СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Ларец мудрости" (по басням И.А. Крылова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Ларец мудрости" (по басням И.А. Крылова)»

Приложение 1

«Ларец мудрости»

Литературное путешествие по басням И.А. Крылова

(2015- Год литературы в России)



Сегодня мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

«Длись судьбами всеблагими

Нить любезных нам годов!

Здравствуй с детками своими,

Здравствуй, дедушка Крылов.»

П. Вяземский

Очень верно в своем стихотворении П.Вяземский отозвался о творчестве Ивана Андреевича Крылова, который имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло 245 лет со дня рождения баснописца, (исполняется 13 февраля 2014 года) а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня мы посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.

Родился Иван Крылов в Москве 13 февраля 1769 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной.

Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умная и добрая.

Однако образованию будущего баснописца уделялось много времени. Читать и писать его научил отец, который очень любил книги, много денег тратил на их покупку, а лишних денег в семье не было. В 10 лет Крылов остался без отца.

После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.

Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как чиновники берут взятки и невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде по малейшим жалобам помещиков.

Интересный факт: в наследство от отца ему достался старый, видавший виды деревянный сундук, доверху набитый книгами. Больше всего ему полюбилась небольшая книга в кожаном переплёте с пожелтевшими от времени страницами «Эзоповы басни», она стала любимой книгой на протяжении всей жизни писателя.

Через 4 года, в 13 лет, в 1782 году, семья Крылова переехала в Петербург. Уже в это время Иван Андреевич начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем.

Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. В своих произведениях Крылов описывает всё, что он видел.

В публичной библиотеке Крылов проработал до 1841 года (до 73 лет!), к нему приходит успех и признание, он получает различные награды, затем вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов 21 ноября 1844 года в зените славы. Умер скоропостижно, в три дня, причиной стал отёк лёгких – результат пневмонии.

Знаете ли вы, сколько басен написал Крылов? Крылов создал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, ими зачитывались императоры Александр Первый и Николай Второй. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.

А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязатель­но мораль). В баснях Крылова обычно действуют звери, но ведут они себя как люди – трудятся, спорят, ссорятся, мирятся..

  • А откуда же к нам пришли басни?

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей- был Эзоп.

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие

Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В 1814 г. открылась в Петербурге Публичная библиотека. И появился в ней библиотекарский помощник, ставший потом библиотекарем. Совместно с еще одним сотрудником, Сопиковым, этот библиотекарь ведал отделом русских книг. Библиотека для посетителей работала всего три дня. В остальное время книги разбирали, составляли каталоги. В то время, когда наш библиотекарь пришел на службу в библиотеку, в русском отделе было всего… четыре книги! И он начинает собирать фонд. В библиотеке до сих пор хранятся библиографические карточки, написанные его рукой. Есть его кабинет, диванчик, на котором он любил отдохнуть. Догадались, как звали этого удивительного библиотекаря?

В публичной библиотеке Крылов проработал до 1841 года (до 73 лет!), к нему приходит успех и признание, он получает различные награды, затем вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров.

Интересный факт: привычка гулять в Летнем саду осталась на всю жизнь, именно здесь, в 1855 году, был открыт первый памятник Крылову.

Знаете ли вы, сколько басен написал Крылов? Крылов создал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, ими зачитывались императоры Александр Первый и Николай Второй. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.

А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязатель­но мораль). В баснях Крылова обычно действуют звери, но ведут они себя как люди – трудятся, спорят, ссорятся, мирятся..

