сначала пройдем краткий экскурс по теме нашего мероприятия, узнаем, что нас сегодня ждет. Просмотр видео «Владимир Даль и его словарь»

(https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI). Вы ознакомились с краткими моментами того, о чем узнаете сегодня. Заинтересовало вас данное видео, хотите больше узнать об этих интересных фактах? А поможет сегодня нам будет сам Владимир Даль, познакомьтесь с ним (выходит ученик в образе Даля). Владимир Иванович будет комментировать некоторые моменты наших остановок.

  1. Путешествие.

  1. Остановка Петербург. Слово учителя. Итак, одним из первых мест, куда отправился В. Даль после своей морской службы, а следом за ним и мы, это Петербург.

У Даля, датчанина по происхождению и католика по вероисповеданию, в течение всей его жизни была одна могучая страсть, радостная и мучительная, столь могучая, что она давала ему силы в течение ряда десятилетий без посторонней помощи, почти даже без поощрения от окружающих, выполнять огромную работу, размеры которой кажутся превосходящими силы одного человека. Это была страстная любовь, деятельная, творческая, к самобытной культуре и языку русского народа.

В борьбе за свою идею Даль был смел и красноречив и громко подымал свой голос против культурной разобщенности между народом и «образованным обществом», против оторванности литературного языка от народной стихии, против подражания всему иностранному. Актуальными остаются размышления Даля об искажении русского языка иностранными словами, о постоянной оглядке русского человека на Запад (к этому явлению писатель относился очень отрицательно), о необходимости обращения к богатствам русского народного языка и духа. В одном из писем В.И. Даля писателю Г.П. Данилевскому читаем: «Не знаю, откуда берется у писателей наших – особенно у молодого поколения – этот не русский склад речи, это непростительное искажение нашего языка, который постепенно слабеет и пошлеет при насильственной перетяжке его на немецкую колодку».

Даль стремился заразить своею любовью к народному языку своих современников. Он начал пропаганду окольным путем, через художественную литературу. В 1832 г. вышло его первое крупное литературное произведение, цикл литературных сказок «Пяток первый» (прил.2). Не сказки по себе были ему важны, а русское слово, «которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода - и сказка послужила предлогом».

Высокую оценку сказочного творчества В.И. Даля дал литературный критик В.Г. Белинский: «Даль любит простого русского человека, ... умеет мыслить его головой, видеть его глазами, говорить его языком».

Выступление ученика. Известность В. Далю как писателю принес сборник русских сказок («Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», СПб., 1832). В целом этот сборник отличался демократизмом и яркой сатирической направленностью против власть имущих. Основными положительными героями своих сказок Даль избрал мужика, солдата или бездомного бедняка. Сказочник ориентировался на простых слушателей, на тех, кто поймет и сочувственно отнесется к его героям. Во вступлении к первой сказке «Об Иване Молодом Сержанте» он писал: «...кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

Народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказок.

Ученик (В. Даль): Сатира моих сказок насторожила правительственные круги и вызвала их прямое недовольство. Меня заподозрили в неблагонадежности, по приказу Николая I арестовали, а сказки «Пяток первый» запретили. Только по просьбе В.А. Жуковского, бывшего тогда воспитателем царского наследника, я был освобожден из-под ареста. Сказки «Пятка первого» не вошли и в издание сочинений 1846 года и были перепечатаны только в Собрании моих сочинений 1861 года.

Учитель: Вот такими стремлениями живет Даля на данном этапе своего творческого пути. А мы отправляемся дальше.

  1. Остановка Оренбург.

Слово учителя. Женившись в 1833 году, Даль был в июле переведён в Оренбург чиновником особых поручений при военном губернаторе В. А. Перовском. На этой должности он служил около восьми лет. За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского края избран в 1838 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению. Собранные материалы по фольклору, этнографии башкир, казахов, русских и других народов легли в основу его произведений: «Охота на волков» (1830‑е гг.), «Башкирская русалка» (переложение башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу», 1843), «Майна» (1846), «Обмиранье» (1861), «Башкиры. Этнографический очерк, описание башкирцев и их образа жизни» (1862) и другие. В 1833—1839 годах вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

Выступление ученика. Даль и Пушкин. Знакомство Даля с Пушкиным должно было состояться через посредничество Жуковского в 1832 году, но Владимир Даль решил лично представиться знаменитому поэту и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно. Даль так писал об этом:

«Я взял свою новую книгу и пошел сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошел докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам, пустым и сумрачным – вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал ее и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо».

Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом:

Твоя отъ твоихъ!

