СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературному чтению: «Путешествие в Книжкино царство - мудрое государство».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся познакомились с историей создания книги, повторили правила обращения с книгой. Был проведён КВН. Обучающиеся с удовольствием участвовали во всех конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературному чтению: «Путешествие в Книжкино царство - мудрое государство».»

МКОУ « Новоспасская средняя общеобразовательная школа»










Внеклассное мероприятие по литературному чтению:


«Путешествие в Книжкино царство - мудрое государство».
















Подготовил и провёл учитель: Горячих Е.Г.


2019 год

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

«Путешествие в Книжкино царство - мудрое государство».

Цели проведения:

  1. Познакомить детей с историей создания книги

  2.  Развивать у учащихся интерес к урокам «Литературного чтения», повысить образовательный уровень.

  3.  Создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся.

  4. Расширить кругозор учащихся;

  5. Развивать умение работать в группах

  6. Прививать любовь к чтению

  7. Воспитывать бережное отношение к книгам, пробудить интерес к каждодневному чтению.

Оборудование: интерактивная доска, презентация; выставка книг-произведений детских авторов.

Ход мероприятия

Учитель

Сегодня мы с вами проведём внеклассное мероприятие по литературному чтению. ( слайд 1)

А о чём пойдёт речь на нашем мероприятии, вы сами скажете, послушав стихотворение С. В. Михалкова.

На экране слова С. Михалкова:

Обращение писателя к читателям

 

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков) (Слайд 2)


- Дорогие ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на нашем мероприятии? ( о книге) (слайд 3)


Учитель.                  

- Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


-Наши ребята подготовили стихотворения о книге, давайте их послушаем:

( Ученики читают заранее подготовленные стихотворения)( слайд 4)


Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц –

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.


Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.


Ей злая вьюга не страшна,

И не страшна распутица,

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.


Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.(Слайд 5)


Из истории создания книги.

Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкли к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Сама книга уже никого не удивляет, и мы порой не задумываемся сколько труда надо вложить в создание книги. Книга – это средство передачи знаний от поколения к поколению, они знакомят нас с прошлым, позволяют разобраться в настоящем, с помощью них мы заглядываем в будущее. С книгой мы можем побывать в любой точке мира, в любой эпохе времени. Книга делится с нами правилами жизни и рецептами здоровья, учит нас, развлекает, направляет.

А как и когда родилась книга? Давайте посмотрим презентацию


Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.(Слайд 6)


-В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой.

Человек, который писал книги должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась.

Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет, а самое малое время- уходил год.


Ученик:

-Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.( Слайд 7)



Переписанные листы украшались рисунками. Готовые листы сшивали крепкой верёвкой и вплетали между двух дощечек. Особенно важные, ценные книги одевали в кожаный или медный переплёт с золотыми, серебряными застёжками, украшали камнями-самоцветами. И тогда появилось среди людей выражение, которое они любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит» 

Такая книга была настоящим сокровищем и стоила очень дорого. Её одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. Эти книги жили долго и хранились в специальных хранилищах (библиотеках). Поэтому в библиотеке её прикрепляли к полке массивной цепью, чтобы защитить от грабителей. И всё-таки книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. С большим трепетом люди произносили слова «КНИЖНЫЙ СВЕТ».

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.

И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги.


Ученики:(Слайд 8)

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.


Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

Теперь книги создают печатные машины. Каждую секунду в мире появляется около сорока пяти книг, из них 7 – 8 книг для детей.

Чтобы создать книгу трудятся много людей разных профессий:

лесорубы - готовят лес, сплавщики- из дерева делают бумагу, люди трудятся на станках , создавая книгу, писатели и поэты создают произведения, ученые пишут научные тексты, художники рисуют иллюстрации, в типографии работают наборщики, переплетчики и многие другие люди.



Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье


Королева-Книга: Ребята, а вы, знаете, как надо со мной обращаться? Это мы сейчас проверим и за одно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».

