СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии, 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для учеников 8 класса с названием "8В и Кубок и Огня", связанное со вселенной Гарри Поттера для мотивации учащихся в дальнейшем изучении школьного предмета химии.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии, 8 класс»

Аннотация.


1. Название мероприятия: «8В и Кубок Огня».

2. Тип мероприятия: Брейн-ринг с элементами ролевой игры.

3. Класс: 8 «В»

4. Цель: формирование знаний и навыков по химии при помощи ролевой игры, связанной с вселенной «Гарри Поттера»

5. Задачи:

1) Образовательная:

А) актуализация знаний по химии;

Б) мотивация к самостоятельному получению знаний;

В) закрепление знаний о технике безопасности при проведении химического эксперимента.

2) Воспитательная:

А)воспитание уважительного отношения к сверстникам ;

Б) воспитание внимательности и ответственности;

В) формирование умения внимательно слушать и работать в коллективе.

3) Развивающая:

А) Развитие умения правильно излагать свои мысли;

Б) Развитие внимательности и логического мышления;

В) Развитие навыков и умений сравнивать и анализировать;

Г) Развитие коммуникативных навыков.

6. Планируемые результаты обучения:

1) Предметные: формирование новых знаний по химии, закрепление раннее полученных знаний. умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях, описывать наблюдаемые явления.

2) Метапредметные: формирование навыков самоконтроля, овладение умением логического мышления, развитие таких психологических свойств как скорость реакции, внимательность, наблюдение, анализ, сравнение, синтез; ознакомление или привлечение детей к культуре через роман Дж.Роулинг «Гарри Поттер».

3) Личностные: формирование уважительного отношения к нормам общества, формирование ответственности, формирование потребности в саморазвитии.

7. Методы и приемы:

1) Словесные: беседа, , использование художественного слова (загадки).

2) Наглядные: использование иллюстраций, демонстрационных опытов.

3) Практические: воспроизводящие упражнения, совместный химический эксперимент.

8. Формы работы: фронтальная и групповая.

9. Оборудование:

1) мультимедийная аппаратура;

2) Раздаточные материалы

3) Презентация;

4) Доска;

5) Мел;

6)Химическое оборудование:
А) Оборудование и реактивы для опыта «Золотой дождь»: нитрат свинца (0.3 г), иодид калия (0.3 г), уксусная кислота (~1-2 мл), дистиллированная вода (500 мл), химические стаканы (2 шт.), колба на 50мл

Б) Оборудование и реактивы для опыта «дети Василиска»

(спички; асбестовые сетки 2шт.; стеклянная палочка 1шт.; сухое горючие 1шт.)

таблетки глюконата кальция Са[CH2OH(CHOH)4COO]2 – 5 шт.
В) Оборудование и реактивы для опыта «Основы прорицания»: спиртовой раствор фенолфталеина (10 мл), концентрированный раствор гидроксида натрия NaОН (10 мл), листы плотной бумаги (4 шт.), пульверизаторы (4 шт.), пинцеты (4 шт.)

Оборудование и реактивы для опыта «Волшебное зелье»: «корень мандрагоры» - глюкоза (30 г), «высушенные слезы сплохвоста» - индигокармин (0,05 г), «экстракт белладонны» - 1М раствор гидроксида натрия NaOH (200 мл), химические стаканы (15 шт.), «концентрат слез мать-и-мачехи» - дистиллированная вода (~1250 мл)

Г) Оборудование и реактивы для опыта «Заживление раны»: «йод» - раствор FeCl3, «Яд Василиска» - KCNS, «Слезы Феникса» - NaF, тупой нож, вата.

8) фломастеры;

9) таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

10) грамоты для награждения команд.

12. Продолжительность: 45 минут.

13. Используемая литература:

1) Статья «Инетересные опыты по химии» - https://ucrazy.ru/interesting/1230796363-interesnyeopytypoximii.html

2) Методическая разработка по химии (8 класс) по теме: Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

- https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/09/19/vneklassnoe-meropriyatie-po-khimii-posvyashchenie-v-khimiki








































План-конспект мероприятия «8В и Кубок Огня»


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действии (УУД)

Организационный момент (до 2 минут)

Профессор Макгонагалл (Шульга В.А.) :

- Добрый день, ребята! Попрошу всех встать, давайте поприветствуем друг друга!