Сказочнику казаку Луганскому,

сказочникъ Александръ Пушкинъ

Через год, 18—20 сентября 1833 года, Даль сопровождал Пушкина по пугачёвским местам Оренбургского края. Именно от Пушкина он узнал сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачёвских событий. В благодарность он прислал Далю в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».

Ученик (В. Даль): В конце 1836 года я приезжал в Петербург. Пушкин радостно приветствовал мое возвращение, многократно навещал, интересовался моими лингвистическими находками. Пушкину очень понравилось услышанное от меня, ранее неизвестное ему, слово «выползина» — шкурка, которую после зимы сбрасывают змеи, выползая из неё. Зайдя как-то в гости в новом сюртуке, Пушкин весело пошутил: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!» — пообещал поэт. Не снял он этот сюртук и в день дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять раненому поэту лишних страданий, пришлось «выползину» с него спарывать.

Учитель: Даль и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина. Он участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина.

Инсценировка. Трое учеников (В.И. Даль, А. С. Пушкин, Н. Н. Гончарова) разыгрывают короткую сцену прихода В.Даля к смертельно раненому А. Пушкину.

Узнав о дуэли, Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к умирающему Пушкину. Застал погибающего друга в окружении знатных врачей.

Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил: -Скажи мне правду, скоро ли я умру?

Даль ответил профессионально верно: -Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты.

Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал облегчённо: Ну, спасибо. Он заметно оживился и даже попросил морошки.

Наталья Николаевна радостно воскликнула: Он будет жив! Вот увидите, он будет жив, он не умрёт!

Даль под руководством Н. Ф. Арендта вёл дневник истории болезни Пушкина. Позже И. Т. Спасский вместе с В. И. Далем проводил вскрытие тела Пушкина, и Даль писал протокол вскрытия.

Пушкин передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом: -Даль, возьми на память.

Даль отрицательно качает головой.

Пушкин настойчиво: Бери, друг, мне уж больше не писать. Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал В. Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Владимир Даль пытался вернуть перстень вдове Александра Пушкина, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И ещё я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича». Этот был тот самый сюртук-выползина. (прил.3).

Самостоятельная работа. Интересное для нас трактование слов можно найти в словаре Даля. Напоминаю, что собраны они были из диалектов русского народа. Пушкину очень понравилось забавное слово «выползина», которое он применил в переносном значении для своего сюртука. Давайте попробуем найти значение данным словам из словаря Даля и объясним, как они образованы, постараемся проследить этимологию этих слов.

Ловкосилье, прикинуть, сглас, сдеть, поперед, доведка.

Слова для справки: гимнастика, дознание добавить, гармония, сначала, снять.

Теперь давайте следом за Пушкиным попробуем применить одно из этих слов в переносном значении. Составим предложения. Творческая работа детей.

  1. Слово учителя. И снова Петербург. К этому времени относится расцвет литературной деятельности Даля, публикация им очерков в духе натуральной школы. Каждый «физиологический очерк» Даля представляет собой, по словам Д. Мирского, короткую описательную зарисовку той или иной социальной среды. Свои повести, очерки и статьи он печатал в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Москвитянине» и сборнике Башуцкого «Наши».

Передовая литература этого периода выражала настроения и чаяния лучших людей своего времени. Это направление создало отвечающий новым жизненным требованиям жанр – «физиологический очерк», правдиво описывающий жизнь различных слоев общества.

Выступление ученика. Физиологический очерк в 30-е — 40-е годы был особенно интересен тем, что давал представление о типе русского человека. Социальные моменты, сословные различия отображены были в литературе еще очень незначительно. Но обрисовка типа требовала от писателя изучения либо профессии того или иного героя, либо его национальных и этнографических особенностей. Это была в некотором роде первая ступень к «различному» сословному изображению русских людей.

Бытописательная повесть и физиологический очерк характерны и для творчества В. Даля этой поры. Его произведения выгодно отличались и от слезливых, идиллических, проникнутых религиозным смирением рассказов из быта простого народа других писателей. Этнографические зарисовки, воспроизведение быта, отличающиеся живостью описания, лиричностью и верностью частностям, – только одна из художественных особенностей его творчества. На первом плане стоит все же пристальный интерес к изображению отдельных типов. В этом заключается непреходящее значение его произведений. Прототипы русского купца, самодура и скопидома, выведены Далем и в образе Гаврилы Степановича Гребнева в повести «Отец и сын» (1848) и в образе своенравного, жестокого, самовлюбленного и вместе с тем бесшабашного купца Корюшкина в повести «Колбасники и бородачи» (1846).