Все вы хорошо знаете басню « Слон и Моська», но мало кто знает, что написана она была в 1808 году, т.е. через 11 лет после того, как подаренный императрице Екатерине слон сам пришёл из Бухары в С.- П.. Он вышел в феврале 1796 года, а до северной столицы добрался лишь в октябре 1797 года. Пройдя 3 тысячи километров за 1 год и 8 месяцев по бездорожью, сквозь снежные метели по улицам российских городов. Его охраняла сотня казаков с нагайками. Все старания были тщетны. Для русских людей слон был зрелищем невиданным. Толпу невозможно было разогнать: бабы визжали, мужики улюлюкали, мальчишки норовили схватить слона за хобот, а собаки лаяли и цапали бедное животное за ноги. Путешествие Бухарского гостя обошлось российской казне в 6 тысяч 655 рублей 62копейки. В день слон съедал 100 пудов сена и овса, да ещё закусывал арбузами и другими овощами и фруктами.

Он любил тишину и покой. Время до обеда проводил лёжа на диване в старом халате. Был ленив и не любил двигаться. Его любимым занятием было кормление голубей, чтобы для этого не выходить из дома он открывал огромные окна, а зерно сыпал прямо на пол, не заботясь о чистоте ковра. Среди интересующих его зрелищ были пожары. Крылов имел своих осведомителей среди пожарных, чтобы вовремя узнать о возгораниях.

Ещё в детстве он любил заниматься математикой и играть на скрипке. Эти увлечения он не оставил до своих последних дней. Он очень любил рисовать и писал пейзажи маслом. Его хороший друг Гнедич, прославленный переводчик Гомера, до последнего не верил, что это возможно в таком возрасте. В ответ Иван Андреевич просто стал читать Евангелие на греческом языке. Затем он решил изучить ещё английский, так как французский, немецкий и итальянский знал с детства

Умер Крылов 21 ноября 1844 года в зените славы. Умер скоропостижно, в три дня, причиной стал отёк лёгких – результат пневмонии.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Когда И. А. Крылов умер, сразу возникло решение соорудить памятник великому баснописцу. Работу над па­мятником поручили барону Петру Карловичу Клодту, прославленному профессо­ру скульптуры.

Постамент памятника украшают звери, герои басен Крылова, вылепленные живо и выразительно. Клодт создавал животных с натуры, и во время работы над памятником его мастерская превратилась в настоящий зверинец: рядом с хозяином жили волк и медведица с двумя медвежатами, макака, осел и лисица, овца с ягнятами.

Памятник был открыт в Петербурге в Летнем саду 12 мая 1855 года. Позднее вокруг памятника была поставлена железная решетка, чтобы избежать повреждений барельефов.

Свои первые басни великий баснописец подписывал очень странным именем. Расшифруйте его. В чем тут секрет? (Имя написано задом наперед.)

НАВИ ВОЛЫРК

Итак, в путь. .. В мир басни зовет нас дорога.



Приложение 3

Инсценировка басни «Мартышка и очки»

«Мораль сей басни такова»

Я буду задавать вопросы. Кто ответит без подсказки получит два очка, с подсказкой одно.

1 «Стрекоза и муравей»

К кому за помощью обратилась одна ветреная, легкомысленная особа?

  • Жуку

  • Муравью

  • Кузнечику



2. «Ворона и лисица»

На какой молочный продукт имела виды одна очень хитрая гражданка?

  • Творог

  • Сыр

  • Сметану


3. «Лисица и виноград»

Что еще, кроме сыра хотела съесть рыжая плутовка?

  • Ананас

  • Клубнику

  • Виноград


4. «Квартет»

Кто не играл в одной знаменитой звериной музыкальной группе?

  • Козел

  • Кот

  • Мишка


5. «Лебедь, рак и щука»

Какого качества не было у одной группы товарищей?

  • Чувства долга

  • Толерантности

  • Согласия


7. «Кот и повар»

Какой персонаж в одной из басен отлынивал от своих прямых обязанностей?

  • Муравей

  • Кот

  • Волк


8. «Кукушка и петух»

Кто вывел « на чистую воду» двух льстецов?

  • Воробей

  • Соловей

  • Лебедь

9. «Мартышка и очки»

Что так и не смогла применить по назначению одна престарелая дама?

