СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности "Я буквы ведаю..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит сценарий внеклассного мероприятия,знакомящий студентов 1 курса с предпосылками возникновения алфавита, письменности на Руси, реформами русского алфавита.  Также рассказывается о братьях Кирилле и Мефодии, об обучении в древнерусской школе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности "Я буквы ведаю..."»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина»













Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Я буквы ведаю…»









Разработала Кулагина О. Г.,

преподаватель русского языка и литературы

















Арзамас, 2015г.

Преподаватель: Великий, могучий, правдивый, свободный Народной живительной силы родник! Тебе посвящаем мы праздник сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык.

Ведущий 1: 

Спросят меня: что похоже на море?

Русский язык – не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом,

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море.

Ведущий 2: - Вам известны высказывания русских писателей о нашем языке? - Тогда послушайте. - Все они говорят о любви к русскому языку.

А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Ведущий 3: Н.В.Гоголь: «Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

Ведущий 4: М.Горький: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». «Родной язык надо любить, как мать, как музыку…»

Преподаватель: Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

- С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить...

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.


Ведущий 1: Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. Лозунги? Ну, конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи? Несут и цветы – весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди в руках несут огромные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета в руках взрослых и детей буквы проплывают над шеренгами. А на портретах – Кирилл и Мефодий, которые, как вы помните, изобрели славянскую азбуку.


Ведущий 2: Праздник называется Праздником славянской азбуки. И вместе с тем - это праздник культуры, праздник науки и искусства. И то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: «Наука – это солнце». Вспомним русскую народную пословицу: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

С 1986 г. праздник славянской азбуки - день славянской письменности и культуры - стали ежегодно 24 мая отмечать и в России.


Ведущий 3: Кирилл и Мефодий, братья, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии кн. Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.


Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Предположительно, мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.


Преподаватель: Историческая песня о житии Кирилла и Мефодия

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море – океан,

И тот подвиг был жив, сквозь века прошёл

И в звучанье букв воплотился он.

Ой, давным-давно, 1000 лет назад

К императору, да великому,

К императору византийскому

Человек пришёл из Моравии.

С болью, с просьбою за народ, за свой –

Вести проповедь, да понятную,

Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Не случайно же выбор упал тогда

На Кирилла – свет да Мефодия,

Братьев Cолунских с Македонии.

Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

Он наук познал Тайны важные,

Опыт был богат и душа чиста;

А Мефодий – брат очень скромен был,

Опекал во всем брата младшего,

Брата младшего да любимого.

И создал Кирилл во короткий срок

Письмена славян, чтоб учить по ним,

За основу взял буквы древние,

Буквы древние, финикийские.

И Евангелие, и Псалтырь он взял,

Перевел он всё с языка гречан,

И Мефодий – брат помогал ему.

С родной матушкой распростившися,

И со тщанием помолившися,

Братья светлые в путь отправились,

В трудный путь пошли, на чужбинушку.

В город Велеград понесли они

Свои знания да бесценный труд.

Встретил их народ с большой радостью,

Ростислав почет им оказывал.

И внимали все с изумлением

Чудным звукам родных и понятных слов.

Люди – вестники да избранники,

Одаренные, озаренные,

В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

Но в веках живут их деяния.


Ведущий 1: В 863 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава со следующей просьбой: прислать учителей, которые могли бы научить мораван нести церковную службу на родном языке. К просьбе отнеслись с пониманием и поручили её выполнение солунским братьям Кириллу (Константину) и Мефодию.

Ведущий 2: Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие», затем они перевели «Апостол», «Псалтирь» и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

Ведущий 3: Историческая справка.

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма в к. 9-н. 10 в.в. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.

Ведущий 4: До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»

Ведущий 1: Сейчас русский народ и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках.

Глаголь-он-рцы-аз. Что это? Это не ребус, это русское слово гора.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

Ведущий 2: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий 3: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 г. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Ведущий 4: Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить» Каждый своё учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Ведущий 1: Учили каждую букву по ее названию.

