СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид мероприятия – учебно-воспитательное

Форма – игра «Что? Где? Когда?»

Цель: организовать деятельность обучающихся для воспитания любви к малой родине.

 

Задачи:

- формировать умение общаться и работать в команде;

- развивать познавательную активность, интерес и инициативу;

- формировать патриотические чувства обучающихся.

 Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, макет дома, компас, картины.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Моя малая родина"»

Внеклассное мероприятие «Моя малая родина»


Вид мероприятия – учебно-воспитательное

Форма – игра «Что? Где? Когда?»

Цель: организовать деятельность обучающихся для воспитания любви к малой родине.


Задачи:

- формировать умение общаться и работать в команде;

- развивать познавательную активность, интерес и инициативу;

- формировать патриотические чувства обучающихся.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, макет дома, компас, картины.



ВОПРОС 1.

Есть такой народ — эвенки

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) — один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья.

Эвенки — настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они — великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Основа традиционной пищи — мясо диких животных (у конных эвенков — конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. 

Эвенкийский язык — точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы.

Очень красиво! - Аяке! Гудяйке!

Какая большая река! Эр бира хэгдынде

Стерлядь - пануя

Олень – орочон

Внимание ВОПРОС: А как вы думаете, что означает эвенкийское слово «Ионесси»?

Подсказка – Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Енисей - Большая вода)

ВОПРОС 2. Отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят Десять, двадцать, сто подряд

И квадратными глазами Друг на друга глядят.

Что это? (Улица)

(или Шагаешь – впереди бежит, оглянешься – домой бежит.


Внимание ВОПРОС: Сколько улиц в нашем поселке? Назовите их.

Ответ 39:

Улица Горького

Даурская улица

Зеленая улица

Караульная улица

Улица Карла Маркса

Улица Кирова

Улица Комарова

Коммунальная улица

Улица Космонавтов

Улица Кравченко

Красноармейская улица

Улица Лазо

Улица Ленина

Луговая улица

Улица Маяковского

Улица Мира

Улица Мичурина

Молодежная улица

Морская улица

Набережная улица

Новая улица

Остроженская улица

Улица Парижской Коммуны

Парковый переулок

Прибрежная улица

Пристанская улица

Пролетарская улица

Речная улица

Улица Сильнягина

Сисимская улица

Улица Чапаева

Улица Чубарова

Улица Щетинкина

Улица Щорса

Улица Энгельса

Улица Энергетиков

Улица Юности

Улица Юшкова

Улица 60 лет СССР




ВОПРОС 3. Продолжите…

Где белоствольные березки Растут кругом под небом синим?

Они милы и так неброски, Березки родом из …/России, Сибири/

Здесь родился, живешь, Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, ты знаешь? (Родина малая, поселок)


Внимание ВОПРОС: В каком году образовался поселок? (в марте 1962 г. был забит первый колышек)

Посёлок возник в 1962 г. при переселении сёл Даурского района: Даурск, Караульная и Острог. Изначально посёлок планировался как замена старому райцентру Даурск, и называться «Пашни взъёмные». Но вскоре принято название Приморск, который в связи с упразднением Даурского района вошёл в Балахтинский район в качестве центра Приморского сельсовета.


ВОПРОС 4. Черный ящик

Артур Шопенгауэр сказал:

«Перед ней каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она ему что-нибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с ней он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя».

Подсказка Я напомню историю о Тициане, который в возрасте 90 лет, будучи уже автором многих шедевров, сказал, что только сейчас начал учиться, как нужно писать ИХ..

Гордон Браун

Внимание ВОПРОС: Что в черном ящике?


В нашем поселке проживали и проживают прекрасные художники. Назоите, кого вы знаете.

