Министерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова».
Внеклассное мероприятие по физике для 11 класса
«Занимательная физика»
Провел: учитель физики МКОУ Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова» Алиханов Умер Шихбалаевич
Внеклассное мероприятие по физике «Занимательная физика»
Цель: развитие у обучающихся логического мышления, умение быстро мыслить и находить правильные решения, воспитание уважения к сопернику, воспитание умения работать в команде, формировать у обучающихся интерес к изучению физики.
Задачи:
- способствовать углублению и обобщению знаний по физике;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;
- воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.
Оборудование: портреты физиков, свечи, стакан с водой, сухое горючее, бумага, иголка, линейка.
Оформление кабинета: на стенах кабинета плакаты с текстами:
“Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”
(Р. Фейнман)
“ Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения” (Ф. Жолио – Кюри)
“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”. (Фирдоуси)
План мероприятия:
Знакомство.
Разминка.
Знаток законов.
О ком идет речь?
Верю – не верю.
Экспериментаторы.
Ход мероприятия.
Вступительное слово преподавателя.
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!
Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis». Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель - что значит природа. Физика – это одна из наук о природе. Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.
С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии. Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.
Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.
Сегодня мы проведем увлекательную интеллектуальную игру «Занимательная физика», в ходе которой заглянем в тайны эксперимента, покажем, как важно владеть не только теоретическими навыками в физике, но и на практике подтверждать правила и законы этой науки.
ВСЕМ УСПЕХА И МЫ НАЧИНАЕМ!
Итак, конкурс 1. Знакомство с командами (название, девиз)
Конкурс 2. Разминка.
А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листике.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте, а затем я задам вопрос.
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объём.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь,
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворение? - собрать листы (15).
Конкурс 3. «Знаток законов».
Вызывается один человек от команды, он вытягивает листок, на котором написан физический закон. Его задача - назвать закон и сформулировать его.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА.
В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной.
q1 + q2 + q3 + … + qn = const.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЭЛЕКТРОСТАТИКИ – ЗАКОН КУЛОНА
Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ
Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника.
ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
ЗАКОН ДЖОУЛЯ–ЛЕНЦА К
оличество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.
ЗАКОН АРХИМЕДА
На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).
Конкурс 4. «О ком идёт речь?»
Вы, наверное, знаете фамилии и имена выдающихся ученых-физиков. И можете их назвать. А теперь по подсказкам отгадайте, о каком ученом говорится.
Определяем фамилию учёного по 5 подсказкам. Если правильный ответ дан после 1-ой подсказки, то угадавший получает 5 баллов, если после 5-той, то-1 балл.
Подсказки:
1.Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои открытия в физике и математике.
2.Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 г.
З.Он стал профессором в 26 лет.
4.Он обосновал 3 закона механики.
5.Сушествует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл физический закон.
(Ответ : Исаак Ньютон.)
Подсказки:
Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)
Подсказки:
Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
(принимая ванну)
По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Ответ: Архимед.)
Подсказки:
Он жил в IV в. до н.э.
Он был воспитателем Александра Македонского.
Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Ответ: Аристотель.)
Подсказки:
Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.
Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
З а свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
Это самое умное животное на Земле.
(Ответ: Человек.)
Опыт № 1 «Удивительный пакет»
Приборы и материалы: пакет с водой, остро заточенные карандаши
Этапы проведения опыта
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Опыт № 2 «Парафиновый мотор».
П риборы и материалы. Свеча, зубочистка, 2 стакана, бумага, спички.
Описание проведения опыта. Свече придаем симметричную форму, с обеих сторон освобождаем фитиль. Воткните зубочистку в свечу посередине. Это будет ось нашего двигателя. Концы иглы должны выступать из цилиндрических боков свечи примерно на 1−2 см с каждой стороны. Теперь аккуратно, уравновешивая нашу конструкцию, устанавливаем ее на края двух стаканов. Поджигаем фитили с обеих сторон. Вначале свеча будет просто гореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороны в сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться.
Объяснение опыта. Парафиновый мотор — это изначально равновесная система, которая раскачивает сама себя, типичный пример автоколебаний.
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю.
Постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше, т.к. пламя разгорается все сильней и сильней и парафин плавится быстрее.
Наше соревнование подходит к концу. Осталось только выбрать победителя сегодняшней интеллектуальной игры «Занимательная физика» и это право предоставляется нашему уважаемому жюри.
Пока жюри подводит итоги, поработаем со зрителями.
Что это?
Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Ответ: компас)
1. Агрегат моментальной съёмки.
2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет».
3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность.
4. Девчонки часто смотрятся в него.
5. Легко увидеть своё отражение.
(Ответ: зеркало)
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.
Подсказки:
Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
Данное изобретение используется и в мирных целях.
Предполагается, что родина этого изобретения Китай
В Европе (XIII в.) его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.
Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Жюри оглашает результаты, награждает команды, делится своим мнением о проведенном мероприятии.
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.
Как сказал Пьер Лаплас: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно!»
Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.
8