СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие ожизни и творчеству М.А. Шолохова "Жизнь как песня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие знакомит с биографией и творчеством Шолохова. Можно с использовать на начальном этапе знакомства с этим писателем.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие ожизни и творчеству М.А. Шолохова "Жизнь как песня"»

Внеклассное мероприятие, посвященное М.А. Шолохову

«Жизнь, как песня»

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, гражданственность, ответственность, гордость за своих земляков

2. Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.А. Шолохова.

3. Развивать творческие способности, коммуникативные качества, самостоятельность.

Форма проведения: литературно – музыкальная композиция, с элементами виртуального путешествия.



Учитель: Добрый день, дорогие гости. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, которое будет посвящено великому писателю, нашему земляку Михаилу Александровичу Шолохову. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Мы приглашаем вас, отправиться в прошлое, чтобы лучше узнать этого величайшего человека, и немного заглянуть в будущее. Ну что ж, мы начинаем.

На фоне песни «Тихий Дон» (презентация Дон)

Внучка: Вот ты где дедуня! Я тебя уже обыскалась. Бабушка ужин давно приготовила. А тебя все нет. Что ты здесь делаешь?

Дед: Смотри, внучка, красота-то какая. Не шуми, а то спугнешь.

Доносятся звуки песни.

Внучка: Да, дедуль, очень красиво. «Гляжу на Дон, а по нем зыби, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну…. Красота – то какая!»

Дед: Ох, и умница ты, деточка! Хорошо гутаришь, будто казак вольный.

Внучка (смеясь): Да это не я придумала. Так сказал писатель Михаил Александрович Шолохов о Доне.

Дед: А ты откуда знаешь?

В.:(хохоча) Дедулечка, родной, я же в школе учусь. А творчество Шолохова мы сейчас изучаем.

Дед: Внученька, да это не тот ли Шолохов, что о казаках пишет?

В.: Да, дедушка, именно он.

ВИДЕО «УСАДЬБА»

В.: А ты знаешь, что маленького Мишу Шолохова, как Пушкина, няня воспитывала, Бирюлина Марфа Ефимовна.

Входит няня.

НЯНЯ: Миша родился в 1905 году, на хуторе Кружилине. Мать …Анастасия Даниловна была украинкой, а отец Александр Михайлович русским. И большое в их жизни было чувство, которое соединило судьбы сына купца и простой крестьянки.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным воздухом, настоянном на степных травах, и жаркое солнце палило его, и Тихий Дон неизгладимо отражался в его сердце. А тяжелые степные работы лепили из него молодого работящего казака, подвижного, веселого, готового на шутку.

Маленький Миша играл на пыльных заросших улицах с ровесниками – казачатами. Но мальчишки постарше с неохотой принимали его в свою компанию.

Няня уходит в глубь сцены. Появляется ватага ребят, среди которых Миша Шолохов.

1й мальчик: Давай, ребята, сюда. Вот что, Мишка, если хочешь играть с нами, принеси из отцовской лавки лампасеев, а то мы прогоним тебя.

Миша (чуть не плача): А меня родители заругают.

2й мальчик: Ну тогда, как знаешь, выбирай что – либо одно.

Няня: Миша шел домой, потом выбегал со двора радостный, с оттопыренными кармашками штанишек.

Миша: Вот принес вам конфет. Берите!

1й мальчик: (жуя конфету) Мишка, а как же ты ухитрился набрать конфет и никто тебя не увидал?

Миша (с обидой в голосе): Нет, конфеты я не воровал, а рассказал все маме. Так она сама насыпала их мне в карманы. Пойдемте играть в салки.

Снова дедушка и внучка

В.: Да, честным был в детстве Миша. И к знаниям потянулся он рано. С шести лет Шолохов начал учиться: сначала у домашнего учителя, затем в Каргинском приходском училище. Из-за болезни глаз отец отвез его в глазную клинику в Москву. После излечения Миша учился в разных гимназиях: в Москве, Богучарове, Вешенской. Нам учительница рассказывала, что очень уважали его одноклассники за прямоту и честность.

Звучит песня «Сторонушка Донская»

Выходит одноклассник Шолохова по вешенской гимназии Летников Евгений Акимович.

Летников: Учились мы с Шолоховым в 4м классе. Помню, как Мишу привели к нам. Он вошел, всех оглядел смело. Перевели его из богучаровской гимназии. А еще запомнился мне случай один. Было так: учителем пения у нас был Ефим Иванович, дразнили его за глаза «Сапог». Он со своей скрипкой не расставался – в лес с ней ходил, по станице. Одевался Ефим Иванович плохо, был нетребовательным к своей внешности. Миша все это за ним подметил, взял нарисовал в переменку на доске сапог, а к этому сапогу пририсовал скрипку. Но никто не выдал Мишу. Тогда он сам встал и честно признался : «Я нарисовал»

Одноклассник уходит, звучит продолжение песни.

Дед: Да…., хорош казачок. Ну, а учебу он закончил? Не выгнали его из шалости?

В.: Выгнать – то, не выгнали. А вот полный гимназический курс завершить ему не удалось. Закончил только четыре класса. Помешала революция. Когда схлынула Гражданская война, Шолохов начал писать. В этом же году его произведения были опубликованы в нескольких газетах и журналах. Первая книжка рассказов Шолохова вышла в 1925 году.

На сцену выбегает ватага хуторских ребятишек. В центре Нахалёнок. Ребята окружили его.