Что любит книжка?
Обложку. — Да.
Грязные руки. — Нет.
Закладку. — Да.
Дождик и снег. — Нет.
Бережное отношение. — Да.
Ласку. - Да.
Яичницу. - Нет.
Чистые руки. - Да.
Валяться на полу. — Нет.
Драться. — Нет.
Жить на книжной полке. — Да.
Любознательных читателей. — Да.
Королева-Книга: Теперь я точно знаю всё про вас:
Хорошие вы детки, много умниц среди вас.
Уж так и быть, дружить мы станем с вами,


Но прежде клятву верности должны нам дать.
Я буду вслух её читать, а вы за мною повторять.

- Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!
- Клянусь беречь, любить и уважать книги!
- Знания, полученные при чтении книг, клянусь использовать только в добрых делах, на благо людям!
- Клянусь! Клянусь! Клянусь!


- Не всегда дети и даже взрослые соблюдают правила обращения с книгой.

Ученики читают:

Если каждый из ребят Тебе бы надо уважать

Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –

Во что же книгу превратят Беречь и книгу, и тетрадь,

Ребята понемножку? Не мять, не пачкать, не трепать

Чтоб книги были у детей Страницы, переплёты.

В библиотеке, в школе, Нам книги – лучшие друзья,

Трудились множество людей Они дают нам счастье.

На фабрике и в поле. А эта книга – и моя,

Трудились твой отец и мать. Да и твоя отчасти!


  1. Правила обращения с книгой.(Слайд 9)


Учитель: Давайте еще раз повторим правилами обращения с книгой (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.


(Выходит ученик-книга)

- Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережёшь меня, друг, ты.

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!


Учитель: -Ребята, я надеюсь, что вы не обидите книгу и будете соблюдать все правила обращения с ней.


Предлагаю вам небольшую викторину, которая поможет расширить ваши знания о книги. Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чём я говорю. (Слайд 8)

1.Так называется заглавие книги, а так же страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)
2.Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
3.Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
4.Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)
5.Сотрудник, который исправляет все ошибки и опечатки в книге. (Корректор)
6.В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

А сейчас мы узнаем, любите ли вы читать книги. Проведём КВН.

В игре примут участие 2 команды.

А оценивать игру будет наше многоуважаемое жюри.

1 конкурс « Приветствие»

Сейчас команды поприветствуют друг друга.

Команда « Пингвины»

Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас

Команда « Акулы»

Девиз: Мы акулы просто класс, полюбите же вы нас

2 конкурс « Разминка».

Я буду задавать вопросы, а команды по очереди отвечать.


 1.Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

2.Как звали» слепого» кота, товарища лисы Алисы? ( Базилио)

3.Где находиться смерть Кощея Бессмертного? (Дуб, сундук, заяц, утка, яйцо)

4.Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф - наф)

5.В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное?

(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

6.Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек? (Волк)

7.Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?

(В коробе у медведя за спиной)

8.Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец?

(Емеля из сказки «По щучьему велению» поехал на печи во дворец)

  9.  В доме восемь дробь один у заставы Ильича

  Жил высокий гражданин по прозванью Каланча.  (Дядя Степа)

10.Что надел рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы? (

11.Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать из домика зайчика? ( Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам!)

12.Какие слова приговаривал волк, когда ловил рыбу в проруби.( Ловись рыбка большая и маленькая)

13.Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев». (подснежники)

14.В кого превратились 11 братьев – принцев? (Лебедей)

15. Кому принадлежит цветик-семицветик? (Девочке Жене)

16.Кто написал сказки «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», «Хвосты»? (Виталий Бианки).

Молодцы, ребятки, ответили на вопросы.



  Игра со зрителями.

Сегодня не все книжные герои смогли прийти к нам на праздник. Они прислали телеграммы. Угадайте, кто они?

                                «Спасите! Нас съел серый волк!»

                                (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

 «Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки»

            (Грязнуля из «Мойдодыра» К.Чуковского)

   «Очень расстроена. Приехать не могу, спасаю Буратино»

                                  (Мальвина)

  «Пришлите, пожалуйста, капли:  Мы лягушками нынче объелись,

   И у нас животы разболелись»

   (Цапли из произведения К.Чуковского «Телефон»)

    «Всех люблю я неизменно,  Кто б ко мне не приходил.

