СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие ко Дню первокурсника "Посвящение в химики. Клуб детективов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В колледже проходит День первокурсника, в рамках которого по всем наукам с которыми вы встречаетесь, проходят открытые уроки. Я попробую показать вам науку химию не только с научной точки зрения, но и как занимательную науку.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие ко Дню первокурсника "Посвящение в химики. Клуб детективов"»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия ко Дню первокурсника

«Посвящение в химики. Игра «Клуб детективов».


Цель: углубление и обобщение представлений обучающихся о химических элементах, о простых и сложных веществах, об их свойствах и применении; развитие умений по актуализации и применению полученных ранее знаний; развитие функций внимания, памяти, речи, мышления; воспитание интереса к дисциплине, развитие таких качеств личности, как внимательность, волевые качества.


Сегодня у нас с вами необычное занятие. В колледже проходит День первокурсника, в рамках которого по всем наукам, с которыми вы встречаетесь, проходят открытые уроки. Я попробую показать вам науку Химию не только с научной точки зрения, но и как занимательную науку.

Мы попробуем с вами ответить на вопросы:

  1. Может ли человек полюбить неинтересный ему предмет?

  2. Что для этого надо сделать?

Конечно, это задача не одного урока и её решение потребует совместных усилий.

А сейчас давайте попробуем оценить наше эмоциональное состояние в начале урока с помощью следующей шкалы (шкала эмоционального состояния изображается на доске).

С каким настроением мы пришли на урок? (Результат подсчета фиксируется на доске).

То же самое мы сделаем с вами в конце занятия, и было бы замечательно переместить шкалу хоть на одну клетку влево.

Итак, мы начинаем.

Наше сегодняшнее занятие я назвала «Посвящение в химики» или «Клуб детективов».

В ходе игры будет проведено несколько туров, между которыми будут различные фокусы.


I тур «Разминка»

Задание:

П ереведите с химического языка на общепринятый следующие фразы. За каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Уходит как аш – два - о в оксид кремния. (Ответ: Уходит как вода в песок.)


  1. За купрумный грош удавился. (Ответ: За медный грош удавился.)


  1. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине. Ответ: Недосол на столе, пересол на спине.)


Молодцы! Первые баллы заработаны, а у нас экспериментальная пауза.


Фокус с превращением «воды» в «молоко»


Описание опыта.

В одном стакане растворите небольшое количество BaCl2, а в другом - H2SO4 (разбавленный раствор). Полученные растворы будут прозрачными и на вид ничем от воды отличаться не будут. Растворы слейте вместе, получите жидкость молочного цвета. Раствор после выполнения опыта надо убрать, потому что осадок вскоре опуститься на дно, и ребята увидят, что это никакое не молоко.


II тур «Угадай вещество»

Любой детектив должен по одному описанию определить, о каком веществе идёт речь. Вам будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то вы получаете 5 баллов, после второго определения – 4 балла, и так далее.


В ещество № 1 (золото)

  1. Этот металл известен человеку с глубокой древности (5 баллов)

  2. Его содержание в водах мирового океана составляет 8 млрд. тонн (4 балла)

  3. Самый большой самородок весил 112 кг. (3 балла)

  4. Из него делают украшения (2 балла)

  5. Металл – символ Солнца (1 балл)


Вещество № 2 (азот)

  1. Его называют безжизненным газом (5 баллов)

  2. Это довольно инертный газ (4 балла)

  3. Легче воздуха (3 балла)

  4. Входит в состав воздуха (2 балла)

  5. Химическая формула N2 (1 балл)


Вещество № 3 (сера)

  1. Весьма распространенный неметалл, элемент 6 группы (5 баллов)

  2. Входит в состав некоторых белков (4 балла)

  3. Незаменимый элемент в производстве резины (3 балла)

  4. Используется в с/х для борьбы с вредителями виноградной лозы (2 балла)

  5. Горит сине – голубым пламенем (1 балл)


Вещество № 4 (цинк)

  1. В организме человека этот элемент присутствует в печени, в клетках нервной системы (5 баллов)

  2. Вещество входит в состав пудры (4 балла)

  3. Его сплавы используют в предметах домашнего обихода (3 балла)

  4. Этот металл не окисляется кислородом воздуха (2 балла)

  5. С плав с медью называют латунь (1 балл)


Вещество № 5 (ртуть)

  1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле (5 баллов)

  2. Алхимики называли его меркурием (4 балла)

  3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы (3 балла)

  4. Пары металла ядовиты (2 балла)

  5. Находится внутри градусника

(1 балл)


Молодцы! Хорошие знания о металлах показали наши участники. А у нас вновь экспериментальная пауза.


Ф окус с превращением «воды» в «кровь»


Описание опыта.

Налейте в большой стакан чистой воды. В другом стакане приготовьте раствор уксусной кислоты (его для себя пометь каким-либо образом). В следующем (третьем) стакане приготовьте раствор Na2CO3, в четвертом – раствор фенолфталеина. Сухие реактивы заливайте малым количеством воды, и размешивайте до полного растворения! Все полученные растворы по виду ничем не будут отличаться от воды. Теперь приступим к опыту.