А - аз, З - земля

Б - буки (буква), …

В - веди (знаю), Л - люди

Г - глаголь (говори), М - мыслить

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, О - он,

Ж - живот, П - покой и т.д.

Ведущий 2: Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твёрдо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов, которые были напечатаны в букваре: Ба, Ва,Га, … потом Бе, Ве, Ге и т.д.

После складов в две буквы шли склады В три буквы: Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив всю азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Ведущий 3: каждой славянской букве есть смысл, направляющий ум наш на дорогу жизни. «Аз, буки, веди», «глаголи добро», «добро есть жизнь», «живите», «Зело, Земля». Хороша земная жизнь. Хорошо земное, но душа-то выше. Душа ведь должна идти выше земного. «Наш Он Покой». То есть какие бы земные блага мы не имели, а полноту, радость жизни мы найдём только в Боге. Руки для добра? А сколько зла творится в мире руками? А всё зло начинается не с рук, а со слов.

Ведущий 4: Славянские три буквы «Рцы Слово Твёрдо» несут величайший смысл: не торгуй, не злоупотребляй словом. Таким образом, славянская азбука явилась основой славянской жизни. Такого благочестия не наблюдалось у других «просвещённых народов». Вот какое богатство имеет славянская азбука.

Ведущий 1: Что еще обращает на себя внимание? Это то, что названия букв этой азбуки представляют практически все основные части речи: существительные (Добро, Земля, Люди, Слово), местоимения (Аз, ОН, Наш), глаголы разных форм (Веди,Есть, Рцы, Мыслете,Ять), наречия (Зело, Твердо) и различного вида союзные частицы. Даже беглый взгляд на Кириллицу наводит на мысль, что совокупность согласованных между собой слов-названий букв(символов) этой русифицированной старославянской азбуки содержит какую-то развёрнутую законченную мысль.

Ведущий 2: Среди названий 29 букв славянской азбуки — по крайней мере 7 глаголов. Из них 4 — в повелительном наклонении: два в единственном числе (рцы, цы) и два — во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один — в третьем лице единственного числа (есть) и один — в прошедшемвремени (веди). Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки).

В нормальной связной беседе один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая последовательность, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.


Преподаватель: Рассмотрим расшифровку закодированного текста ,приведенного в книге А.Кеслера "Азбука и русско-европейский словарь". По мнению автора этой версии ,азбука Кириллица является не чем иным, как зашифрованным посланием Высшего Разума землянам.

Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3: Историческая справка «Из жизни русского алфавита».

Русский алфавит сложился на основе кириллицы - древней славянской азбуки. Кириллица представляет собой очень искусную, творческую переработку греческого (византийского) алфавита. При её составлении были использованы 24 греческие буквы, большую часть которых получила славянские названия: А - аз, В - веди, Г - глаголь, Д - добро и т.д.

Алфавит сравнивают иногда с таблицей умножения. То есть это то, что нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении всей истории меняли свое начертание, значение: одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения.

Ведущий 4: 

Предыстория русского письма занимает несколько тысячелетий, но примерно чуть больше тысячелетия продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма (конец X века), введение книгопечатания (середина XVI века), реформы Петра I (начало XVIII века), академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII века, реформа орфографии в 1917 году.

После 1917 - 1918 годов в русскую азбуку никаких значительных изменений не вносилось. Лишь о буке Ё было несколько официальных постановлений: сначала об обязательности этой буквы (1943 год) и о необязательности буквы Ё в общем письме и печати (1956г.).

Ведущий 1: 

Сложно представить, что каких-то двести лет назад в русском алфавите не было буквы «ё». Но слова, в которых «е» произносилась не как «е», а скорее как «ё», уже были. И именно Николай Михайлович Карамзин сделал всё, чтобы узаконить накопившиеся за века особенности произношения слов с «ё». Так в русском алфавите появилась седьмая гласная буква.

В начале 18 века Петр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом, в котором впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Введены были в русский алфавит буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797).

Ведущий 2: 

Некоторые буквы приобрели новые значения (ъ и ь) или изменили звуковые значения (ж, щ, ц, парные по твёрдости-мягкости согласные). Некоторые буквы кириллицы, сохранившиеся в русском алфавите, изменили свою графическую форму («есть», «земля», «иже», «наш», «ук»). Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. «При Петре I, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (гражданская азбука)».

