СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие о правах ребенка и профилактике правонарушений в 4 классе "Царство "Правители Закона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.  

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие о правах ребенка и профилактике правонарушений в 4 классе "Царство "Правители Закона"»


Танова Мадина Хаутиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №2 с.Карагач»


«Царство «Правители Закона»

внеклассное мероприятие

о правах ребенка и профилактике правонарушений в 4 классе



Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.

Задачи:

• образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.

• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.

Оборудование: раздаточный материал (пазлы- сердца для каждого ученика), сигнальные листики: зелёные, жёлтые, красные по количеству детей), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, шарф, телефон.


Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный этап

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наше сегодняшнее мероприятие, мы посвятим большой проблеме нынешнего общества. Но для начала нам нужно настроиться на работу. А что же мы сделаем?

Мы улыбнёмся друг другу и подумаем о самом хорошем в нашей жизни, чтобы получить хорошее настроение для того, чтобы наше занятие было самым лучшим и полезным.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

II. Введение в тему

Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд. 

1. Все, что нас окружает (Природа)

2. Очень красивый цветок с шипами. (Роза)

3. В них живут сказки, рассказы, стихи и раскраски. (Книга)

4. С добром скажу- сладкое,

Со злом скажу-горькое (Слово)

5. Она крепкой быть должна,

Всем друзьям, она нужна. (Дружба)








п

р

и

р

о

д

а









р

о

з

а








к

н

и

г

а












с

л

о

в

о









д

р

у

ж

б

а










Учитель: А теперь, ребята, прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

Дети (читают): Права.

III. Основная часть

1. Станция «Страна Прав и Законов» 

Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. Первая остановка «Страна Прав и Законов».

(Вбегает Хаджа- герой кабардинских сказок, которого никто всерьез не воспринимал)

Хаджа: Какая остановка? Какие знания? ( Недоуменно).

Учитель: Здравствуй, Хаджа. Разве ты не знаешь, что нужно здороваться?

Хаджа: Ну, здравствуйте, ребята. Так каких знаний, правовых? Там что, ходят только направо? Или только налево

Учитель: Ты что, Хаджа! В этой стране можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!

Хаджа: О чем, о чем? Что за ценности, что за права?

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое право? С чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вы знаете?

Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.

Учитель: А ещё, существуют ваши права-права ребёнка. Путешествуя мы сможем разобраться, где в обычной жизни мы используем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Ребята, мне очень хочется, чтобы вы послушали небольшую сказку.

Много лет назад на Земле появились люди. А вместе с ними появились многие вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

То есть появилось два царства: Можно и Нельзя. У них были разные мнения, они жили по разным законам. В царстве Можно всё разрешалось: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека, хочешь драться- дерись, все-все..

Ну, а в царстве Нельзя жители жили по другому. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу, драться.

Оба царства постоянно враждовали, ссорились между собой. И вот настал самый главный день. День, когда все должно было решиться. Они много соревновались, спорили. Сражение выиграло царство Можно.Все жители царства Нельзя были сильно огорчены. Но несмотря на это царство Можно захватило половину царства Нельзя и установило там свои порядки и законы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. В царстве царило беззаконие.

В городах и сёлах бывшего царства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно царство Можно пришло в упадок. И тогда правители царства Можно под нажимом людей попросили помощи у царства Нельзя. Долго совещались правители двух царств и пришли к решению объединиться и создать новое царство Правители Закона. В новом царстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?

Дети: Жители стали жить по законам и соблюдать правила царства.

Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Учитель: Хаджа, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Хаджа: Ну, я … это?

Учитель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.

(Выступают заранее подготовленные дети)

Толкование слов из энциклопедии

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Учитель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

- Хаджа, а есть ли какие-нибудь права у детей?

(Пожимает плечами)

- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.

Хаджа: А я уже все узнал!

Учитель: Давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на доску (висят рисунки ребят на тему «Права детей»). Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?

Хаджа: Да это легко! Вот это… ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…

Учитель: Ну, хватит! В Стране Порядка все дети знают свои права. (Обращается к ребятам). Что, ребята, поможем Хадже. 

(Дети называют свои права)

Учитель: Молодцы!

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

Основные права детей (запись на доске)

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право на личную жизнь.

5. Право свободно выражать своё мнение.

6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

Учитель: А сейчас, мы проведем викторину по сказкам.

Викторина «Какие права литературных героев нарушены»

- Будьте внимательны.

- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища? 

(Варианты: «Зайчиха, лиса и волк»; «Волк и лиса»).

- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища? 

(Варианты: Зайчиха; лиса).

- У какой героини нарушено право на отдых и досуг? 

(Варианты: Волк из сказки «Судья Лиса»; Слуга из сказки "Жабаги и слуга").

Хаджа:

- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.

Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!

2. Станция «Дорожные знаки»

Учитель: Хаджа с нами прощается, а мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Дорожные знаки».