В начале надо убедить ребят, что в стаканах налита чистая вода. Для этого можно отпить несколько глотков из стакана с водой. Затем перелейте всю воду из двух стаканов в большой стакан (кроме стакана с уксусной кислотой!). На глазах ребят жидкость станет красная, как кровь. Добавьте к полученной «крови» раствор уксусной кислоты – жидкость обесцветится, «кровь» вновь стала «водой».


III тур «Разгадай шифровку»

Преступники для передачи друг другу сообщений пользуются шифровками. Расшифруйте фамилию русского химика.


В 1862 году он получил первое ароматическое фторорганическое соединение и тогда же сочинил несколько музыкальных пьес. Спустя 10 лет им был открыт новый тип реакций и в то же время он написал первую часть Богатырской симфонии и отдельные сцены из оперы «Князь Игорь». Кто этот ученый музыкант?

Для ответа на этот вопрос я вам даю криптограмму и ключ для разгадки.

Цена вопроса – 5 баллов.


Ключ


1 2 3 2 5 6 7

Б О Р О Д И Н


  1. Жидкий металл.


3 8 9 8 10

Р Т У Т Ь


  1. Вещество, ускоряющее скорость химической реакции.

4 13 8 13 15 6 16 13 8 2 3

К А Т А Л И З А Т О Р


  1. Положительно заряженный электрод.


  1. 7 2 5

А Н О Д


  1. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.


  1. 12 3 12 1 3 2

С Е Р Е Б Р О


Молодцы! Фамилия русского учёного музыканта вами разгадана верно – это БОРОДИН.


У меня для вас ещё один фокус.


Фокус с «кровавой раной»


Описание опыта.

Приготовьте 2 разбавленных раствора – FeCl3 и KNCS (или NH4 NC S). Для опыта понадобится пластиковый ножик (как в наборах одноразовой посуды). Фокус можно продемонстрировать на себе, а можно вызвать кого-нибудь из ребят. Промойте ладонь ватой, обильно смоченной раствором FeCl3, а прозрачным раствором KNCS смочите ножик. После этого проведите ножом по ладони. На поставленную заранее бумагу обильно потечёт «кровь». «Кровь» с ладони смойте ватой, смоченной раствором NaF. «Кровь» при этом превратиться в «воду».


IV тур «Ответить на вопросы»

А сейчас мы отправимся в путь по ночному городу, который называется Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и разыщем некие элементы.

Каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Какие элементы, в названии которых самое малое количество букв? (Ответ: Йод, Бор).


  1. Какие элементы, в названии которых самое большое количество букв – 11? (Ответ: Протактиний).


  1. Найдите элементы, названия которых начинаются на букву А? (Ответ: Азот, Алюминий, Аргон, Астат, Актиний, Америций).


  1. Найдите элементы, название которых заканчиваются на букву А? (Ответ: Сера, Платина, Сурьма).


Молодцы! Всем спасибо!


V тур «Расследование похищения элемента Периодической системы Д.И. Менделеева» (сценка – загадка)

Ведущий: Однажды утром обнаружили, что из Периодической таблицы исчез один элемент. Дворник, приводящий в порядок таблицу увидел следы на песке: большие капли жидкости красно-бурого цвета. Следователь был вынужден вызвать на беседу ближайших соседей и взять у них показания.


Вызывается сосед слева. Я сосед по периоду. Ночью просыпаюсь, слышу в квартире справа шум, крики. Там было так жарко, а я образую простые вещества, которые мгновенно воспламеняются и горят ослепительным пламенем.


Вызывается сосед снизу. А я слышал шум в квартире этажом выше. Но я тоже не мог помочь: ведь при температуре 30 градусов я превращаюсь в жидкость, которая легко охлаждается.


Вызывается сосед справа. А я лично работаю полупроводником. Попробуй меня нагреть – проводимость сразу увеличится. В соединении с углеродом образую карборунд, обладающий высокой твердостью.


Вызывается сосед сверху. Значит так. Просыпаюсь среди ночи, слышу шум. Мне показалось, что происходит землетрясение. Я элемент любопытный, захотел посмотреть, что происходит в квартире. Проделал дырку и заглянул. Вижу, вся квартира украшена драгоценными камнями: сапфирами, рубинами. Зрелище изумительное.


Ведущий: Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?


Соседи: Нет!


Ведущий: Вот так свидетели!


Итак, подведем итог. Записывайте.


О похищенном известно, что в его квартире много драгоценных камней.

О преступнике известно, что это жидкость красно-бурого цвета.

Сосед слева – горит ослепительным пламенем.

Сосед справа – полупроводник.

Сосед снизу – металл, имеющий низкую температуру плавления.


Кого же похитили? Al.

Кто похититель? Br2.


А сейчас подведём результаты нашей игры. Подсчитываем набранные баллы.

Ребята, которые принимали наиболее активное участие в нашем мероприятии в качестве призов получают оценку «5» в журнал теоретического обучения по дисциплине Химия.


Сейчас давайте обратимся к шкале, показывающей эмоциональное состояние и узнаем изменилось ли наше настроение в ходе занятия. (Фиксирование результатов на доске, сравнение с результатами, полученными при оценке эмоционального состояния обучающихся в группе в начале урока).


Я очень счастлива, т. к. вы играли сегодня замечательно и думаю, что хорошее настроение вам обеспечено, хотя бы на несколько часов.

Спасибо! До свидания!



Преподаватель химии Шляпкина Марина Владимировна

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!