Витька – Попович: Твой батька на войне был?

Мишка: Был.

2й мальчик: А что он там делал?

Мишка: Известно что – воевал.

3й мальчик: Брешешь! Он вшей там убивал и при кухне маслы грыз!

Витька: А твой отец коммунист?

Мишка: Не знаю…

Витька: Я знаю, что коммунист. Папочка сегодня утром говорил, что он продал душу чертям. И еще говорил, что всех коммунистов будут скоро вешать!

Мишка: У батяньки большущее ружьё и он всех буржуев поубивает.

Витька: Руки у него коротки. Папочка не даст ему святого благословления, а без святости он ничего не сделает.

Наташка: (топнула ногой): Бейте его, ребята, что смотреть?

2й мальчик: Бей коммунячьего сына!

3й мальчик: Нахаленок!

Наташка: Звездани его, Прошка!

Выбегает мальчик постарше, разнимает ребят, прогоняет обидчиков.

Федотка: А ну, брысь отсюда. Напали четверо на одного! А на вставай, малой! Ты что это себя в обиду даешь?

Мишка (со страхом): Ты кто?

Фед.: Я – то? Федотка. Я Ушаков из Гремячьего Лога. Слыхал, небось?

Ненароком достает из кармана ножичек, поигрывает им.

Мишка: Ух ты, какой ножичек! Давай меняться!

Фед.: Не-е, я его сам у нашего председателя Давыдова выменял на железку, такую круглую, от веялки.

Мишка: А я, а я …. а я чуток в красную армию не вступил, ВОТ!

Фед.: А что же не вступил?

Мишка: Да командир сказал, что на мне штаны с одной помочью, так нельзя, осрамлю их. А покуда я к мамке бегал, чтоб она мне вторую пришила, армия и ушла…

Фед.: Эх ты, мал ещё. Ну, прощай, некогда мне. Да больше обидчикам не давайся.

Мишка машет ему вслед.

ВИДЕО «Нахалёнок»

Дед: Хороши рассказы Шолохова! Но когда ты станешь старше, внученька, тебя ожидает большая радость знакомства с такими книгами, как «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за родину». Ты полюбишь героев этих книг, они станут тебе родными. А в писателе найдешь друга на всю жизнь, мудрого наставника и советчика, человека огромной и чуткой души.

Внучка: А ещё известно, что Шолохов с детских лет полюбил народную песню. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчонки запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни походные и и свадебные. А было ему в ту пору шесть годков. Вот какой молодец был! И любовь к песне сохранил на всю свою жизнь. Сам пел и других любил слушать. И жену себе певунью нашел.

Дед: Да Шолохов не только к песне на «Вы» обращался, но и к людям с уважение относился. Однажды за полночь ему пришлось быть перевозчиком. В первые годы после войны селяне праздновали День Победы на Титовом лугу, за Хопром. В гульбе, в разговорах, в слезах да в песнях не заметили как стемнело и все лодочники уплыли домой. И тут, оставшиеся спохватились, что перебраться на свой берег не на чем. Стали шуметь, звать…. Заскрипели уключины, подошла лодка, уселись на нее человек шесть. Командуют: «Греби!». Ну, лодочник гребет. Его дело такое. Одну партию, вторую, третью перевез. И вдруг кто – то увидел лицо лодочника. «Михаил Александрович, да что же это вы? Мы бы и сами. Нам лишь бы лодку…» А он: «Ничего, ничего. Я привычный к веслам.» Люди толкутся на берегу, неловко как – то вышло. Бабы спрашивают: «Чем же платить- то Вам, Михаил Александрович?». А он так серьезно: «Дорогой платой, милые казачки. Будете за мой труд играть наши песни!» Расселись теперь уже на своем берегу в кружок и начали петь.

Песня «Ой при лужку, при лужку»

На сцене остаются дед и внучка, выходит бабушка.

Бабушка: Вот вы где! Я уже пол-хутора обошла, а вы тут песни слушаете.

Дед: Мы не просто песни слушаем, а вспоминаем время былое и земляка нашего, писателя Михаила Шолохова.

Стоят задумчиво, смотрят в зал. За сценой звучат стихи: «Моют вербы золотые косы»



Моют вербы золотые косы,

Спит река, прозрачная до дна.

Хорошо с высокого откоса

Шолохова родина видна.

Пролетают гуси вереницей

Над караванами донских судов

Мимо славной Вешенской станицы,

Утонувшей в зелени садов.

Облака, окрашенные синью,

проплывают над его водой,

Может быть не раз сюда Аксинья

Приходила со своей бедой.

Может быть, не раз ее Григорий

Ожидал на этом берегу,

Может, вербы, что на косогоре,

Тайну их свиданья берегут.

Аксинья и Григорий – это герои романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Фильм по этому произведению был снят в 1957 году. И вот спустя 58 лет «Тихий Дон» получит вторую жизнь.

Видеоролик «Дон ТР»

Фильм «Тихий Дон» будет сниматься в станице Вешенской, на родине писателя. В этой станице открыт дом - музей Шолохова. В конце прошлого учебного года учащиеся нашей школы ездили на экскурсию в Вешки. Среди них был и Женя Гринев, который предлагает вам совершить небольшую экскурсию по Шолоховским местам.

Рассказ Жени

Учитель: У Михаила Александровича Шолохова есть такие слова:

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку. Если мне это удалось в какой – то мере, я счастлив».









5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!