Ученики дружно встают и приветствуют профессоров.

Познавательные:

- умение выделять нужную информацию из текста.

Регулятивные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- планировать свою деятельность;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других

Вводная часть (5-7 минут)

Профессор Трелони (Платонова Е.Е.):

-Мы рады приветствовать вас в Химгвордсе - школе волшебства и чародейства. В стенах нашей школы вы научитесь собственными руками творить волшебство и готовить заклинания. Думаем, что вы все знакомы с историей мальчика, который выжил?

Профессор Снейп ( Щербинина А.С.):

- Распределяющая шляпа уже помогла вам определиться с факультетом, на котором вы будете обучаться. Во время обучения вы побываете на 4 различных уроках. На каждом уроке будут начисляться очки каждому факультету, за несоблюдение правил поведения и техники безопасности очки будут вычитаться, а за непростительные нарушения правил Химгвортса, провинившийся волшебник отправится в Азкабан.

По итогам факультет, набравший наибольшее количество очков, побеждает и получает Кубок огня.

Профессор Люпин (Назарова В.С.):

- Немного о правилах: дисциплину не нарушать, друг друга уважать и не перебивать; зелья не пить; компоненты - тем более, даже если на бутылке написано «молоко», там может быть концентрат слёз мать-и-мачехи; руки, ноги, книги и одноклассников в кипящие отвары не совать; если что-то произошло - огнетушитель вот; если результат превзошёл все ожидания - звонить 01; дорогу переходить только на зелёный сигнал светофора; не плевать, не сорить, не мусорить, это может повлечь за собой оплеуху.

Профессор Макгонагалл:

- Ученики, вы должны помнить и о правилах этикета. На уроках не перебивайте говорящего. Если у вас появился вопрос или же вы готовы ответить на вопрос преподавателя, то сначала необходимо поднять руку. За нарушение дисциплины весь факультет будет лишаться заработанных очков.



Внимательно слушают, отвечает: «Да!»,- на вопрос об истории мальчика, который выжил. Усваивают правила поведения и правила техники безопасности, настраиваются на воспитательный процесс. Определяют цель воспитательного процесса и планируют свою деятельность.

Познавательные:

-осуществлять актуализацию собственного опыта;

- определять и формулировать проблему.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- воспринимать информацию;

- анализировать и строить выводы.

Основная часть (25-30 минут)

1. Урок по дисциплине «Основы прорицания». Преподаватель Сивилла Трелони (Платонова Екатерина)

1) - Приветствую вас, наши новые ученики. Меня зовут профессор Трелони. Я буду вести у вас основы прорицания. На моих занятиях вы научитесь не только заглядывать в будущее, но и разгадывать зашифрованные послания.

2) - Но прежде, чем перейти к изучению «нового языка», проверим ваши знания уже известных вам языков. Хм... Какой язык взять? Татарский? Может французский? Нет? Да! Я точно знаю, что мне у вас спросить. Каких букв нет в Периодической таблице Химических элементов Менделеева, но есть в латинском алфавите?

(Команда первая ответившая правильно получает 5 очков)

3) - Неплохо, ученики, думаю вы готовы к познаванию нового языка. Сегодня мы будем изучать язык, с помощью которого маги зашифровывают свои послания. Сейчас вы получите карточки с алфавитом.

(ученики получают раздаточный материал, также алфавит представлен на экране)

4) - И так, ученики, сейчас я вам раздам листочки с загадками, и кто первый их разгадает, поднимает руку. Если все загадки были названы верно, то вы получаете послание и вещество, с помощью которого вы его проявите. Затем вам необходимо будет расшифровать послание. Кстати, это послание из будущего. Вы узнаете что вас всех ждет в ближайшее будущее.

(ученики получают раздаточный материал)

Выигравшая команда получает 5 баллов. Приступайте.

5) – Вы большие молодцы, у Вас получилось найти ответ на загадки. Теперь вы готовы к тому, чтобы узнать, что ждет вас в будущем. Ребята, напоминаю о технике безопасности: послание держите пинцетом, чтобы вещество не попало на руки.