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но, одновременно с этим, он охраняет людей от страшных несчастий, оберегает их жизнь, потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Поэтому, только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет вам правильно вести себя на улице.

Игра «Назови дорожный знак»

1.Вот стоит дорожный знак,

Кажется совсем пустяк.

Ты прочти его, дружок,

Кому - то он уже помог!

Что за знак такой висит?

Стоп машинам он велит:

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно - белым.

Варианты ответа:

а) Пешеходный переход

б) Подземный пешеходный переход

в) Пешеходная дорожка


2.Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион. 

Варианты ответа:

а) Дорожные работы

б) Въезд запрещён

в) Движение без остановки запрещено


3.Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки:

Только здесь не тротуар -

Дело всё в дорожном знаке. 

Варианты ответа:

а) Главная дорога

б) Пешеходная дорожка

в) Пешеходный переход


4.Человек, идущий в чёрном,

Красной чёрточкой зачёркнут.

И дорога, вроде, но

Здесь ходить запрещено! 

Варианты ответа:

а) Движение пешеходов запрещено

б) Движение запрещено

в) Движение без остановки запрещено


5.Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти. Какой? 

Варианты ответа:

а) Пункт первой медицинской помощи

б) Место остановки автобуса

в) Место остановки трамвая

ФИЗМИНУТКА 

3. Станция «Вредные привычки»

Учитель: Ребята, как вы считаете, выполнение правил дорожного движения – это хорошая привычка? Привычки могут только полезными или бывают и вредными? Какие вредные привычки вы знаете?

(Дети называют вредные привычки)

Учитель: Правильно, курение - одна из вредных привычек. Насколько это опасно для здоровья мы узнаем на следующей станции, она так и называется «Вредные привычки».

Давайте всё-таки выясним истинную причину того, почему люди курят. Есть такой анекдот (инсценировка).

Автор:

- Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар:

Продавец:

-«Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

Парень:
- А почему стариком не будешь?

Продавец:
- Потому, что до старости не доживёшь.

Парень:

- А почему собака не укусит?

Продавец:
- Так с палкой ведь ходить будешь.

Парень:
- А почему вор в дом не залезет?

Продавец:
- Потому что всю ночь будешь кашлять…

-Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Кара «Лёгкий способ бросить курить». Автор книги стал знаменитым, придумав свой способ избавления людей от курения. Он называет сигарету «коварной ловушкой». Вот как он объясняет, почему люди попадают в эту ловушку.


« Никотин - бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.

Каждая затяжка сигаретой поставляет через лёгкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем например, доза героина, которую наркоман вводит в вену.

Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек , вы получаете 20 доз наркотика»


- Итак, истинная причина курения - это наркотическая зависимость.

- По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.

Учитель: Особенно опасно курение в детском возрасте. Но, к сожалению, по числу курящих детей и подростков Россия занимает I-е место в мире.

Если хочешь долго жить,

То не следует курить.

Ведь курение – беда,

Ты запомни навсегда!

Я думаю, остановка на этой станции станет для вас хорошим уроком, и вы всегда будете думать, прежде чем совершить какой-либо поступок. А для себя сделаете вывод: «Никогда не пробовать, не начинать курить».

4. Станция «Пожарной безопасность» 

Учитель: Мы продолжаем своё путешествие и следующая остановка на станции «Пожарной безопасность»

Игра «Доскажи словечко»

Где с огнем беспечны люди,

Там возникнет дым и жар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, немыслимый…? (Пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ? (Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ? (Утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ? (Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ? (Газом).

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ? (Зажигал).

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ? (Костер).

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ? (Траву).

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... ? (Предметы).

Дым увидел - не зевай.

И пожарных .... (Вызывай!)

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...? (Опасно).

Помни, каждый гражданин,

Пожарный номер ...? («01»)

Игра «01 –примите вызов» 

Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

Огонь – партнер серьезный,

Небрежность не простит!

И если не научитесь

Огнем повелевать,

то нам придется снова

вам телефон сказать.

Помни каждый гражданин

Пожарный номер 01!

IV. Рефлексия

«Сердце доброты» 

Учитель: А сейчас, давайте соберем сердце доброты. У вас на партах лежат конвертики. В них вы найдете пазлы, которые нужно собрать. У вас должно получится сердце. Ее мы назовем "Сердце доброты". (Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.) Собрали? Теперь наклейте на картонку, чтобы оно дольше хранилось.

Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. А с помощью этого сердца, мы еще можем передать частичку добра. (Дети раздают свои сердечки в школе.)

V. Итог занятия

Учитель: Подведём итог работы нашего занятия. Оцените свою деятельность на уроке, используя один из осенних листиков: зелёный, красный, жёлтый.

Зеленый- все понятно, буду соблюдать.

Красный- есть непонятные моменты, но постараюсь соблюдать.

Желтый- не думаю, что смогу соблюдать.

Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе, на улице, в быту». Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.

Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!