Математическая викторина
Цели:
Образовательные: закрепить знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления и сложения.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитывать творческие отношения, чувство ответственности, умение работать командой.
Форма проведение: Ученики делятся на две команды, выбирают капитана.
Ход работы:
Начать математическую викторину я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
Ребята предлагаю вам разделиться на две равные команды, придумать название команды и выбрать капитана.
Ну что ж, команды сформированы, названия придуманы, капитаны выбраны тогда мы можем начинать. За каждый правильный ответ получаете жетон.
1 конкурс. Вам по очереди будут задаваться вопросы, ваша задача ответить на него правильно, если 1 команда отвечает неправильно, то вторая команда может дать свой ответ и если он верный получить балл. Вы готовы? И мы начинаем.
1конкурс Разминка
Сколько хвостов у семи котов? (7)
-Сколько носов у двух псов? (2)
-Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
-Сколько ушей у пяти малышей? (10)
-Сколько ушек у трёх старушек? (6)
-Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
-В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
-Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Назовите шестой месяц года. (Июнь.)
- Сколько всего времен года? (4)
- Сколько месяцев во времени года? (3)
- Какой по счету среди зимних месяцев январь? (2)
- Каков порядковый номер месяца года, заканчивающегося на «Й»? (5, май.)
- Предпоследняя буква второго месяца зимы. (р)
- Название первого месяца осени. (Сентябрь.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Назовите четвертую с начала букву русского алфавита. (г)
- Какая по счету в алфавите буква «Ю»? (32-я)
- Сколько океанов на Земле? (4)
- Назовите первую букву названия столицы Франции. (П)
- Назовите первую букву названия страны, где столица Токио. (Я)
- Сколько дней в високосном феврале? (29)
- Какая буква четвертая в слове ПОДЪЕЗД? (Ъ)
- Сколько всего двузначных чисел? 90
- Результат сложения? (сумма).
- Как называются числа, используемые при счёте предметов? (натуральные).
- Замените слова: Умножение, Деление, Сложение, Вычитание одним
общим словом (действия).
- Часть прямой, ограниченная с обеих сторон? (отрезок)
- Сумма длин сторон треугольника? (периметр)
- Прямоугольник с равными сторонами? (квадрат)
- Инструмент для вычерчивания окружностей? (циркуль)
- Сколько будет 9 умножить на 8? (72).
- Как в старину называлось расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? (пядь)
-Чему равны 100 см.? (I м.)
-Как называется результат деления? (частное)
-Часть прямой имеющая начало? (луч)
-Переместительный закон сложения? ( а+в = в+а ).
-Как называется многоугольник, имеющий 3 стороны? (треугольник)
-Назовите не натуральное число? (0).
-Число разрядов в классе? (3)
-Одно яйцо варят 4 мин. Сколько варят 5 яиц? (4 мин.).
-Инструмент для откладывания отрезков? (линейка)
-Сколько минут в 2-х часах? (120 мин.)
-Как называются числа, которые складывают? ( Слагаемые).
- Сколько будет 7 умножить на 8? (56)
- Сколько на берёзе яблок, если 8 сучков, на каждом сучке по 5 яблок? (на берёзе яблок нет)
- Сотая часть числа? (процент)
-Прибор для измерения углов? (транспортир)
-Наименьшее натуральное число? ( I).
- Может ли при умножении получаться 0? (да)
-Что легче 1 кг. железа или I кг. пуха ? ( равны ).
-Чему равен пуд? (16 кг.)
-Градусная мера развёрнутого угла? (180)
-Прибор для построения окружностей? (циркуль)
-Какое число имеет только 2 делителя? (простое).
-Единица измерения массы драгоценных камней? (карат ),
-Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти? (уравнение)
-Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый?
(2 ч.).
-Какие натуральные числа имеют более двух делителей? (составные)
-Что означает формула: S=ав? (Площадь прямоугольника)
-Единица измерения скорости на море? (миля, узел )
-Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.)
-Отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)
-Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3)
- Место, занимаемое цифрой в записи числа? ( разряд )
-Как называется сумма длин сторон четырёхугольника? (периметр).
-Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
(неправильная)
2.Задачи на смекалку
1.В классе 36 учеников. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе может быть мальчиков и сколько девочек?
Ответ: Такого не может быть.
2. У Коли и Мани было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Мане. На сколько больше тетрадей стало у Мани, чем у Коли?
Ответ: на 4.
3. В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников может быть в каждом из этих классов?
Ответ: Такого не может быть.
4. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?*
Ответ: отец, сын, дед.
5. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
Ответ: 4.
6. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
Ответ: 7.
7. Как записать двойку тремя пятерками?
Ответ: (5 + 5) : 5
8. Как записать четыре тремя пятерками?
Ответ: 5 – 5 : 5
9. Как с помощью только одной палочки, не ломая её, образовать на столе треугольник?
Ответ: положить палочку на угол стола.
10. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?
Ответ: 2кг.
3.Задачи-загадки
1.Король с бывшей у него в гостях Кошкой играли в загадки.
Король спросил: «Пришел мельник на мельницу, на мельнице четыре угла, в каждом углу – по четыре мешка, в каждом мешке – по четыре кошки, у каждой кошки – по четыре котенка. Сколько всего ног?»
Ответ.
- Это очень просто! – улыбнулась Кошка. - Две.
- Как две? Сосчитай-ка! – возмутился Король.
- А чего тут считать? Ноги только у мельника, а у кошек, всем известно, лапки!..
2. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно стук, да стук. Ответ: счёты
3. 5 чуланов, 1 дверь. Ответ: перчатка
4. Много рук, одна нога. Ответ: дерево
5. Летела стая тетеревов, села на рощу деревьев, по 2 на дерево сядут - одно дерево лишнее по одному сядут - один тетерев лишний.
Ответ: 4т.и З дер.
6.Ноль подставил спинку брату, тот забрался, не спеша,
Стали новой цифрой братцы, не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь, головой поставить вниз. Цифра будет все такой же,
Посмотри, оборотись!
Ответ: Восемь.
4. Отношения
- Что показывает отношение пути, пройденного автомашиной, ко времени её движения? Ответ: скорость
- Что показывает отношение стоимости купленных яблок к их массе?
Ответ: цену
- Что показывает отношение объема прямоугольного параллелепипеда к площади его основания?
Ответ: высоту
- Имеющиеся деньги брат и сестра распределили так, что сестра получила в 3 раза больше, чем брат. Определите:
– какую часть денег получила сестра, и какую – брат;
Ответ: сестра - 3/4, брат - ¼;
– сколько процентов всех денег получила сестра и сколько – брат;
Ответ:75 % и 25 %
– какую часть деньги брата составляют от денег сестры.
Ответ: 1/3
Итак, наша игра подошла к концу, для того чтобы определить кто занял какое место каждой команде нужно посчитать количество жетонов.
Подведение итогов. Награждение.