Чубаров Владимир Иванович, ветерана Великой Отечественной войны, Закончил художественную студию им. Сурикова (учился у известного российского, советского художника, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Дми́трия Инноке́нтьевича Каратанова), Красноярское педагогическое училище, Красноярский Государственный педагогический институт. С 1973 по 1983 (до ухода на пенсию) работал учителем рисования, пения, черчения, труда, завучем школы и директором Приморской речевой школы Балахтинского района.
Увлекался краеведением, руководил краеведческими кружками. Создал два краеведческих музея: в Кемчугском детдоме и Приморской речевой школе. Участвовал в создании первого районного музея в п.Балахта.
Все свободное время отдавал рисованию, особенно любил акварель. Четырежды участвовал в художественных краевых и районных выставках, Его работы регулярно выставлялись на районных собраниях, учительских конференциях, мероприятиях п. Приморск.

Шленский Василий Михайлович, автор талантливых, своеобразных картин. Он жил в нашем поселке. Природа наградила В.М.Шленского щедрой душой и талантом художника. Его мастерство ярче всего проявилось в картинах, описывающих сельскую природу.

«Белая береза» - одна из наиболее интересных работ художника. Мотивом для ее создания явилось захватывающее чувство, которое овладевает Василием Михайловичем при наблюдении русских пейзажей. Он умеет прежде всего уловить, понять настроение природы. Картина очень поэтична. На фоне Красноярского моря изображена березка дивной, редкостной красоты. Конец апреля, начало мая. На море еще лед. Тихо. Стоит красавица березка. Что необычного в хорошо знакомом нам дереве? В нежно-белом свете она блестит в солнечных лучах. Переливы красок, объединенных голубой эмалью неба, поражают нас. Все выписано до мельчайших деталей: и сломанная ветка, и набухшие почки, и береста сияет молочной белизной. Вдали открываются отроги горы Яганихи. Глядя на эту картину, чувствуешь непреходящую, невероятную красоту мира.


Пономаренко Инесса Георгиевны. Приехала в Сибирь из Прибалтики. Рисовала акварелью, у нее дома было собрание картин. В ДК «Енисей» проходили ее выставки. Живописные миниатюры Инессы Георгиевны Пономаренко, выполненные на камнях и срезах деревьев, пользуются огромной популярностью у жителей Приморска.


Потылицын Борис Петрович закончил Московский народный университет по Станковой живописи. Он начал писать картины только в 40 лет, уроженец д. Коляжихи Даурского района Красноярского края.

В 1956 году началось строительство Красноярской ГЭС. 25 марта 1963 года был перекрыт Енисей, Даурск и Коляжиха ушли под воду. Семья Потылицыных переехала в Приморск – новый поселок на берегу Красноярского водохранилища.
— Даурск был очень красивым и богатым поселком, — вспоминает Борис Петрович. — Ни с каким другим ни там, ни тут я его сравнить не могу. По всему району располагались леспромхозы, поэтому обеспечение продовольствием было прекрасное. Наши шоферы называли Балахтинский и Ужурский голодными районами. Там муку кулечками покупали, а у нас брали, сколько хочешь. Когда затопили наши деревни, столько леса плавало, что мы на катерах к берегу подойти не могли. Кладбища, захоронения скота, туалеты, все это было на дне, водолазы говорили, что дно белое от дохлой рыбы. Это катастрофа просто. Потом, конечно, все очистилось, но тогда… 130 лет наш дом простоял в Каляжихе, несколько поколений моих предков лежат под толщей воды.

В Балахте прошли четыре выставки, в приморской школе висят его произведения, в настоящее время картины Бориса Петровича хранятся в школе и музее п. Балахты.

Борис Петрович и Шленский Василий Михайлович были родственниками и неглассно соревновались между собой – делали совместные выставки своих картин в ДК, районной библиотеке…

Толмашов Евгений Николаевич, Евгений Николаевич родился в селе Верхний Аскиз Республики Хакасия, закончил Приморскую речевую школу, учился в качестве вольнослушателя в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова (1993–2000),

Несколько лет жил и творил в нашем поселке.

с 2006 года был принят в Красноярскую региональную организацию ВТОО «Союз художников России», лауреат премии Всемирного конкурса рисунка в г. Торонто

Евгений Толмашов регулярно участвовал в художественных выставках различного уровня: краевых, региональных, всероссийских и международных. Коллеги и другие представители художественного сообщества отзываются о нём как о талантливом живописце, которым было создано много замечательных произведений.