  • Зеркало

  • Ларчик

  • Очки

10 «Свинья под дубом»

Какой продукт помогал одной невеже набирать вес?

  • Ананасы

  • Желуди

  • Сыр

  1. Что попрыгунья Стрекоза делала все лето?

  • ездила в круиз;

  • пела;

  • проводила культмассовые мероприятия;

  • закрывала на зиму в банки овощи и фрукты.



  1. Какое применение очкам нашла Мартышка в конечном итоге?

съела их;

надела на нос, как надо;

разбила о камень;

продала на рынке.



Конкурс «Первая и последняя»

(Игроки получают карточки, на ко­торых написаны первые или последние строчки из басен И. А. Крылова. Команды должны угадать названия басен.)

  • Уж сколько раз твердили миру... ("Ворона и Лисица".)

  • Да только воз и ныне там. ("Ле­бедь, Рак и Щука".)

  • У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягненок»)

  • Мартышка к старости слаба глазами стала. («Мартышка и очки»)

  • И тут же выпустил на Волка гончих стаю. («Волк на псарне»)

  • Так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)

  • Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

  • Голодная кума Лиса залезла в сад. («Лисица и виноград»)

  • Да берегись, вперед ты мне не попадайся. («Волк и Журавль»)


Инсценировка басни «Ворона и лисица»




«Продолжи басню»

Ведущий: А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:

  • На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг... (сырный дух Лису остановил).

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Сказал...(и в темный лес Ягненка уволок),

  • Мартышка тут с досады и с печали

О камень... (так хватила их,

Что только брызги засверкали).

  • Все прошло: с зимой холодной

Нужд, голод настает; Стрекоза... (уж не поет).

  • Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши слона... (ну на него метаться).

  • Однажды Лебедь, Рак и ...Щука

(Везти с поклажей воз взялись...)

  • Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд то он хорош,

(Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь»)

  • «Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

(»И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»)

  • Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.)

«Угадай басню»

  • «Кукушка и Петух»

Не ворона, не синица, -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку – ку»… (Кукушка)



Ходит по двору будильник.

Разгребая лапкой сор.

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор. (Петух)



  • «Слон и Моська»

Собой не птица,

Петь не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)


Очень много силы в нем.

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто сотню лет он рос. (Слон)


  • «Квартет»

Не усат, но бородат

И сердит на ребят.

Но не дедушка, он все же.

Угадайте, дети, кто же? (Козел)

Хоть и с виду симпатична,

Строит рожицы обычно.

А забравшись на лиану,

С аппетитом ест бананы. (Обезьяна)



У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хоть ростом не велик,

Но везет, как грузовик. (Осел)

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит очень сладкий мед

Да малину с веток рвет. (Медведь)



  • «Мартышка и очки»



Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)



Это что за озорница

На лиане веселится?

На хвосте качается,

Скачет и кривляется. (Мартышка)



  • «Волк на псарне»



Шубу дважды в год снимает,

Кто под шубою гуляет? (Овца)



Кудрявую шубку она имеет,

Травку жует и протяжно блеет.



Издавна, от века к веку

Она служит человеку,

Вернее друга не сыскать,

Чтобы дом мог охранять. (Собака)



На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (Волк)





«Ворона и лисица»

1.Окраска сероватая,

Походка мешковатая,

Повадка вороватая,

Крикунья хрипловатая (Ворона)



2. Изворотлива, хитра,

И на зуб она остра.

Хвост пушистый,

Мех золотистый. (Лиса)



«Лебедь, щука и рак»



  1. Эта птица грациозна,

Краше всех она, возможно,

Шею выгнула дугой

Над зеркальною водой» (лебедь)

  1. Два рога, а не бык,

шесть ног без копыт. (рак)

  1. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)



«Волк и Журавль»

  1. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

2.Как у Буратино нос.

Что за птица? Вот вопрос.

