СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова: "Я лиру посвятил народу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 200 летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Я лиру посвятил народу». Данная разработка ставит перед собой целью расширенное знакомство с творчеством Н.А. Некасова; воспитание культуры чтения; формирование нравственного мировоззрения; привитие интереса у русской классической литературе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова: "Я лиру посвятил народу"»

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова: "Я лиру посвятил народу" 

Цели: расширение и обобщение знаний учащихся о творчестве Н.А.Некрасова,

 развитие речи учащихся;  воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики поэта.

Оформление вечера: литературная газета, посвященная жизни и творчеству Некрасова, портреты поэта и близких ему людей, плакаты с цитатами; выставка книг.

Оборудование: 

мультимедийное оборудование, проектор, экран, презентация.



Ход мероприятия:

Вступление:

В 2021 году в России отмечают 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Как поэт Н. Некрасов является целой эпохой в истории отечественной литературы. Любовь к своему народу, к родной земле и природе сливались у Николая Некрасова в одно чувство. Бескрайне милыми казались ему и скудное поле, и кудрявые березы, и студеные зимы, и жаркое лето. Поэт всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и детям. Не зря на Руси еще со времен жизни поэта считается, что поэтическое слово Н. Некрасова – это глас народа, ведь он всем своим творчеством провел органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами. Произведения Н. А. Некрасова цепляют за самые чувствительные струны души читателей: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат эмпатии. Ведь и сам Н. Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

«Некрасов… Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров»,- писал А.Т. Твардовский.

Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

Давайте подробнее познакомимся с жизнью и  творчеством писателя с «Биография Н. А. Некрасова».

(видеофильм)

Детство

 Ведущий 2. Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика.

- Что вы узнали о семье поэта?

Особое место в творчестве Некрасова занимают женщины – матери.

Елена Николаевна была образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании поэта.

1 стихотворение «Мать»

2 стихотворение «Волга»

. Сельцо Грещнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

3 стихотворение «На Волге»

О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит...
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
("На Волге")

4 стихотворение «Зеленый шум»

Ведущий 2. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему "Зелёному Шуму" зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")

Зелёный Шум - так народ называл пробуждение природы весной.

А вот картина осенней природы:

5 стихотворение «Осень»

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
("Железная дорога")



Песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

6Стихотворение «Зима»

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворец изо льда.
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
("Мороз, Красный нос")

7стихотворение «Снежок»

Гимназия

1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А. Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.

Первые стихи.

Ведущий 2. Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.

Ведущий 1. Когда Н.А. Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город бы тогда столицей России).



Ведущий 2. В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так" с первых же дней приезда Некрасова в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. В это время ему удалось напечатать несколько своих стихотворений. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы).

«Современник» и «Отечественные записки»

В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только писателем и поэтом, он был и редактором известных в России журналов "Современник" и "Отечественные записки".

Тема творчества

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьян. В своих произведениях он использует простую русскую разговорную речь. Это, несомненно, показывало богатство русского языка, которое шло из народа.

7 стихотворение «Мороз красный нос»(Тима Брюханов )

Женщина поэзии Некрасова — Красавица, Работница. Она терпелива, самоотверженна, умна и добра.



Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. Все стихотворения Некрасова о детстве, — это мысль о будущем России. Какими они вырастут - такое будущее и ждет любимую родину.

С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.



9 стихотворение Крестьянские дети

Однажды в студеную зимнюю пору…

("Крестьянские дети")

О детях крестьянах.

Ученик 12. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять - работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравнее со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков - отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырёх километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 году было построено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов

10 стихотворение "Школьник"(видео)

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.



Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.

А теперь мы предлагаем вам, ребята, принять участие и показать свои знания в игре по творчеству Н.А.Некрасова.

Игра по творчеству Н.А.Некрасова

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Итак, мы начинаем игру по творчеству Н.А.Некрасова.

Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"

1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.

ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.

2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.

ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.

3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?

ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.

4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?

ОТВЕТ. Ярославская гимназия

5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?

ОТВЕТ. Это мать Некрасова.

. Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?

ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"

. В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?

ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек

. Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?

ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)

. Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:

Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".

- О какой реке говорится в этом стихотворении?

ОТВЕТ . О реке Волге.

10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:

Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.

- О каком городе идет речь?

ОТВЕТ. О Петербурге.

11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?

ОТВЕТ. Охота.

12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?

ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".

13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?

ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.

Ведущий. Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА" завершён. И мы спросим жюри об итогах этого конкурса.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Ведущий.

Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ".



1."Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано..."
("Крестьянские дети". 1861)

2."Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц..."
("Мороз Красный Нос". 1863)

3."Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки..."
("На Волге". 1860)

4."Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
("Мороз, Красный нос")



Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА".

- Капитаны подойдите ко мне и выберете задание для следующего конкурса.

Задание этого конкурса - дать объяснение выделенным словам .

Карточка 1.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"С старым Мазаем я бил дупелей".
"Начал частенько Мазай пуделять".
("Дедушка Мазай и зайцы")

"Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь.
("Школьник")

ОТВЕТЫ. Карточка 1.

  • Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.

  • Пуделять - промахиваться при стрельбе.

  • Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.

  • Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.

Карточка 2.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

  • "Пишу мои вирши..."

  • " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."

  • "В снопы перевяжут, на ригу свезут,

  • Просушат, колотят-колотят цепами..."

  • "И дровни, и хворост, и пегонький конь".

("Крестьянские дети")

ОТВЕТЫ. Карточка 2.

  • Вирши - стихи.

  • Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.

  • Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.

  • Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.

Карточка 3.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Много видел на тракту
Генералов строгих..."
"Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный".
("Генерал Топтыгин")

ОТВЕТЫ. Карточка 3.

  • Тракт - большая проезжая дорога.

  • Знатный - здесь, сильный.

Карточка 4.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы..."
("Несжатая полоса")

"А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею..."
("Соловьи")

ОТВЕТЫ. Карточка 4.

  • Станицы - здесь, стая птиц.

  • Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.

Четвертый конкурс ЗАГАДКИ

(из стихов Н.А. Некрасова)

  1. "В зеленой раме зеркало"? (пруд)

  2. "Стоят столбы точеные, головки золоченые,
    Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)

  3. "Точь-в-точь сапожки красные
    Лежат на полосе" (свекла)

  4. Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)

  5. "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)

  6. [Он] неокрепший на речке студеной

  7. Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)

  8. "Прямы и светлы, как прутья стальные,
    В землю вонзались с силой смертельной"  (струи дождевые)




Скачать

© 2022, 218 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!