Сценарий мероприятия для 5-9 классов
Тема: «Лингвистическая археология».
Цель: создание условий для развития интереса и более глубокого изучения происхождения слов русского языка через организацию частично-поисковой и игровой деятельности.
Задачи:
развитие межпредметных связей (лингвистика, литература, история, археология) на основе поиска, переработки и воспроизведения полученной информации в ходе поисковой работы;
развивать коммуникативные навыки через совместную деятельность при подготовке;
содействовать активному участию детей и их родителей.
Форма: презентация находок и открытий.
Ход:
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня пройдет праздник, посвященный великому русскому слову и называется он «Лингвистическая археология».
Наши археологи побывали в непростой экспедиции, лингвистической экспедиции. Лингвистика – это наука о языке.
(Дети с рюкзаками, молотками, словарями, лупами выходят на сцену. Их встречают ведущие.)
Ведущий:
- Ой, вы, гости-господа,
Вы откуда и куда?
Дети:
- Обошли мы целый свет и нашли на всё ответ.
Ведущий:
- Что ж искали, вы, друзья?
Дети:
- Что значат Пушкина слова
Ведущий: Молодцы!
Да, есть в русском языке слова, которые в основном уже вышли из употребления, но в литературных произведениях, они встречаются. Это архаизмы.
Ведущий:
Расскажите нам, что вы обнаружили в словарях.
(Дети 5класса : Шарипова Линера, Солодков Глеб, Тантанов Камиль.)
Линера: Мы читали сказку А.С. Пушкина «О Мёртвой царевне и о семи богатырях» и выписали все устаревшие слова, потом нашли их значения в словаре В.И. Даля.
Например,
Камиль: «Смотрит в поле, инда очи» -
«Инда» значит даже, «очи» значит глаза.
Глеб: «Не кручинься, бог с тобой»
«Не кручинься» значит - не грусти.
Линера : «Тужит бедный царь по ней» -
«Тужит», значит скучает
«И прищелкивать перстами» - Персты - это пальцы.
Камиль : И мы ещё много интересного узнали.
Например, вот так раньше назывались части тела.
(На экране появляется картинка с названиями частей тела. Постепенно появляются их названия на современном языке (по часовой стрелке)
Глеб читает:
Око – глаз
Выя – шея
Перст– палец
Шуйца – левая рука
Перси – грудь
Десница – правая рука
Длань – ладонь
Ланиты – щеки
Чело – лоб
Чрево – живот
Вежды – веки
Уста – губы
Зеница - зрачок глаза
Линера: От слова перст образовались другие слова: (НА ЭКРАНЕ)
Перст - наперсток, наперстянка, перстень, наперстник, перстенек.
Камиль:
От слова Очи - очки, зеленоокий, сероокий, заочно, очевидец, ясноокий.
Ведущий:
Как интересно! Вы молодцы! Ваша работа очень пригодится другим ребятам.
Вот это и есть устаревшие слова. Они помогают понять смысл произведений, почувствовать то время, в которое происходили события, ту эпоху. И если не знать их значение, получится вот что.
(Выступление 9 класса)
Сценка «Устаревшие слова»
(На сцене появляется парта. Сидят дети. Входит учитель.)
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Мы читали стихотворение Пушкина. Вам нужно
нарисовать рисунок вот к этим строкам.
(На экране появляются слова)
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот вам краски, альбом, рисуйте! А я потом приду и проверю.
(учитель выходит)
Маша: Отлично! Что рисовать для начала?
Паша: Рисуй кибитку. Кажется, она тут самая важная.
Маша: А это что? И как она выглядит?
Паша: Ну, у тебя и вопросы. Ну, откуда я-то знаю? А что такое, например, бразды, ямщик, облучок, тулуп, кушак? (на экране появляются слова) Знаешь что? Давай рассуждать логически, тогда мы нарисуем что−то похожее!
Какие у нас первые строки?
Маша:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая…
Паша: Вот! О кибитке сказано – летит!
Маша: Значит, это такой летательный аппарат!
Паша: Но кибитка не только летит, она ещё и взрывает! Значит, бомбами бросается.
Что ещё нужно здесь нарисовать? Ах да, кто такие бразды?!
Маша: Наверное, это какие-то звери. Написано же, что они пушистые. Это,
наверное, помесь бобров с дроздами.
Паша: Отлично. Что там дальше?
Маша: Дальше у нас ямщик на облучке, в тулупе и красном кушаке…
Паша: Видимо, какой-то мужчина в чём-то красном – кто там знает, в чём. А вот слово облучок похоже на обруч…
Маша: А ямщик – это наверняка тот, кто копает ямы! Так что мы нарисуем его с лопатой.
Паша: Ну вот и всё, картина готова.
(На экране появляется картина)
(Входит учитель)
Учитель: Ну как, справились?
Дети: Да, вот наш рисунок.
Учитель: (удивлённо смотрит на картину и растерянно разводит руками.)
Рисунок надо переделать.
(Учитель уходит)
Маша: (возмущённо) Но ведь мы же не знаем, что обозначают все эти слова! –Паша: Ведь этими словами уже давно никто не пользуется!
(Собираются уходить)
Ведущий. Подождите, ребята. А дело в том, что в языке постоянно появляются новые слова.
Бывают и слова, которые состарились. Да-да! Слова умеют стареть и выходить на пенсию. Но это не значит, что о них надо забыть. Старые слова любил использовать Пушкин в своих произведениях. Идите и найдите значение этих слов.
(Ребята уходят)
Появляются радостные. Как интересно.
Паша: Мы нашли значение устаревших слов.
Маша: И сделали презентацию «Устаревшие слова в творчестве Пушкина»
На экране слова:
Бразды – и т.д.
Физминутка
Шагаем мы рядом (шагаем на месте)
Рюкзак за плечами. (круговые движения руками у плеч)
Солнце на небе, (руки вверх)
Земля под ногами. (приседание)
Слева - товарищ. (повороты налево)
Справа – подруга. (повороты направо)
Встанем на месте – (взяться за руки)
Поддержим друг друга.
Ведущий: А учащиеся 6 класса расскажут вам , какие открытия и находки они сделали.
(выступают учащиеся 6 класса)
Ученик 1: Загадка
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
О каком времени года идет речь?
(слайд «Осень»)
Назовите осенние месяцы.
(слайд «Сентябрь, «Октябрь», «Ноябрь»)
Наша группа археологов искала информацию о том, как назвали осенние месяцы древние славяне. Оказывается, что древние славяне называли их по-другому.
(слайды «Хмурень»…)
(дети комментируют)
Ученик 2: Загадка
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Ученик 3: Загадка
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ученик 4: Загадка
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам.
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Ведущий: Названия всех месяцев у славян были связаны с природными явлениями или сельскохозяйственными работами. В современном языке такие названия месяцев сохранились у украинского и белорусского народов.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, почему дни недели именно так называются? Понедельник, почему назвали понедельником?
(Учащиеся 7, 8 классов выходят и рассказывают о происхождении
названия каждого дня недели.
Дни недели надо знать,
Ведь любой день – важный.
Мы их будем называть
По порядку каждый.
Игра со зрителями: «Расставь дни по порядку» (музыка)
Ведущий:
Ребята-археологи собрали много интересной информации из истории русского языка. Зачем мы проводили эти исследования?
Ведущий :
Среди этой кутерьмы,
В сумашедшем этом ритме
Сколько слов мы растеряли!
Сколько слов забыли мы!
Сочных, точных, огневых
Бесшабашных и печальных,
Родниковых , изначальных
Наших русских, коренных.