А еще у этой птицы

Ноги – две большие спицы. (журавль)


«Свинья под дубом»

  1. Я из крошки – бочки вылез.

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  1. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка. (Свинья)



Инсценировка басни «Кот и повар»

«Из каких басен эти строки?

  1. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и лисица»)

  2. «Ты сер, а я приятель, сед.» («Волк на псарне»)

  3. «Это, щука, тебе наука,

Вперед умнее быть,

И за мышами не ходить» («Щука и кот»)

  1. «Избави Бог и нас от этаких судей» («Осёл и соловей»)

  2. «Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,

Все ваша музыка плоха!») («Кукушка и петух»)

  1. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона! («Слон и Моська»)

  2. «Я, прима, сяду против вторы.

Тогда пойдет уж музыка не та.

У нас запляшут лес и горы! («Квартет»)

  1. «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»)

  1. «Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком ,

Был готов и стол и дом» («Стрекоза и Муравей»)

  1. «А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко.» («Лисица и виноград»)

  1. «По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой- как знаками стал Волк его манить,

И просит горю пособить» («Волк и Журавль»)

  1. «Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!» («Лебедь, рак и щука»)

«Выберите правильный ответ»

  1. Сколько музыкантов собралось, чтобы сыграть квартетом?

двое;

четверо;

семеро;

двадцать пять.


  1. Заняться каким видом искусства Лисица предлагала Вороне, дабы выманить у той сыр?

вокалом;

хореографией;

игрой на тромбоне;

рисованием с натуры.

  1. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

за то, что кормит он Старушку;

за то, что варит он Петрушку;

за то, что позовет он на пирушку.

за то, что хвалит он Кукушку;

  1. Что случится, если пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать - пирожник?

беда;

счастье;

изобретение нового вида пирогов;

изобретение дешевых сапог из теста.

  1. Куда намеревался залезть волк, когда по ошибке попал на псарню?

в мясной магазин;

в соседнюю клетку волков;

в овчарню;

в слесарню.

  1. Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил ее искать себе людские вспомогательные средства?

тугоухость;

радикулит;

слабое зрение.


  1. Кто вмешался в процесс взаимного восхваления Кукушки и Петуха и раскритиковал их?

Человек;

Воробей;

Соловей;

Лев.

  1. Каким кушаньем Демьян потчевал своего гостя?

манной кашей;

борщом;

ухой;

рыбными котлетами.


  1. Какое применение очкам нашла Мартышка в конечном итоге?

съела их;

надела на нос, как надо;

разбила о камень;

продала на рынке.

  1. Чему хотела научиться Щука, пришедшая за советами к Коту, но поплатившаяся за несвойственное ей занятие собственным хвостом?

есть сметану;

мяукать;

ловить мышей;

ловить хвостом рыбу.

  1. Что, по мнению И.А. Крылова, может выйти из какого-либо дела, когда в товарищах согласья нет?

истина, рожденная в споре;

большая драка;

только мука;

пир на весь мир.

  1. Кто еще, кроме Моськи, ходил всюду за Слоном?

журналисты;

толпы зевак;

директор цирка;

слониха.

  1. Какое ложное представление о себе вырабатывала Моська, когда лаяла на Слона?

что она мудра;

что она хитра;

что она сильна;

что она глупа.

  1. Как звали Кота из басни «Кот и Повар», который, несмотря на нравоучения Повара, уплел все жаркое?

Барсик;

Мурзик;

Васька;

Рыжик.

  1. Как звали несчастного соседа, которого Демьян насильно закормил своим рыбным кушаньем?

Епифан;

Фрол;

Митрофан;

Фока.

  1. С какой птицей сравнивала Кукушка Петуха, когда они обменивались взаимной лестью?

с райской птицей;

с соловьем;

с жаворонком;

с дятлом.

Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и читал замечательно!

А вот какое стихотворение посвятил Крылову поэт Михаил Исаковский.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и красивой

Народ его и родина его.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!