СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Легенды Байкала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было проведено в 4 классе. Я думаю, оно пригодится для внеклассной работы и как дополнительный материал к урокам по родной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Легенды Байкала"»



Внеклассное мероприятие в 4 классе

Учитель: Падерина Екатерина Васильевна

Тема: Легенды Байкала

Цели:        

  • познакомить с бурятским легендами озера Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни на озере.

  • Развивать умение понимать красоту, воспитывать чувство ответственности за судьбу озера.

  • Технологии, используемые на занятии:  проблемные, исследовательские,, здоровьесберегающие

  • Оборудование: Книги об озере Байкал, рисунки к легендам озера, физическая карта России, музыкальное сопровождение, костюмы народностей Байкала, материал для работы в группах по изготовлению эскизов костюмов.

  • Задачи :

  • -образовательные: продолжить знакомство с народностями озера Байкал, его коренными жителями, традициями и обычаями.

  • развивающие:  развивать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;  умение работать в группах;

  • воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), уважать обычаи, традиции, культуру различных народов

  • Оборудование: сообщения о народностях населяющих побережье Байкала, выставка рисунков, бубны, изготовленные детьми на предыдущих занятиях, платья шаманов, шапки с лентами, отрывки из текстов о ритуальных обрядах.

  • Предполагаемые результаты (УУД по ФГОС ):

  • - личностные: раскрыть творческие способности каждого ребенка через различные виды деятельности (художественную, хореографическую, театрализованную) - метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических и творческих умений по работе с легендами, с дополнительными источниками литературы;

  • - предметные: уметь работать с литературой, выполнять практические задания, разучивать тексты, инсценировать.


Ход занятия: Здравствуйте ребята! Давайте отгадаем с вами кроссворд:

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, — буряты, монголы, эвенки, русские — по-своему называли озеро. Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы — курыкане. Байкал — тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал — старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый —

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Учитель. Для того, чтоб узнать новые легенды о Байкале и познакомиться с ними мы много прочитали книг, искали материал в Интернете. Сейчас разделимся на группы кто с кем готовился к сегодняшнему занятию и продолжим знакомство с легендами озера. Вы готовы?

1 группа:  Мы расскажем вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала. (Показ иллюстрации Шаман –камень.) Выставка детских работ.(рисунки, макеты горы)

Ученица. Эту легенду мы выразили в виде танца. Музыка Шум Ветра и Дождя. (Танец)

Ребята рассказывают легенду.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы — гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями. (Ребята высказывают свое мнение по выступлению группы.)

Ученица: Да, Байкал бывает разным — суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале — лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем недалеко от такого чудесного места!

Представляем следующую группу.

2 группа. Представляет легенду. Показывают выставку рисунков по своей легенде. Читают по ролям. Дети имеют элементы костюмов.

Небесная дева-лебедь.

Буряты почитают лебедей, брызгают вслед им молоком. Об этом есть такой сказ.

Это случилось весной. Высокое небо сияло синевой, необъятная земля блистала свежей зеленью. Исчез лед на Байкале. По берегам его, словно огонь, заполыхал розовый багульник.

Молодой парень охотился на берегу Байкала. Подкрадываясь, он стрелял из лука и добыл уже немало дичи. Вдруг он услышал над собой чьи-то звенящие голоса. Задрав голову кверху, увидел в зеркально-ясном голубом небе серебристую вереницу лебедей. Они летели вниз, опускаясь недалеко от охотника. Спрятавшись за деревьями, он наблюдал за птицами. Лебеди с кликаньем сели на берег и, сбросив с себя оперенье, превратились в девушек. Потом они бросились в Байкал. Они шумно ныряли, плескались и обрызгивали друг друга водой. Тихо подкравшись, охотник взял оперенье одной из девушек.

Всласть накупавшись, девушки вышли на берег и стали одеваться. Только одна из них не смогла найти свою одежду, потерянно бегала она туда-сюда по берегу.

- Прекрасная красавица, милая девушка! - обратился к ней молодой юноша. - Выйди из воды! Я не буду насмехаться над тобой, унижать не буду. Я - сын отца, имеющего имя, я - дитя народа, имеющего славу! Стань моей женой, сохрани наш очаг, чтоб не погас наш огонь! Народи мне удалых сыновей. Буду поить тебя родниковой водой, угощать спелыми ягодами и плодами.