По словам самого автора, все его творчество и работы вступают в полемику с уже сложившейся, традиционной школой красноярской живописи.


Тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, взвинченность художественных интонаций, устремленность к сознательному искажению картины мира – все это отражает субъективизм позиции автора, обостренно-контрастное видение мира.


Основной задачей в изобразительном искусстве для Евгения Толмашева является не изображение современной действительности, а «выражение» её сути, кричащие противоречия жизни. Урбанизация, ситуация глобализации враждебны естественному, природному человеку.


Первозданное состояние любого живого организма, отравленного современной цивилизацией, подвергается искажению, возгоранию чувства ярости, вражды. Хрупкость человеческой души сталкивается с отторгающей все живое, дышащее, непосредственное действительностью, в сложном пути ища возможность существования, сохранения собственной жизни – подобно дереву, тянущемуся к солнцу. Неразделимость внешней статики и внутренней динамики, переворачивания присущих качеств характеризуют персонажей живописных полотен.


Именно в этом заключается бунтарский пафос работ Толмашева. «Драма крика», внутренний бунт, масштабность «вселенских конфликтов» отражаются в избираемом мастером художественном материале, в смещении, резкости пластических ритмов, изломанности линий, контрастности цветов и деформации пространства.

Любил делать скульптуры.


Астраханцев Олег Владимирович он создал свою изостудию для ребят, ходил в походы, где рисовал природу


Севостьянова Оксана Николаевна


ВОПРОС 5. От Молявко Евгении Ивановны

Жители Америки называют его «Макассинами», жители Европы именуют как «Дамские туфельки», в некоторых регионах России – «Богородицины сапожки».

Внимание ВОПРОС: А как его называют у нас?

/ «Венерин башмачок». В наших лесах очень много растений, которые занесены в красную книгу…


ВОПРОС 6. С вами играет Меньшиков Евгений Валерьевич

Скажите, пожалуйста, кто любит ходить на рыбалку?

А какая рыба у нас водится? Перечислите (окунь, плотва, стерлядь, таймень, щука, елец, пелядь, пескарь, ерш, лещ…)

Внимание ВОПРОС: все любят эту рыбку ловить. И ловят даже – в сборной! И неприятно говорить: считают рыбу сорной. О какой рыбе идет речь? И почему?


Какая рыба считается сорной? Это малоценные, невыгодные для промысла и вредные для других популяций виды. Их нерентабельность определена медленным ростом, мелким размером и невысокой пищевой ценностью. В рыбоводческих хозяйствах такая мелочь усложняет сортировку, в неводах забивает ячейки и уменьшает рентабельность вылова.

Сорные рыбы вытесняют в водоемах другие, более ценные виды, поедая их икру и ресурсы общей кормовой базы. Однако некоторые из них, невзирая на малый размер, представляют гастрономический интерес.

Вред. Быстро размножаясь и держась большими стаями, сорные рыбы угрожают популяциям других, более крупных и ценных видов, поедая в нерест до 80% их икры, а иногда полностью уничтожая ее. Личинки и мальки лещей, щук, сазанов, ершей, судаков также становятся пищей мелких хищников. Уцелевшая молодь промысловых рыб, которая питается фито- и зоопланктоном, может не выжить из-за недостатка еды, если их естественный корм будет поглощен сорными рыбами. Такое положение является особенно острой проблемой для небольших закрытых водоемов. Кроме того, эти мелкие многочисленные рыбешки часто становятся носителями и возбудителями заболеваний, вызванных паразитами или бактериями


ВОПРОС 7. От Брацук Татьяны Витальевны

Есть своеобразный ритуал посвящения новичка в «свои люди». «Принеси штаны!» – командует новобранцу начальник. Новичок в недоумении, но командир торопит – «Давай быстрее!». Вокруг все очень заняты, уточнить не у кого, а начальник грозен и серьезен. Через минуту все серьезные и «очень занятые» коллеги весело хохочут, глядя, как новичок тащит свои брюки (ну или брюки начальника). Еще бы, каждый из них побывал на его месте, поэтому смех ничуть не обидный.