6) – Поздравляю команду, одержавшую первенство! И как гласит послание вас ждет урок трансфигурации. Удачи!


1)Ученики внимательно слушают преподавателя.

2) Ученики отвечают на вопросы, работая в команде. (ответ учащихся: J, Q)

3) Ученики изучают раздаточный материал и ожидают дальнейших указаний преподавателя.

4) Ученики получают раздаточный материал, отвечают на загадки, работая в команде.

Загадки:

1. Первый слог — предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Надо вам металл назвать.

Ответ: Натрий.

2. Очень вреден винный спирт -

Знает каждый ученик.

Пить его совсем не надо,

Вы запомните, ребята!

Лучше молоко коровье -

Оно полезней для здоровья!

Играйте в прятки и в футбол,

Но не пейте …

Ответ: Этанол.

3. И деревьям, и цветам,

И животным тут и там,

Нужен он на свете всем,

Съесть его нельзя совсем.

Ель, сосна,

И кедр, и пихта

Выделяют круглый год

Этот газ прозрачный, чистый

Под названием …

Ответ: Кислород.

4. Смущает меня щелочная среда;

Краснею...Но если вокруг кислота,

И если в воде растворен я один,

Не видно меня. Я - …

Ответ: Фенолфталеин.

5. Гордится уголек невзрачный

Негорючим братом, и братом прозрачным.

Ответ: Алмаз, Графит.

5) Ученики получают послание из будущего и пульверизатор, обрызгивают послание, соблюдая технику безопасности. На бумажке ученики видят шифр, который они расшифровывают.

Послание: «Урок трансфигурации».

6) Ученики «идут» на следующий урок.

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию.

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать свои гипотезы в освоении материала;

- работать по плану.

Коммуникативные:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение находить общее решение;

- выполнять различные роли в группе.

2. Урок по дисциплине «Трансфигурация». Преподаватель Минерва Макгонагалл (Шульга Виктория)

1) – Добрый день, я Профессор Макгонагалл. И как гласит послание вас ждет урок трансфигурации. (отвечают учащиеся)

Со времен древнего Египта и Александрии, алхимики терпеливо трудились в своих пыльных лабораториях для того, чтобы провести трансфигурацию дешевых металлов в золото. И сегодня я как раз собираюсь рассказать вам, как «это» можно сделать. Только вместо металлического свинца, мы будем использовать его водорастворимые соли.

2) – Напоминаю, что техника безопасности превыше всего. Не забывайте о ней и при проведение любых химических экспериментов. Итак, давайте вместе перечислим некоторые из них.

3) – Вы молодцы. Вы хорошо знаете ПТБ, поэтому мы можем приступить к волшебству!

Химический эксперимент «Золотой дождь».

Ход работы:

Перед проведением данного опыта вскипятим 250 мл, имеющийся у нас чистой воды, чтобы в последствие растворять вещества в горячей воде. Химическая посуда (колба и стакан) используемая для опыта должна быть термостойкой.

Возьмем колбу и поместим в нее 1 г. иодида калия. Добавим в колбу 175 мл. вскипяченной воды и перемешаем содержимое, до полного растворения соли. Это займет у нас буквально секунды, так как иодид калия очень хорошо растворяется в воде.

В химический стакан поместим 1 г. нитрата свинца, 20 мл. уксусной кислоты и 175 мл. воды. Так же перемешаем содержимое стакана до полного растворения веществ в нем. Нитрат свинца растворяется в воде чуть хуже иодида калия, но также весьма легко.

Остается только перемешать два вещества. Однако, мы не выливаем содержимое стакана в колбу за раз, а добавляем подкисленный раствор нитрата свинца маленькими порциями.

Итак , что мы наблюдаем?

3) – Данная химическая реакция проходит согласно следующему уравнению:

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3

Учащиеся как должны быть расставлены коэффициенты?

- Молодцы, ребята!

4) Все мы с Вами помним опасную змею Воландеморта – Нагайну. Злое и страшное существо. Но ведь не все змеи плохие, так ведь? Существуют и хорошие! И сейчас я Вам это докажу!