В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита?

Ведущий 3: 

Песенка о буквах, вышедших из употребления.

В любой старинной книжице

Ты сможешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не так.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится,

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Ведущий 4: 

«На ять» - это выражение употребляется в русском языке в значении «как следует, очень хорошо, как полагается (делать, знать что-либо)». Как оно возникло? Что такое ять? Эта буква, которой нет в современном русском алфавите, встречается в книгах, изданных до 1917 года.

Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и «е» произносятся совершенно одинаково. Сравните: вечер, ветер. В слове вечер писали «е», а в слове ветер - «ять».

До «изгнания» из азбуки «ять» называли «буквой – страшилищем», «буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Ведущий 1: 

Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами 3 слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук «И» обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали И (мир), во втором I (мiр), в третьем – ижицу.

Ижица выглядела как римское «5» (V) и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

Ведущий 2: 


Буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Фёдоров «были помещены в двух совершенно различных местах». Одни на букву «ф», другие – на «фиту». Почему? А потому, что фамилия эта могла писаться двояко: и через «ф» и через «фиту».

Ещё в 1748 г. В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал: «На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать «фиту» и где «ф»? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знаний которых невозможно знать различие в сих буквах».

Ведущий 3: 

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» значило «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: «быть самодовольным, щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством.

Ведущий 4: 

Буква «ер» ( ъ ), так называемый твердый знак, сейчас называется полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). А до реформы 1917- 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.

Ведущий 1: 

Мягкий Знак и Твёрдый Знак

Не чересчур ли ты добряк? -

Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным - давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А.

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Ведущий 2: 

Самая дорогая буква.

По наблюдению учёного Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с тринадцатого века. До тринадцатого века ей было, что сказать, а с тринадцатого века замолчала. Нет, она регулярно посещала собрания букв…..

Жилъ – былъкотъ, онъелъбутербродъ. …Но занимала место где-нибудь в самом конце и помалкивала. Это с тринадцатого века!

За это время у нас многое произошло. Появились новые книги, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ об этом – молчок… А может, она молчок совсем не об этом? Мало ли о чем можно с тринадцатого века молчать.

О. И. Сенковский очень сердился на букву Ъ: «Погубит всех и всего этот тунеяд Ъ…на хвосте русских слов: он пожирает более 8 % времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400000 рублей, а какую приносит ей выгоду или честь?» Теперь понятно, почему буква Ъ с тринадцатого века молчит: а для неё молчание – чистое золото.

Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек.

А сколько это будет при тираже издания 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если на набор «Войны и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня наборщики неведомо зачем набирали одни твёрдые знаки.

А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

Ведущий 3: 

Итак, мы с вами узнали, как возник русский алфавит и почему в современном русском алфавите, который когда-то подарили нам братья Кирилл и Мефодий, 33 буквы, при помощи которых мы довольно точно можем передавать звуки русского языка.

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв - сестёр родных?

Тридцать три.

А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Ведущий 4: 

24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке. Духовным подвигом, делом всей жизни можно назвать совершенное братьями-просветителями Константином Философом (Кириллом) и Мефодием. Они буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян…


Преподаватель:

В завершении нашей встречи предлагаю провести мини-викторину.

Вопросы     викторины.      

     

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солоники).

  2. Какие две азбуки изобрели братья и их последователи? (Глаголица и кириллица).

  3. Какое имя было у Кирилла до принятия монашества? (Константин).

  4. Какое прозвище было у Кирилла? (Философ).

  5. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и   Мефодий? (Моравия).

  6. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).

  7. Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).

  8. Сколько букв в глаголице? (40 букв).

  9. Сколько букв в кириллице? (43 буквы).

  10. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).

  11. Где используется алфавитный порядок?  

  12. Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

  13. Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

  14. (Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

  15. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве, на Словенской площади)

  16. Назовите старинные названия букв славянской азбуки.(аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)      





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!