Внимание ВОПРОС: имеет дело со «штанами» и очень часто с «рукавами», но только это не портной…Так кто же этот наш герой?!

Для начала вернемся к вышеупомянутым «штанам». Так называется рукавный водосборник, патрубок центробежного насоса с возможностью присоединения двух рукавов. Этимология, то есть происхождение этого термина становится очевидным, стоит лишь взглянуть на этот самый патрубок – он действительно очень похож на штаны.


Ребята, а кто-нибудь знает, где раньше находилось пожарное депо? Попробуйте предположить.

В 1984 году директор Приморского совхоза Александр Кузьмич Вдовенко посодействовал выделению хорошего помещения под аптеку. Оно было найдено на улице Пролетарской. В одной половине его размещалось пожарное депо, другая половина была перепрофилирована под Аптеку за счет средств совхоза и Аптечного управления г. Красноярска.



ВОПРОС 8.

Летом 2012 года спланировали площадку. Все основные работы выполнены силами ДРСУ (директор Сиротинин Александр Филиппович): нашли два камня в Ергаках (помогли ермаковские коллеги), привезли, подготовили площадку, залили постамент, отсыпали территорию вокруг. Монтаж сделала бригада ДРСУ, а облицовку выполнили приморчане Михаил Шлёнский и Андрей Сыров. Контроль над работами взяли на себя приморчане Владимир и Мария Удовики. С ограждением помог Приморский сельсовет.

К этому времени инициативная группа проекта включала в себя 11 человек, куратором от администрации района стал Сергей Андрюкевич, а народным куратором с самого начала и поныне является Нина Патракова.

И, наконец, монумент готов - настал момент открытия. На торжество собралось около полутора сотен человек. Приехали люди из разных уголков нашего района, из Красноярска, Иркутской области, Хакасии. Желающих присутствовать было, конечно, больше, но не так-то просто в наше время сорваться с места. В начале праздника задали настроение песни в исполнении Юрия Ячикова «Малиновый звон» и «Шум берёз» - на глазах заблестели слёзы.

Внимание ВОПРОС: о чем идет речь? («Камень памяти Даурскому району»)


ВОПРОС 9. «Мемориал воинам ВОВ»

Внимание ВОПРОС: ушло 4000, вернулось только 1975, сооружен для увековечивания в памяти местных жителей, некоторых страниц из истории нашего поселка. О чем речь?

Из нашего Даурского района на войну ушло 4000 человек, а вернулось 1975 человек. В 1975 году, к 30-тию Победы, с целью основания центра, где бы отмечалось празднование Дня Победы, воспитание патриотизма сельский совет принял решение поставить памятник воинам Великой отечественной войны. Сначала был установлен постамент – фундамент и квадратная колонна. Люди предложили: чтобы памятник был в центре поселка. Место было выбрано единогласно. Рядом сельский дом культуры, средняя школа, детский сад, речевая школа. Сооружен памятник был силами всех жителей поселка на средства однодневного заработка всех работающих. Сельская молодежь и учащиеся школы помогали в рытье траншей под фундамент, перевозки щебня, разгрузки и укладки кирпича. В 1978 году на сессии депутатов сельского совета было принято решение на установку шпиля, увенчанного звездой и открытие было ко днб празднования Дня конституции 7 ноября 1978 года.

Очень большая работа была проведена по сооружению к 65-ой годовщине Победы Мемориала с фамилиями участников Великой Отечественной войны, призванных Даурским РВК. Инициатором этой акции была Чанчикова Вера Егоровна. Два года собирала списки фронтовиков, находила родственников, которые, в основном, переехали в Приморск. В сферу поиска вошли деревни Борки, Ижуль, Караульная, Острог, Сисим, Коряково, Усть-Погромная, Каляжиха, Ямская. Затруднение было в том, что в период переселения из зоны затопления народ разъехался по всему краю и России, многие сменили фамилии. Уточняла списки с родственниками погибших, с военкоматом, сверялась с изданиями - «Книга памяти» и «Никто не забыт». Были составлены два списка. Один с фамилиями земляков, погибших на разных фронтах. Второй список с фамилиями вернувшихся с фронта с Победой. Помогали в этой работе учитель истории и краевед С.А. Темеров и школьники — выпускники 2009 года.