Вышла она на берег и пошла с ним вместе в его пышный белый дворец.

Перепрятав в укромном местечке одежду с лебяжьим опереньем, юноша одел прекрасную девушку в голубые шелка. Родились у них одиннадцать детей.

Однажды осенью, когда над их жилищем целый день тянулись к югу караваны перелетных птиц, обратилась она к мужу.

- Мы так давно живем с тобой, начали уже стареть, - стала говорить жена. - Я родила тебе, мой милый муж, одиннадцать детей. Достань, пожалуйста, мою девичью одежду. Полюбуюсь на нее, покрасуюсь в ней.

Послушался, достав из тайника лебяжью одежду, отдал ее жене. Она надела ее и превратилась в белую лебедь. Потом обратилась к семье:

- Супруг мой дорогой! Любимые сыновья мои, богатыри! Живите долго и счастливо! Муж в это время обмазывал глиной котел. Пытаясь удержать ее, он лишь вскользь задел грязной рукой лебяжьи лапки. Женщина-лебедь взмыла в сине-лазоревое вечернее небо.

Говорят, с той поры у белых птиц-лебедей черные лапки.

Поэтому буряты чтут птицу-лебедь. Для них убить лебедь - это все равно, что покуситься на жизнь родной матери. Услышав голоса пролетающих лебедей, женщины выходят на улицу и совершают, брызгая молоком, обряд поклонения священной птице.

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями. (Ребята высказывают свое мнение по выступлению группы.)

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

А я предлагаю вам сыграть в народную игру бурятских народов. (Звучат веселые бурятские напевы)



 Бурятская игра «Ловля оленей».

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Учитель. Продолжаем дальше наше знакомство с легендами удивительного озера.

3 группа. Легенда о появлении скалы Хобот. Ребята представляют рисунки древних животных, иллюстрации скалы Хобот.

Ребята рассказывают легенду.

Когда-то на берегах Байкала было очень тепло. Здесь росли гигантские деревья и водились невиданные звери: носороги, саблезубые тигры, мамонты. Они были такими большими и могучими, что звуков, которые они издавали, боялись все вокруг. Даже горы сотрясались, когда мамонты общались между собой. А вот натура у них была миролюбивая.

Лишь один мамонт был непохож на своих сородичей. Был он своенравным, заносчивым и отличался бахвальством. Он всегда ходил один, важный, гордый, и горе было тому, кто посмел преградить ему путь. Небольших зверей он закидывал в кусты хоботом, а крупных бросал на землю мощными бивнями. Развлечения ради вырывал он из земли деревья, а огромными валунами перекрывал реки, что бежали в Байкал.

Много раз пытались мамонты усмирить строптивого сородича. Но он никого не слушал и продолжал делать по-своему. Однажды пришел к нему старый мудрый мамонт и предупредил: «Опомнись! Не обижай слабых, не губи деревья, не перекрывай речки, а то тебе несдобровать». Разозлился мамонт на старика и воскликнул: «Хватит меня учить! Я здесь самый сильный и могучий, да я не только реки, я весь Байкал камнями закидаю!»

Услышал Байкал речи хвастуна и окатил его большой волной. Разгневался мамонт, разбежался и вонзил свои бивни в скалу. Приподнял ее, чтобы бросить далеко-далеко в глубины озера. Да тут скала стала нестерпимо тяжелой и рухнула в воду вместе с бивнями. Взревел мамонт от горя, протянул свой длинный хобот к воде, чтобы достать бивни, но так и застыл, окаменел. Говорят, совсем недавно он раскаялся, и скала обрушилась в воду, а мамонт обрел свободу. Инсценировка. (Ребята сами распределяли роли, продумали фрагменты костюмов)

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями. (Ребята высказывают свое мнение по выступлению группы)

Учитель:

Подводим итог нашему занятию. Расскажите, какое у вас впечатление от сегодняшнего занятия – знакомство с легендами. Что бы вы еще хотели узнать из истории озера Байкал? (Обсуждение в группах, предложения)

До новых встреч!

Завершить наше экозанятие я хочу стихами современной поэтессы, члена Российского Союза писателей, Марии Солдатовой:

Озеро Байкал – святыня, 

Первозданна чистота.

Сохраняйте же отныне

Эти славные места!

Кто когда-нибудь поедет,

Кто когда-то отдыхал, - 

Знайте, лучшее на свете -

Это озеро Байкал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!