СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе"Мой Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе"Мой Пушкин"»

МОЙ ПУШКИН


Цели:

  1. Воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, воспитывать культуру диалога.

  2. Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы.

  3. Приобщить к работе с различными книгами по творчеству А.С.Пушкина.

  4. Развитие речи через выразительное чтение поэтического текста.

Форма мероприятия: литературная гостиная

Оборудование: Мультимедийная презентация (наглядные материалы к творчеству А.С.Пушкина)

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Начало. «Почему Пушкин всегда современен?»

  3. Мое открытие Пушкина.

  4. Лицей.

  5. Поэт и история. Поэт и современность.

  6. Заключительное слово учителя.

  7. Чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина.


Ход мероприятия


Вступление.

Сегодня наша встреча в литературной гостиной посвящена А.С.Пушкину. У каждого из нас – свой Пушкин. У каждого возраста – свой Пушкин. Проникнув в душу однажды, пушкинское слово не покидает нас никогда.

Всем читающим по-русски, всем знакомым с лирикой Пушкина в оригинале, даровано высшее благо, войти в непосредственное личное общение. Счастливцы слышат живые переливы его голоса и, водя пальцем по строке, улавливают его пульс. Этим счастливцам дано от страницы к странице блуждать по просторам поэтического мира Пушкина.

Непосредственный разговор с Пушкиным дает ощущение великих сил его души. При чтении поэт оказывается рядом с читателем, требуя немногого, но это немногое оказывается многим. Пушкин требует немногого – чтобы собеседник был человеком…


1 НАЧАЛО. Выход ведущих. (Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина художник Кипренский О.А.)

Ученик 1: Есть имена – как солнце,

Имена, как музыка,

Как яблони в рассвете.

Мы говорим о Пушкине – поэте,

Действительном в любые времена.

Ведущий 1: Почему Пушкин всегда современен? Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом?

Н.В.Гоголь говорил о Пушкине, как о русском человеке, каким он станет в своем развитии, может быть через двести лет! Приглашая людей будущего полюбоваться их собственным портретом в начале 21 века! Гоголь увидел в волшебном «чудо-зеркальце» пушкинского творчества Россию будущего.

А если представить…

Ведущий 1: Что «дым столетий» не отодвинул, не скрыл от нас живого Пушкина. Для нас он не только величественный и бронзовый лик. Ведь каждый из нас может сказать: «МОЙ ПУШКИН».

(Музыкальный фрагмент)

(Слайд 2 Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.)

2. МОЕ ОТКРЫТИЕ ПУШКИНА.

Выходят ученик и ученица.

Ученик 2: Я еще не читала, а только слушала. Чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый». И сквозь эти строчки я слышу добрый и такой родной голос мамы..

Сказка прочитана. Тихая, неторжественная, очень печальная и добрая. И я прошу взрослых снова и снова читать Пушкина. Мне хочется слышать пушкинское слово, и едва научившись читать я беру в руки книгу «Сказки Пушкина». Так начинается для меня «Мой Пушкин».

(Слайд 3 «Пушкин-лицеист». Скульптор Р.Р. Бах 1900).

3. ЛИЦЕЙ.

Ученик 3: Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни привело.

Все те же мы, нам целый мир чужбина

Отечество нам – царское село.

(Слайд 4 . Царское село. Вид на лицей и церковный флигель.

Вид части Царскосельского парка худ. МартыноваА.Е.

Царское село. Садовая улица. Худ. А.Е.Мартынов).

Ведущий 1: Слова эти выгранены на постаменте памятника юноше-Пушкину в садике, у входа в лицей. Сколько прекрасных стихов посвящено им лицею! Сколько воспитанников увековечено в них!

А каким он был лицеист-Пушкин?

Подготовленные ученики читают отрывки из книги Ю.Тынянова «Пушкин»

Отрывок 1.Ученик 4

«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял черный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за черный стол.

Воспитанник Пушкин тоже бывал, сажаем за черный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».

Отрывок 2. Ученик 5

«Вскоре все заметили: он грызет перья на уроках – что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».

«Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником , и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»

Ведущий 1: Однажды, закончив лекцию по русской словесности раньше урочного часа, профессор сказал:

Профессор: А теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Ведущий 2: Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились. Но вдруг…

Профессор: Опять Пушкин? Читайте…

Пушкин: Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на Лилею

Нам укажи.

Ведущий 1: Стихи – прелестны. Они очаровывают задорным настроением и смелым образом роза – дитя зари.

Но профессор, сам писавший стихи в старом стиле, не принимал поэзии юного Пушкина.

Профессор: Что это за стихи! Ветрены, легковесны! Пишите вы как-то не по правилам!

Пушкин: Помилуй, сжалься надо мной –

Не нужны мне твои уроки.

Я знаю сам свои пороки.

Конечно, беден гений мой…

А ты, мой скучный проповедник,

Умерь ученый вкуса гнев!

Поди, кричи, брани другого

И брось ленивца молодого,

О нем тихонько пожалев.

Ведущий 2: Лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Профессор: - Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин: - Нулю!

Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!

Пушкин: В те дни, в таинственных долинах

Весной при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине

Являться муза стала мне!

Ведущий 1: Друзья мои! Прекрасен наш союз

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз!

(Слайд 5. Пушкин на лицейском экзамене. Художник Репин Е.Г.)

Ведущий 2: Он был привезен в лицей почти ребенком (Слайд 6. Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана 1922 г. А.С. Пушкин. Автопортрет).

А вышел из него – гениальным поэтом!

Ведущий 2: Здесь зазвучала в полный голос его муза, здесь определился строй его мыслей и чувств . А.С.Пушкин писал:

«Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного нежели дружба и свобода». Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. А сейчас ученики прочитают следующие стихотворения: «Няне», «К Пущину», «Чаадаеву».

Ведущий 2: Назовите мне, пожалуйста, фамилии художников, которые посвятили свои картины А.С. Пушкину?

Ответы учеников:


Ведущий 1:Роман «Евгений Онегин»- одно из самых уникальных произведений А.С.Пушкина . Работал над романом около 7 лет . А сам Пушкин в письме Белинскому писал: « Пишу не просто роман, а роман в стихах- дьявольская разница. А сейчас наши ученики покажут сценку на тему того, что может получиться из объединения двух несовместимых школьных предметов. А также о том, что будет, если в заранее продуманный план вмешается его величество Случай.( Сценка из школьной жизни)

 Неумнов (напевает от радости). Ну, Коперфильдов, это ты здорово придумал. Телепатия! Мысли на расстоянии! Ну-ка, телепатни мне чего-нибудь.

Коперфильдов. Разводит руками, как экстрасенс.

Неумнов. Буря мглою небо кроет… Что ты мне литературу внушаешь — у нас сейчас биология. На, возьми учебник — параграф 36. Смотри, внушай сильнее.

Коперфильдов садится на край сцены, кладет на колени учебник, поглядывая в него, посылает мысли.

Звонок. Начало урока. Входит учитель литературы.

Учитель. Здравствуйте, ребята, Ирина Ивановна заболела, поэтому вместо биологии будет литература. Итак, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Кто желает отвечать? Как всегда лес рук. Неумнов, к доске.

Неумнов (откашливается). Образ Евгения Онегина. Онегин — светский петербургский человек, столичный аристократ. Рисуя образ героя, Пушкин подробно говорит… (начинается действие телепатии), что тело его, слоевище, состоит из гриба и водоросли, находящихся в тесной взаимосвязи. Он очень неприхотлив. Живет в пустынях, скалах, тундрах. Отмирая, он образует перегной. В этом его главная роль… в романе.

Учитель. Неумнов, что с тобой?

Неумнов. Можно, я лучше о Ленском расскажу? В Ленском много прекрасных задатков, автор указывает на присущие ему «благородное стремление чувств и мыслей молодых». В середине лета он зацветает. Насекомые плохо посещают его цветки — в них нет ни нектара, ни обилия пыльцы. (Мотает головой.)Ленский — образованный, культурный человек. Его сажают весной, перед посадкой клубни проращивают в светлом помещении.

Учитель. Неумнов, ты не заболел случайно? Или не готов отвечать?

