СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по биологии «Берегите Землю»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о ценности Земли 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по биологии «Берегите Землю»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13






Внеклассное мероприятие по биологии

«Берегите Землю»



Подготовила и провела

учитель биологии

Анохина Оксана Анатольевна




















ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ

"Экологическое ассорти"для 5-7 класса

Тема: «Берегите Землю»

Автор: Анохина О.А.

Описание: разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели биологии предназначена для учащихся пятых - седьмых классов. Ежегодно 22 апреля отмечается Международный день Земли, проведение внеклассного мероприятия может быть приурочено к этой дате. Форма проведения – устный журнал, листая страницы, которого, дети знакомятся с интересными фактами из жизни растений и животных, у них появляется возможность увидеть ожившую картину, и поразмышлять над действительностью, а также поиграть в игры на экологическую тематику.

Цель: воспитание экологической культуры личности

Задачи:

- формирование экологического сознания - гуманного, бережного отношения к природе;

- воспитание экологической культуры личности;

- развитие познавательного интереса к природе (флора, фауна) и ее явлениям, экологического мышления.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: проектор, презентация, отображающая страницы устного журнала,

Ход внеклассног мероприятия:

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.



«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена, когда детьми были наши прапрабабушки и прапрадедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в синем небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. Совсем недавно человечество осознало, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше.

Страница 1: «А, знаете ли вы, что…»

Ведущий. Эта страница взята у нас из Книги рекордов Гиннесса. Дети заранее готовят короткие  сообщения, интересные факты из жизни животных, начиная свой рассказ словами: «А, знаете ли вы, что…»

1. Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой — голубой или синий. Его длина примерно 33 м, на его спине могут уместиться 30 слонов).

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

З. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает (собака-кошка). Развивает скорость до 120 км/час.)

4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная - 8 м 29 см, по 6—7 м встречаются часто).

6. Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7. Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400—500 видов. Самые маленькие — величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5—б т.; африканский — 7-8 т. Живут слоны 60—70 лет.)

9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5—6 м, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров. А на свет появляются размером всего 3 см. Прыгает до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

11. Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13. Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображать умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14. Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой — день и ночь. Довольно большой зверь. Примерно 1 м длиной. Он приносит пользу — уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Ведущий. – Спасибо за интересные сообщения, а следующая страница нашего журнала

Ведущий. На второй странице  нашего журнала мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни его зеленых обитателей.



«По сказочному лесу»

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору — и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких).

А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево — железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом а в тропических странах — черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево — из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.

Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево — красный можжевельник — растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.


Ведущий. - И 3 страница нашего путешествия «Игровая». Я читаю строки стихотворения – вы повторяете вместе со мной:

Летит, летит по небу шар,

по небу шар летит,

но знаем мы,

до неба шар никак не долетит.

- А сейчас мы заменим слово «шар» жестом – вот так (делаем руками движения, описываем круг)

- Слово «летит» мы будем показывать жестом – вот так (руки в стороны, делаем взмахи руками, как птицы)

- А «небо» мы покажем вот таким жестом (поднимаем руки вверх).

- Молодцы, ребята!


Ведущий. Итак, очередное задание «Рифмоплет». Сейчас мы узнаем, умеете ли вы ценить прекрасное в природе и должным образом выражать свои чувства. Вам предлагается придумать рифмы к словам:

Листопад — Звездопад                                      

Дуб — Зуб

Калина — Паутина                                               

Пень — День

Дубравы - Травы                                               

Воробей — Соловей

Василек — Стебелек                                   

Козы – Березы


Ведущий. «Народная мудрость». Прочитать русскую пословицу по первым буквам слов. Например, для пословицы «за комаром не ходи с топором» можно предложить по порядку следующие слова:

змея, ананас; кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор; нарцисс, енот; хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка; слон; туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж.

для «пуганый заяц и пенька боится» предлагаются слова: петух, улитка, горох, арбуз, носорог, Ы, Йод,  зебра, акула, ястреб, Цыпленок; индюк; подсолнух, ель, незабудки, ь, корова, ананас; белка, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко.


КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

  1. Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.

  2. Какое растение называют сосной сибирской: 
A) лиственницу;
B) кедр.

  3. Где зимуют ласточки: 
A) в Австралии;
B) в Африке.

  4. Кит – это: 
A) рыба;
B) млекопитающее.

  5. Название «адмирал» носит: 
A) жук;
B) бабочка

  6. С какой стороны дерева растет мох: 
A) с северной;
B) с южной

  7. Хвоинки сосны: 
A) двухгранные; 
B) трехгранные

  8. Сколько пар ног у паука: 
A) три; 
B) четыре

  9. На стволе березы растет гриб: 
A) чага;
B) подберезовик

  10. Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
A) кислород; 
B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

Ведущая: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.

КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны)



КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;

  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;

  3. ласточки и стрижи летают высоко;

  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

  7. раскрыты цветы кувшинки;

  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;

  10. крот нагребает высокие холмики;

  11. паук усиленно плетет паутину;

  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)

Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

  • росянка 
Она невзрачна и мала. 
Но поймала комара.

  • ландыш 
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.

  • пастушья сумка 
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.

  • тысячелистник 
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.

  • ромашка 
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.

  • шиповник 
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.

  • дуб 
Он раскидист и могуч. 
Головой коснулся туч.

  • черемуха 
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

  • береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.

  • ель 
Ее всегда в лесу найдешь, 
стоит колючая как еж.



КОНКУРС «ЗНАТОКИ ПТИЦ»

Ведущая: -В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь.

  • У какой птицы мешок под клювом? (пеликан)

  • Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)

  • Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)

  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)

  • Самая крупная птица в мире (страус)

  • Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)

  • Какая птица считается санитаром леса? (дятел)

  • Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (голубь)

  • Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает в Антарктиде. (пингвин)

  • Ара, какаду.  Всё это… Кто? (попугай)

  • Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (павлин)

  • Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей)

  • Какая птица выше всех летает? (орёл)

  • Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири)




Ведущий. - Заключительная страница нашего журнала посвящена Экологии – «Экологическая»

                                                                            


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток!

Открыт тебе в жару и стынь,

Войди в него,

Будь сердцем чуток!

Не оскверняй его святынь!

  • Земля наша плачет, тревогу бьет. 
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга 
Не страдали раньше так никогда.

        

  • И воздух стал грязен, и лес оскудел, 
И океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает,
И живность в лесу от того погибает.


- Вот такие экологические проблемы на планете Земля!


- Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?


Выводы

- Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?    

        (Больше заботиться о чистоте планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад?

- Что же могут делать и делают школьники?

(в лесу не разорять гнезда, не рвать цветы, не вырывать и не сбивать грибы, вовремя потушить костер; заботливо расчистить ручеек; делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; оказывать помощь больным деревьям, высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы.)  (слайды)


«Мы помогаем природе».


Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!


Сегодня задача у мира одна,
Она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.


Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!


Сама ведь природа не может спастись, 
Так нужно, чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое. 
Лишь вместе мы светлое завтра построим.


А если как прежде природе вредить, 
То кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии, 
Животные, птицы и прочие звери…
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди! 
Цените природу, и живы мы будем!


- Мы должны беречь природу, чтобы она была так прекрасна как на этих снимках (слайды)


VII. Итоговый этап

- Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не розоряйте гнезда!

      Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

      Как сказал известный писатель Михаил Пришвин: “Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!” (слайд)


Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Е.Л. Прасолова



Хочется закончить наше мероприятие призывом:  (слайд)

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!


Звучит песня “Не рвите цветы” в исполнении Ю.Антонова.



  

Давайте дружить

Давайте будем

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

И. Мазин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!