МБОУ «Саринская СОШ»
Внеклассное мероприятие проводилось в рамках «Недели Русского языка». Мероприятие иллюстрирует опыт работы учителя по проблеме «Развитие речи и коммуникативных способностей учащихся начальной школы как путь к личностному росту», применение современных образовательных технологий.
Внеклассное мероприятие «Страна Словария»
(КВН)
Цели мероприятия: расширить кругозор учащихся в области языкознания; накопить и обогатить словарный запас; развивать мышление детей, помочь детям увидеть слово с разных и даже необычных сторон; воспитывать чувство любви к русскому языку, уважительного и бережного отношения к нему, воспитывать чувство взаимовыручки и товарищества.
Оборудование: мультимедийная презентация мероприятия, карточки с буквами, шарики с буквами.
Ход КВНа
1.Вводная часть.
Учитель. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Сегодня мы проведём КВН и узнаем лучшего знатока русского языка.
2.Приветствие команд.
Команда №1
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
Команда №2.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда №3.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда №4.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней –
И наша дружба крепнет с ней.
3.Конкурс «Прочитай слово»
Учитель раздаёт командам карточки с буквами, они должны составить слова.
Команда №1.
Команда №2.
Команда №3.
Команда №4.
4.Конкурс «В гости к гласным»
Учитель. Вечером собрались ребята на лужайке у костра. Долго они разговаривали с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелёгкое задание они предложили детям.
На этой картинке десять шаров. На каждом – буква. Здесь и гласные и согласные. Составьте из этих букв слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.
Какие слова составили дети?
На слайде.
Команда №1. – село, сало, смена, сера, пора, роса, пена.
Команда №2. - нота, нора, рота, сено, масло, море, лето, рана, темно.
Команда №3. – тепло, носы, леса, рыла, мыла.
5.Конкурс «В гости к согласным»
Учитель. Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие. Например: «цвет» - «свет».
На слайде:
Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 | Команда№4 |
Фара | Хата | Лев | Крыса |
Игра | Кочка | Роща | чайка |
Команда 1. – это слова: «пара», «игра»
Команда 2. – это слова «вата», «кошки»
Команда 3. – это слова «лес», «роза»
Команда 4. – это слова «майка», «крыша»
6.Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»
Учитель: Отгадайте загадки. Скажите сколько букв и звуков в словах – отгадках.
Загадка команде1
Закружиться на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пойдёт немножко,
Захочет – ляжет на бочок. (Юла. 3 буквы, 4 звука)
Загадка команде 2
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц. 4 буквы, 4 звука 0
Загадка для команды 3
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки. 6 букв, 5 звуков)
Загадка для команды 4
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая – как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель. 3 буквы, 3 звука)
7. Конкурс «Собери слово»
Слайд. На нем изображение ёлки, на ней игрушки со слогами.
Учитель: Перед вами необычная ёлка. На ней вместо игрушек висят карточки со слогами. Составьте слова из трёх слогов.
КА | Ша | Се | Ро | Но | За | Та |
Ре | Ра | Ло | Па | СА | Га | Ко |
(Колоша, пасека, молоко, лопата, карета и др.)
8. Конкурс «Отгадай скорее ребус»
Учитель: вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные загадки? (Ребусы)
Правильно, такие загадки называются ребусами. Начинаем новый конкурс – «Отгадайте, как зовут дедушку и его внучат»
На слайде ребусы с зашифрованными именами детей.
- Как нужно писать эти слова?
- Когда еще пишется заглавная буква?
9. Путешествие в страну «Словария»
Учитель: В отрывках стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. нужно их закончить.
1. Портфель у меня
Не велик и не мал.
Лежат в нём задачник,
Букварь и …
2. Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?...
3. Чтобы было где писать,
В школе нам нужна …
4. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…
10. Конкурс «Наоборот»
Учитель: к словам отгадкам подберите слова антонимы.
1. Я – антоним к слову «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
2. Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …
3. Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …
4. У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок …
11. Конкурс «Отгадай пословицу»
Учитель: Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
«свет» | «труд» | «встречают» | «погибай» |
«тьма» | «лень» | «провожают» | «выручай» |
12. Конкурс «Из одного слова несколько»
Учитель: Задания этого конкурса следующие: вам нужно из букв слова «картофель» составить как можно больше других слов.
Команда 1. – кофта, ель, торф, толь, факт, кафель…
Команда 2. – кофе, форель, катер, ток, лак, кот, рот, роль, так, тело…
Команда 3 – лето, отель, трек, трал, трель, кол, акт, река, лекарь…
Команда 4 – корь, артель, токарь, крот, кора…
13. Конкурс «Раскрой смысл выражений»
Учитель. Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 |
Рукой подать | В час по чайной ложке | Во весь дух | Морочить голову |
Засучив рукава | Спустя рукава | Ни пуха ни пера | Зарубить на носу |
14. Подведение итогов.
Самоанализ внеклассного мероприятия
«КВН страна Словария» проводился в 3 – 4 классах в рамках «Недели русского языка». Цели мероприятия: расширить кругозор учащихся в области языкознания; накопить и обогатить словарный запас; развивать мышление детей, помочь детям увидеть слово с разных и даже необычных сторон; воспитывать чувство любви к русскому языку, уважительного и бережного отношения к нему, воспитывать чувство взаимовыручки и товарищества.
Учащиеся 3 – 4 классов были распределены на четыре разновозрастные и разноуровневые команды по принципу добровольности, выбраны капитаны команд. Каждая команда получила инструктаж по подготовке к КВНу. Ребятам нужно было повторить следующие темы из русского языка: «гласные и согласные буквы и звуки, звуко – буквенный анализ слова», словарные слова, «пословицы и поговорки русского языка», «крылатые выражения, фразеологизмы» и некоторые другие; закрепить умение разгадывать ребусы, составлять из одного слова другие слова, отгадывать загадки.
При подготовке и проведении данного мероприятия учитывались межличностные отношения, разный уровень подготовки и развития учащихся, их интересы. Воспитывались чувство ответственности, взаимовыручки, товарищества. Развивались умения вступать в учебный диалог, применять имеющиеся знания на практике, работать в группе, самостоятельно добывать знания.
Материал данного мероприятия успешно сочетается с материалами уроков русского языка и литературного чтения и является их гармоничным расширением и продолжением.
Объем материала соответствует возрастным и учебным нормам. Ребята были активными на протяжении всего мероприятия, работали увлеченно и продуктивно благодаря разнообразным формам и методам организации деятельности ( отгадывание ребусов, загадок, составление слов из слогов, «собирание пословиц» и др.
С мероприятия ребята ушли довольные собой и своими товарищами. Каждый участник был отмечен специальными призами – «медалями» (лучшему знатоку словарных слов, лучшему знатоку русских пословиц, друг гласных и согласных и др.)