СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Лингвистическая археология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено результатам деятельности обучающихся на неделе русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Лингвистическая археология"»

Сценарий мероприятия для 5-9 классов


Тема: «Лингвистическая археология».

Цель: создание условий для развития интереса и более глубокого изучения происхождения слов русского языка через организацию частично-поисковой и игровой деятельности.

Задачи:

  1. развитие межпредметных связей (лингвистика, литература, история, археология) на основе поиска, переработки и воспроизведения полученной информации в ходе поисковой работы;

  2. развивать коммуникативные навыки через совместную деятельность при подготовке;

  3. содействовать активному участию детей и их родителей.

Форма: презентация находок и открытий.

Ход:

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня пройдет праздник, посвященный великому русскому слову и называется он «Лингвистическая археология».

Наши археологи побывали в непростой экспедиции, лингвистической экспедиции. Лингвистика – это наука о языке.

(Дети с рюкзаками, молотками, словарями, лупами выходят на сцену. Их встречают ведущие.)


Ведущий:

- Ой, вы, гости-господа,

Вы откуда и куда?

Дети:

- Обошли мы целый свет и нашли на всё ответ.

Ведущий:

- Что ж искали, вы, друзья?

Дети:

- Что значат Пушкина слова



Ведущий: Молодцы!

Да, есть в русском языке слова, которые в основном уже вышли из употребления, но в литературных произведениях, они встречаются. Это архаизмы.


Ведущий:

Расскажите нам, что вы обнаружили в словарях.


(Дети 5класса : Шарипова Линера, Солодков Глеб, Тантанов Камиль.)


Линера: Мы читали сказку А.С. Пушкина «О Мёртвой царевне и о семи богатырях» и выписали все устаревшие слова, потом нашли их значения в словаре В.И. Даля.

Например,


Камиль: «Смотрит в поле, инда очи» -

«Инда» значит даже, «очи» значит глаза.


Глеб: «Не кручинься, бог с тобой»

«Не кручинься» значит - не грусти.

Линера : «Тужит бедный царь по ней» -

«Тужит», значит скучает
«И прищелкивать перстами» - Персты - это пальцы.


Камиль : И мы ещё много интересного узнали.

Например, вот так раньше назывались части тела.


(На экране появляется картинка с названиями частей тела. Постепенно появляются их названия на современном языке (по часовой стрелке)

Глеб читает:



Око – глаз
Выя – шея
Перст– палец
Шуйца – левая рука

Перси – грудь
Десница – правая рука

Длань – ладонь
Ланиты – щеки
Чело – лоб
Чрево – живот
Вежды – веки
Уста – губы
Зеница - зрачок глаза


Линера: От слова перст образовались другие слова: (НА ЭКРАНЕ)

Перст - наперсток, наперстянка, перстень, наперстник, перстенек.


Камиль:

От слова Очи - очки, зеленоокий, сероокий, заочно, очевидец, ясноокий.


Ведущий:

Как интересно! Вы молодцы! Ваша работа очень пригодится другим ребятам.


Вот это и есть устаревшие слова. Они помогают понять смысл произведений, почувствовать то время, в которое происходили события, ту эпоху. И если не знать их значение, получится вот что.

(Выступление 9 класса)


Сценка «Устаревшие слова»


(На сцене появляется парта. Сидят дети. Входит учитель.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Мы читали стихотворение Пушкина. Вам нужно

нарисовать рисунок вот к этим строкам.

(На экране появляются слова)

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая,

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот вам краски, альбом, рисуйте! А я потом приду и проверю.

(учитель выходит)


Маша: Отлично! Что рисовать для начала?

Паша: Рисуй кибитку. Кажется, она тут самая важная.

Маша: А это что? И как она выглядит?

Паша: Ну, у тебя и вопросы. Ну, откуда я-то знаю? А что такое, например, бразды, ямщик, облучок, тулуп, кушак? (на экране появляются слова) Знаешь что? Давай рассуждать логически, тогда мы нарисуем что−то похожее!