Фараонова змея" - удивительный эксперимент. Из маленьких таблеток глюконата кальция "вылупляются" огромные змеи серого цвета.

Как вы думаете в чем же секрет?

5) – Спасибо всем за урок трансфигурации.

Увидимся на следующе неделе.

До новых встреч.

Подсчитывание результатов.

1) Учащиеся внимательно слушают.

Отвечают на вопрос какая дисциплина (Трансфигурация)

А также наблюдают за предоставленной на проекторе презентацией.

2) Учащиеся перечисляют основные правила техники безопасности:

а)Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.

б)В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

в)Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

г)Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.

д)Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками

3) Учащиеся наблюдают за проведение реакции и активно учувствуют в процессе, отвечая на вопросы.

В результате реакции мы видим образование

маленьких золотистых кристалликов, выпадающих на дно колбы в виде дождя. Это действительно очень красивое зрелище.Учащиеся расставляют коэффициенты

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3

4) Эталонный ответ учащихся:

Из таблетки выползет светло-серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества - она может достигнуть длины 10-15 см.

5) Ученики «идут» на следующий урок.



3. Урок по дисциплине: «Защита от тёмных искусств». Преподаватель: Профессор Люпин (Валерия Назарова)

1) – Добрый день, ребята! Сейчас мы вместе проведём урок защиты от тёмных искусств. Как вы считаете, это важный урок для каждого волшебника?

2) – Я очень рад, что и вы так считаете! Ведь защита от тёмных искусств поможет нам с вами вершить добро и давать отпор злу! Итак, давайте начнем наш урок. Для того, чтобы я вас научила одному из приёмов, вы должны немного потрудиться! На столе у вас лежат листочки с заданием. Расставьте нужные коэффициенты в уравнении при помощи и вы узнаете код, который будет ключом к опыту! Для каждого факультета своё задания, сложив все коэффициенты, вы получите длинный код, который и будет ответом к загадке!

а) Ag + HNO3 → AgNO3 + NO + H2O - гриффиндор

б) Ca +H2SO4 → CaSO4 + H2S + H2O - пуффендуй

в) Be + HNO3 → Be(NO3)2 + NO + H2O – когтевран

г) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2S + H2O – слизерин

3) – Отлично, ребята, вы молодцы, и заслужили опыт! Сейчас покажу вам, как волшебники залечивают раны!

На столе три пузырька: «йод», «Яд Василиска», «Слезы Феникса».

- Уважаемые ученики Химгвардса. Все мы знаем, насколько опасен яд Василиска. А что служит противоядием к его яду?

- Верно слезы Феникса!

(Секрет опыта не раскрывается:

Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «Яде Василиска». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «Слезами Феникса», рана исчезает.

«йод» - раствор FeCl3, «Яд Василилска» - KCNS, «Слезы Феникса» - NaF.)

4) - Ребята, спасибо вам за урок! Кому интересно, как же так все получилось, можете подойти в конце уроков и я вам все объясню! Желаю удачи в учебе!






1) Учащиеся: - Да, конечно!

2)Учащиеся решают полученные на листках задания:

А)3Ag + 4HNO3 = 3AgNO3 + NO + 2H2O

Б) 4Ca + 5H2SO4 = 4CaSO4 + H2S + 4H2O

В) 3Be + 8HNO3 = 3Be(NO3)2 + 2NO + 4H2O

Г) 4Zn + 5H2SO4 = 4ZnSO4+ H2S + 4H2O,

В ходе которого верно диктуют полученный код:

Код: 343424544383244544

3) Дети заворожено слушают учителя. Отвечают : «Да» на вопрос учителя об опасности яда Василиска.

И говорят, что противоядием от яда Василиска являются слезы Феникса (Из знаний легенд о Гарри Поттере). Затем внимательно смотрят за тем, что делает учитель. Удивленно смотрят на кровавую рану профессора, которая исчезает при помощи слез Феникса.

4) – Ученики «идут» на следующий урок.



4. Урок по дисциплине: «Зельеварение». Преподаватель: Северус Снейп (Щербинина Анна)

1) – На этом уроке не будет дурацких взмахов волшебной палочки и глупых заклинаний! Меня зовут Северус Снейп, я буду вести у вас предмет, который называется Зельеварение.

Существует множество способов приготовления зелья, причём большинство были открыты тогда, когда не получалось сварить что-то другое. Очень важно соблюдать пропорцию веществ и чередование вращений черпаком по часовой стрелке и против.
В состав зелья, могут входить следующие ингредиенты: вареные медузы, корень мандрагоры, корень бессмертия, слезы сплохвоста, экстракт белладонны, яд коричневой гадюки, концентрат слёз мать-и-мачехи, но мы воспользуемся некоторыми из них. В старину люди путали «Концентрат слёз мать-и-мачехи» с водой, из-за чего часто вместо Эликсира Веселья получали чай. Перейдем непосредственно к приготовлению волшебного зелья»

2)

а) Наливаем в химический стакан 200 мл «концентрата слез мать-и-мачехи» (вода) и добавляем 6 г «корня мандрагоры» (глюкоза). Тщательно перемешиваем три раза по часовой стрелке, один раз против.
б) Наливаем 40 мл «экстракта белладонны» (раствор гидроксида натрия) и снова перемешиваем 4 раза по часовой стрелке. Получается зелье под названием «Тонизирующий глоток мандрагоры».

в) В другом химическом стакане растворяем «высушенные слезы сплохвоста» (индигокармин) в 50 мл «концентрата слез мать-и-мачехи» (вода).
Задает вопрос: Какого цвета жидкость у вас получается?
Получается «элексир Феликс Фелицис».

г) В большой химический стакан вливаем «Тонизирующий глоток мандрагоры» и «Феликс Фелицис».
«Что происходит? Как изменится его цвет, если раствор осторожно перемешать?»

Интенсивно перемешивает раствор. «Наблюдайте за изменением цвета вашего зелья»

3) - Подведение итогов урока. «Вы молодцы! Это зелье повышенного уровня и многие волшебники о нём вообще не слышали. Поэтому важно, чтобы никто больше не знал, чем мы тут занимались. Спасибо вам за урок»

Подведение итогов.

1) Внимательно слушают преподавателя. Рассматривают реактивы для приготовления «волшебного зелья».

2)

а) Внимательно слушают преподавателя, наблюдают за его действиями и поэтапно повторяют все действия: наливают в химический стакан 200 мл «концентрата слез мать-и-мачехи» (вода) и добавляют 6 г «корня мандрагоры» (глюкоза). Тщательно перемешивают три раза по часовой стрелке, один раз против.

б) Наливают 40 мл «экстракта белладонны» (раствор гидроксида натрия) и перемешивают 4 раза по часовой стрелке.

в) Растворяют «высушенные слезы сплохвоста» (индигокармин) в 50 мл «концентрата слез мать-и-мачехи» (вода).

Отвечают на вопрос преподавателя: ярко-синий цвет раствора.

г) Смешивают два раствора. Отвечают на вопросы учителя:

- раствор становится зеленым, затем красным, потом желтым
- становится красным

- становится зеленым, а затем опять желтым.

3) Приводят в порядок свое рабочее место.


Заключительная часть (5-7 минут)

Профессор Люпин (Назарова В.С.) :

- Ну что ребята, вот и подошел к концу учебный день, в котором мы с вами окунулись в мир химии и волшебства!

Профессор Макгонагалл ( Шульга В.А.):

- Ребята, вам понравилось быть одним из волшебников? Что вам запомнилось из сегодняшнего дня?

Профессор Снейп ( Щербинина А.С.)

- Как здорово, что вам понравилось! Мы надеемся, что вы многое узнали сегодня и многое запомните для себя! А сейчас мы с вами подведем итоги!

Профессор Трелони (Платонова Е.Е.)

- По итогам оценок победил факультет ….!

Поздравляем победителя и вручаем ему Кубок!

Вы все большие молодцы!

Всем спасибо, до свидания!

Ученики внимательно слушают и делятся своими впечатлениями о произошедшем. Поздравляют и радуются победе.

Познавательные:

- систематизировать и обобщить изученное;

- анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные:

- высказывать мнение;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- применять полученные знания.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- понимать обращенную речь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!