ВОПРОС 10. Существует легенда

«Есть такие места, которые любили посещать жители строящегося поселка. В одном из таких мест встретились два молодых сердца (парень и девушка) и полюбили друг друга. Они часто приходили туда и проводили вместе время, встречали рассветы, пели песни, шутили. Они вместе любили исследовать местную природу. Однажды они пошли встречать рассвет в новое место и там рассорились, сильно рассорились и расстались.»


Внимание ВОПРОС: как местные жители называют эти места?

Сопка Любви и сопка Разлуки


ВОПРОС 11.

Внимание ВОПРОС: перед вами три картинки. Как вы думаете, что их объединяет?

Хмель, Черный тополь, Конь рыжий

Писатели, поэты поселка

- Трегубенко «По таежным тропам»

Трегубенко Александр Семёнович родился в Челябинской области в 1907 году. Работал директором Даурской средней школы (1939-41гг.1952-59гг.),заведующим Даурским Районо (1940-41гг.). Во время ВОв участвовал в составе 43 запасной стрелковой дивизии, в районах Львовской области в должности зам. командира батальона по политической части в ликвидации остатков немецких групп и польских националистов. Награждён медалями: «За победу над Германией в ВОв 1941-1945гг.», «За трудовое отличие». В ПСШ в первые годы работал учителем истории. Будучи директором Даурской средней школы в конце 50-х годов Александр Семенович заложил традицию проведения школьных туристических слётов. Все ученики средних и старших классов становились лагерем у села Караульный Острог. Под руководством учителей биологии, химии, физики, географии учащиеся занимались туризмом, выполняли образовательные проекты по изучению бассейнов рек Шахабаиха, Усть-Погромная, Сисим. В последствие на основе этих походов и сбора краеведческого материала Александр Семенович написал приключенческую повесть «По таежным тропам».

В Приморской средней школе впервые годы работал учителем истории, организовывал туристические лагеря в Караульном остроге..


- ЧЕРКАСОВ АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ – сибирский писатель, автор популярной трилогии «Сказание о людях тайги» («ХМЕЛЬ», «КОНЬ РЫЖИЙ», «ЧЕРНЫЙ ТОПОЛЬ»). Родился 2 июня 1915 года в деревне Потаповой Даурской волости (ныне Балахтинский район).

В 1960 году А.Т. Черкасов был принят в Союз писателей СССР.


- Домахина Е Ю песни о Приморске

- Старцева Валентина Александровна

- Богомолов Вик Ник

- Романова ГН

- Шленский Василий Михайлович - стихи


ВОПРОС 12. БЛИЦ (на каждый вопрос по 30 сек)

От учителя географии Могуренко Нины Богдановны

Дом – это место, куда человек стремится вернуться, где бы он не находился. Здесь человек чувствует себя защищенным, зная, что ему никто не помешает заниматься любимым делом, принимать близких и друзей. Дом самое уютное место для человека. Очень важную роль в создании уюта играет освещение. В старину в домах делали много маленьких окон, чтоб солнце освещало его постоянно. Известно, что больше всего света дают южные окна.



Внимание 1 ВОПРОС: где следует построить дом, чтобы все его окна выходили на юг?

Вынесите, пожалуйста, реквизит. (компас и модель дома)

Внимание 2 ВОПРОС: как следует у нас построить дом, чтобы в нем было больше всего света? Покажите (компас и модель дома, окна на южную сторону)


Подведение итога мероприятия:

Попробуйте определить тему нашего мероприятия? (Малая родина)

Рефлексия:

-что нового вы узнали на нашем мероприятии?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!