Неумнов. Готов-готов. Можно женский образ? Татьяна для Пушкина — милый идеал. Она — цельная натура. От природы Татьяна одарена живым умом. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой паутины. Кокон она плетет в укромных местах: под пнями, камнями. Внешне Татьяна крупнее самца.

Учитель недоуменно смотрит.

Неумнов. Нет!!! Нет!!! Я образ Ольги готовил.

Учитель. Ну Ольга так Ольга.

Неумнов. Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. В Ольге много жизнерадостности, энергии, резвости. Тело ее покрыто чешуей. При линьке кожа сходит одним куском. Она передвигается, извивая свое тело по земле. Ядовитость ее общеизвестна.

Учитель. Довольно! Садись. Кол!

Звонок.

Неумнов (подбегает к Коперфильдову). Ну, Коперфильдов, ну удружил. Мысли на расстоянии. Вот тебе и телепатия. (Ударяет учебником по голове.) Вот тебе — пятерка обеспечена! (Ударяет.) Вот тебе — отличником станешь!

Сценка « Письмо Татьяны к Онегину»


Ведущий1: Великолепна любовная лирика поэта .Любовь Пушкиным рассматривалась,как чувство преходящее. Оно подобно буре , властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но как всякая буря , угасало, превращаясь «в погасщий пепел». Пушкин не искал вечной любви , вечной для него была только потребность любить. ( Стихи о любви)

Ведущий 1:Очень много стихотворений Пушкина были переложены на музыку. Давайте послушаем несколько романсов.

4. ПОЭТ И ИСТОРИЯ, ПОЭТ И СОРЕМЕННОСТЬ.

Ученик 6 Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес.

Тогда роман на новый лад

Займет веселый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нем изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

(Слайд 7. Сцена свидания Гринева с Пугачевым. Художник С.В.Ге).

Ведущий 1: «Эта сцена – поединок великодушный, соревнование в величии.

Очная ставка внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.

Очная ставка внутри Гринева, влечение человеческого долга с долгом воинским.

Очная ставка долга и бунта, Присяги и Разбоя. И гениальный вывод: в Пугачеве- разбойнике, одолевает человек; в Гриневе-ребенке, одолевает воин» Марина Цветаева.

Пугачев: - Что, Ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда мои молодцы накинули тебе веревку на шею? Я чаю небо с овчинку показалось.…А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

Гринев усмехнулся.

Чему ты усмехаешься? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Гринев: - Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.

Пугачев: - Кто же я таков по твоему разумению?

Гринев: - Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев: - Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро! а разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного прочего? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы. И в князья. Как ты думаешь?

Гринев: - Нет. Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачев: - А коли отпущу, так обещаешь ли, по крайней мере против меня не служить?

Гринев: - Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобиться? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Пугачев: - Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уже дрема клонит.

Ведущий 1: Страницы русской истории промелькнули перед нами. Судьба России – судьба поэта - судьба русской литературы. Ученые говорят, что Пушкин – первый и единственный поэт-историк. Но все же есть ли разница между историком и поэтом?

Историка интересуют события. Поэта – люди. Обращение к истории для поэта – всегда средство разобраться в настоящем, а значит, и заглянуть в будущее, ведь без прошлого нет будущего.

Поговорим опять о его стихах.

Для Пушкина тема поэта и назначение его поэзии традиционна. Тема проходит через все творчество Пушкина. Давайте послушаем следующие его стихотворения.

(«Анчар», «Пророк», «Памятник»)


Ведущий 1: 27 января 1837года произошла дуэль Пушкина с Дантесом,а спустя 2 дня 29 января Пушкин умирает. А сейчас мы посмотрим по видео « Последнюю 29 дуэль Пушкина».


Слово учителя: У каждого из нас – свой Пушкин. Пушкинское слово проникает в душу однажды, чтобы не покинуть нас никогда, заставляя думать и восхищаться, удивляться красоте нашей русской речи. Заставляет чувствовать гордость. Гордость за то, что Пушкин – русский поэт. Это русская культура. И как сказал Апполон Григорьев «Пушкин – это наше все».













































Интегрированный

урок по литературе и

ИЗО на тему:

«Мой Пушкин»






Выполнила: учитель литературы лицея № 8


г. Каспийска Биятлиева А. Ш.




































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей