СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике для 11 класса «Занимательная физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике для 11 класса «Занимательная физика»»



Министерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова».



Внеклассное мероприятие по физике для 11 класса

«Занимательная физика»





Провел: учитель физики МКОУ Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова» Алиханов Умер Шихбалаевич





Внеклассное мероприятие по физике «Занимательная физика»

Цель: развитие у обучающихся логического мышления, умение быстро мыслить и находить правильные решения, воспитание уважения к сопернику, воспитание умения работать в команде, формировать у обучающихся интерес к изучению физики.

Задачи:

- способствовать углублению и обобщению знаний по физике;

- развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;

- воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.

Оборудование: портреты физиков, свечи, стакан с водой, сухое горючее, бумага, иголка, линейка.

Оформление кабинета: на стенах кабинета плакаты с текстами:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия” 

(Р. Фейнман)

“ Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения” (Ф. Жолио – Кюри)

“Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись,

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет”. (Фирдоуси)

План мероприятия:

  1. Знакомство.

  2. Разминка.

  3. Знаток законов.

  4. О ком идет речь?

  5. Верю – не верю.

  6. Экспериментаторы.

Ход мероприятия.

Вступительное слово преподавателя.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!

Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis». Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель - что значит природа. Физика – это одна из наук о природе. Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.

С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии. Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.

Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.

Сегодня мы проведем увлекательную интеллектуальную игру «Занимательная физика», в ходе которой заглянем в тайны эксперимента, покажем, как важно владеть не только теоретическими навыками в физике, но и на практике подтверждать правила и законы этой науки.

ВСЕМ УСПЕХА И МЫ НАЧИНАЕМ!

Итак, конкурс 1. Знакомство с командами (название, девиз)

Конкурс 2. Разминка.

А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листике.

 Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте, а затем я задам вопрос.

Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоём

Измерять температуру, плотность, объём.

Трое физиков, построившись в ряд,

Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют импульс, частоту, силу и площадь,

Шесть физиков приходят к седьмому на именины,

Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

 Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворение? - собрать листы (15).


Конкурс 3. «Знаток законов».

Вызывается один человек от команды, он вытягивает листок, на котором написан физический закон. Его задача - назвать закон и сформулировать его.

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА.

 В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной.

q1 + q2 + q+ … + qn = const.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЭЛЕКТРОСТАТИКИ – ЗАКОН КУЛОНА

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. 

ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ

Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника.

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ



Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

ЗАКОН ДЖОУЛЯ–ЛЕНЦА  Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.

ЗАКОН АРХИМЕДА

На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).

Конкурс 4. «О ком идёт речь?»

Вы, наверное, знаете фамилии и имена выдающихся ученых-физиков. И можете их назвать. А теперь по подсказкам отгадайте, о каком ученом говорится.

Определяем фамилию учёного по 5 подсказкам. Если правильный ответ дан после 1-ой подсказки, то угадавший получает 5 баллов, если после 5-той, то-1 балл.

Подсказки:

1.Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои открытия в физике и математике.

2.Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 г.

З.Он стал профессором в 26 лет.

4.Он обосновал 3 закона механики.

5.Сушествует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл физический закон.

(Ответ : Исаак Ньютон.)

Подсказки:

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

  5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.

(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)

Подсказки:

  1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

  3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.

  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

(принимая ванну)

  1. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Ответ: Архимед.)

Подсказки:

  1. Он жил в IV в. до н.э.

  2. Он был воспитателем Александра Македонского.

  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.

  4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.

  5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.

(Ответ: Аристотель.)

Подсказки:

  1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

  2. Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.

  3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

  4. З а свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.

  5. Это самое умное животное на Земле.

(Ответ: Человек.)

Опыт № 1 «Удивительный пакет»

Приборы и материалы: пакет с водой, остро заточенные карандаши

Этапы проведения опыта

Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Опыт № 2 «Парафиновый мотор».

П риборы и материалы. Свеча, зубочистка, 2 стакана, бумага, спички.

Описание проведения опыта. Свече придаем симметричную форму, с обеих сторон освобождаем фитиль. Воткните зубочистку в свечу посередине. Это будет ось нашего двигателя. Концы иглы должны выступать из цилиндрических боков свечи примерно на 1−2 см с каждой стороны. Теперь аккуратно, уравновешивая нашу конструкцию, устанавливаем ее на края двух стаканов. Поджигаем фитили с обеих сторон. Вначале свеча будет просто гореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороны в сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться.

Объяснение опыта. Парафиновый мотор — это изначально равновесная система, которая раскачивает сама себя, типичный пример автоколебаний.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю.

Постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше, т.к. пламя разгорается все сильней и сильней и парафин плавится быстрее.

Наше соревнование подходит к концу. Осталось только выбрать победителя сегодняшней интеллектуальной игры «Занимательная физика» и это право предоставляется нашему уважаемому жюри.

Пока жюри подводит итоги, поработаем со зрителями.

Что это?

Подсказки:

1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

2. Он многим, будучи их проводни­ком, спас жизнь.

3. Он не любит большую жару и силь­ную тряску.

4. Он всегда целенаправлен.

5. Он безразличен к драгоценным ме­таллам и алмазам, но волнуется при вза­имодействии с железом.

(Ответ: компас)

1. Агрегат моментальной съёмки.

2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет».

3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность.

4. Девчонки часто смотрятся в него.

5. Легко увидеть своё отражение.

(Ответ: зеркало)

Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.

Подсказки:

  1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.

  2. Данное изобретение используется и в мирных целях.

  3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай

  4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.

  5. Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.

(Ответ: ракета.)

Жюри оглашает результаты, награждает команды, делится своим мнением о проведенном мероприятии.

Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.

Как сказал Пьер Лаплас: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно!»

Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!