  1. Остановка Нижний Новгород.

Слово учителя. В 1849 году Даль был назначен управляющим Нижегородской удельной конторой, ведавшей делами 40 тысяч государственных крестьян, и прослужил на этом посту, предоставившем ему возможность десять лет наблюдать разнообразный этнографический материал. Именно в Нижнем была завершена многолетняя работа Даля по собиранию русских пословиц. Этот труд также занял ни один год работы Даля. Кропотливо изучая был, традиции русского народа собирая слова для своего словаря, автор собирал и пословицы, поговорки. В 1862 году В. Даль опубликовал «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.». Сборник содержит около 32 000 фраз, представляющих малые жанры фольклора. Это один из важнейших источников по бытовой стороне жизни и философии русского народа. Сборник многократно переиздавался, в том числе с предисловием нобелевского лауреата М. Шолохова, озаглавленным «Сокровищница народной мудрости» Когда в 1853 г. цензура стала препятствовать публикации сборника, Даль начертал на нём слова: «Пословица не судима». Это издание, подлинная этнографическая энциклопедия русской жизни, увидело свет в авторской редакции только с началом либерального периода александровских реформ, в 1862 году. Обработку толкового словаря Даль довёл в Нижнем Новгороде до буквы «П». Вышедшие почти в одно и то же время «Пословицы русского народа» (1862) и «Толковый словарь» (1864) обогатили русскую культуру и литературу. Рассмотрим рукописные фрагменты пословиц (прил.4), словарь пословиц и поговорок.

  1. Остановка Москва.

Слово учителя: После переезда в Москву Владимир Иванович приступил к публикации двух капитальных трудов, над которыми работал всю жизнь — «Толкового словаря живого великорусского языка» (1861—1868) и «Пословиц русского народа» (1862). Многотомный «Толковый словарь живого великорусского языка» — magnum opus (главное детище) Даля, труд, по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой составитель:

Ученик (В. Даль):

Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи. Общие определения слов и самих предметов и понятий — дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело.

Просмотр видео о толковом словаре Даля (https://www.youtube.com/watch?v=0dGrzR7PBtM) Рассмотрим рукописные карточки Даля (прил.5).

Работа со словарем. Идея словаря не просто в том, чтобы дать лексическое значение словам, а чтобы через слово показать народный быт, поверия, приметы. Именно поэтому словарная статья состоит из ряда однокоренных слов, описанием видов предмета, материала, из которого он сделан, его предназначениями. Мы увидели примеры статей в видеоролике, посмотрели их структуру. Давайте рассмотрим еще иллюстрированные статьи.

Есть в словаре и две статьи с картинками: «говядина», «шляпа» (прил.6).

  1. Итог урока. Домашнее задание.

Слово учителя: Вот наш экспресс прибыл в пункт назначения. Естественно последней его остановкой стал именно «Толковый словарь» - самый значимый труд В.Даля. Не в первый раз вы знакомитесь с его содержанием. И у вас будет интересная работа дома.

Задание на дом: составить словарную статью одного из предметов, проиллюстрировав ее по образцу статьи Даля (по плану, прил.7): баклуша, матрёшка, свистулька, корневатик, рушник, гжель. (Из оформленных учениками статей можно составить словарик. Раздел «Народный промысел». Если позволяет количество учащихся, можно составить несколько разделов, подобрав необходимые слова).

Поблагодарим Владимира Даля и наших помощников-учащихся за прекрасное путешествие-экскурсию.

Список использованных источников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,_Владимир_Иванович

http://www.belletrist.ru/definit/5defin/dal-defnt.htm

https://philolog.petrsu.ru/vdahl/shkola/files/ocherk.htm

https://arzamas.academy/materials/1100

https://www.youtube.com/watch?v=0dGrzR7PBtM

https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI



приложение 1













Николаевский военный госпиталь (Петербург)











Приложение 2

















Приложение 3

















Памятник словарю в Оренбурге памятник Пушкину и Далю Оренбург

Приложение 4

Архивная книга, в которой хранится II ч. Рукописи «Пословиц…» (Фонд № 137 Института русской литературы)



Фрагмент рукописи















Приложение 5

Карточки для словаря











Приложение 6

Приложение 7

План словарной статьи:

  1. Слово, лексическое значение.

  2. Материал, из которого обычно выполняется.

  3. Где, как и когда используется (употребляется).

  4. Примеры употребления слова (предложение, словосочетание из литературы).

  5. Иллюстрация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!