Какие у нас первые строки?

Маша:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая…

Паша: Вот! О кибитке сказано – летит!

Маша: Значит, это такой летательный аппарат!

Паша: Но кибитка не только летит, она ещё и взрывает! Значит, бомбами бросается.

Что ещё нужно здесь нарисовать? Ах да, кто такие бразды?!

Маша: Наверное, это какие-то звери. Написано же, что они пушистые. Это,

наверное, помесь бобров с дроздами.

Паша: Отлично. Что там дальше?

Маша: Дальше у нас ямщик на облучке, в тулупе и красном кушаке…

Паша: Видимо, какой-то мужчина в чём-то красном – кто там знает, в чём. А вот слово облучок похоже на обруч…

Маша: А ямщик – это наверняка тот, кто копает ямы! Так что мы нарисуем его с лопатой.

Паша: Ну вот и всё, картина готова.

(На экране появляется картина)

(Входит учитель)

Учитель: Ну как, справились?

Дети: Да, вот наш рисунок.

Учитель: (удивлённо смотрит на картину и растерянно разводит руками.)

Рисунок надо переделать.

(Учитель уходит)

Маша: (возмущённо) Но ведь мы же не знаем, что обозначают все эти слова! –Паша: Ведь этими словами уже давно никто не пользуется!

(Собираются уходить)

Ведущий. Подождите, ребята. А дело в том, что в языке постоянно появляются новые слова.

Бывают и слова, которые состарились. Да-да! Слова умеют стареть и выходить на пенсию. Но это не значит, что о них надо забыть. Старые слова любил использовать Пушкин в своих произведениях. Идите и найдите значение этих слов.

(Ребята уходят)

Появляются радостные. Как интересно.


Паша: Мы нашли значение устаревших слов.


Маша: И сделали презентацию «Устаревшие слова в творчестве Пушкина»

На экране слова:

Бразды – и т.д.

Физминутка

Шагаем мы рядом (шагаем на месте)

Рюкзак за плечами. (круговые движения руками у плеч)

Солнце на небе, (руки вверх)

Земля под ногами. (приседание)

Слева - товарищ. (повороты налево)

Справа – подруга. (повороты направо)

Встанем на месте – (взяться за руки)

Поддержим друг друга.


Ведущий: А учащиеся 6 класса расскажут вам , какие открытия и находки они сделали.

(выступают учащиеся 6 класса)


Ученик 1: Загадка

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

О каком времени года идет речь?

(слайд «Осень»)

Назовите осенние месяцы.

(слайд «Сентябрь, «Октябрь», «Ноябрь»)


Наша группа археологов искала информацию о том, как назвали осенние месяцы древние славяне. Оказывается, что древние славяне называли их по-другому.

(слайды «Хмурень»…)

(дети комментируют)

Ученик 2: Загадка

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.


Ученик 3: Загадка

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Ученик 4: Загадка

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам.

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Ведущий: Названия всех месяцев у славян были связаны с природными явлениями или сельскохозяйственными работами. В современном языке такие названия месяцев сохранились у украинского и белорусского народов.


Ведущий: А знаете ли вы, ребята, почему дни недели именно так называются? Понедельник, почему назвали понедельником?


(Учащиеся 7, 8 классов выходят и рассказывают о происхождении

названия каждого дня недели.


Дни недели надо знать,
Ведь любой день – важный.
Мы их будем   называть
По порядку каждый.


Игра со зрителями: «Расставь дни по порядку» (музыка)




Ведущий:

Ребята-археологи собрали много интересной информации из истории русского языка. Зачем мы проводили эти исследования?


Ведущий :

Среди этой кутерьмы,

В сумашедшем этом ритме

Сколько слов мы растеряли!

Сколько слов забыли мы!

Сочных, точных, огневых

Бесшабашных и печальных,

Родниковых , изначальных

Наших русских, коренных.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!