                                  Догадались кто я…    Гена

                                 (Я ваш Гена крокодил)

  3 конкурс « Отгадай -ка »

Вам надо будет угадать героя. Назвать произведение и его автора.



1.Девочка спит и пока что не знает, 
Что в этой сказке ее ожидает, 
Жаба под утро ее украдет, 
В нору упрячет бессовестный Крот.
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (« Дюймовочка» Г.Х. Андерсен)

2.Девочка хорошая по лесу идет, 
Но не знает, девочка, что опасность ждет. 
За кустами светится пара злющих глаз...
Кто-то страшный встретится девочке сейчас...
Кто расспросит девочку об ее пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти? …( Волк. « Красная Шапочка» Шарль Перро)

3. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?..( « Золушка» Шарль Перро)


4.Всё пустяк для Дурака, не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал, расторопен и удал!
Всем известен тот конёк. Как зовётся?..(Горбунок. « Конек- горбунок» Ершов)        

5.Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто. ( Старик. « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)


         
6. В этой сказке ради шутки

Замечательные утки
Понесли с собой на юг

Позабывшую испуг.
Как зовётся их подружка?

Да, конечно же…( лягушка.» Лягушка –путешественница» Гаршин)          


7. В этой сказке нет порядка.

По дороге без глядки
утварь из дому бежит:

и бренчит, и дребезжит.
Ах, собрались в путь куда стол, горшок, сковорода?
Кто кричит им:- "Ой-ой! Воротитеся домой"!?
Кто за ними вдоль забора скачет? ..( Бабушка Федора.» Федорино горе» К.Чуковский)


8. В этой сказке угощенье

- К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,

Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!

А когда придёт злодей,
Не робей и будь смелей,

Бей его ты без затей!
Если сладишь с Пауком

Вместе с храбрым Комаром,
Выручишь его невесту!

Назови её тут к месту,
Это ....Муха – Цокотуха, Позолоченое брюхо. К.Чуковский



4конкурс « Возвращение домой» ( слайд 10)

Сказочные предметы заблудились. Помогите им вернуться домой. Из какой они сказки?

Яйцо (« Курочка ряба»),щука (« По щучьему велению»), сапоги (« Кот в сапогах» и т. д.

5 конкурс «Собери пословицу»

Сердце матери греет лучше солнышка.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без беды друга не узнаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Хлеба ни куска, так в горнице тоска.

Человек без родины, что соловей без песни

Игра со зрителями. Подбери пословицы к сказкам « Аленький цветочек» (Дал слово – крепись), «Снежная королева» ( друг познаётся в беде)

« Найди лишнее слово» ( слайд11)

   6 конкурс «В гостях у Белоснежки».

 А про какую героиню идет речь в следующей загадке?

 Девочка чуть не погибла,

Ведь мачеха в лес ее заманила.

Но приютили в домике

Ее смешные гномики. (Белоснежка)

 

Нужно помочь Белоснежке развесить сушиться платочки гномиков. Надо добежать до платочка, взять его, повесить на веревку, прищепить его и вернуться обратно. А потом, когда вся команда это сделает, добежать до веревки с бельем, снять его, аккуратно свернуть и вернуться на место.

  • (Кто сделает быстрее и аккуратнее.)

7 конкурс « Сказочные ребусы»

В ребусах зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.

Игра со зрителями

 Доскажите имя литературного героя.

  • Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин)

  • Домовенок (Кузя)

  • Папа (Карло)

  • Дед (Мазай, Мороз)

  • Баба (Яга)

  • Старуха (Шапокляк)

  • Дядя (Степа, Федор)

  • Почтальон (Печкин)

  • Доктор (Айболит)-

  • Пудель (Артемон)

  • Крокодил (Гена)

  • Вини (Пух)

  • Иванушка (Дурачок)

  • Железный (Дровосек)

  • Соловей (Разбойник)

  • Кощей (Бессмертный)

  • Муха (Цокотуха)

  • Пес (Шарик)

  • Черепаха (Тортила)

  • Красная (Шапочка)

 8 конкурс « Найди букву».

Найдите на картинке 10 спрятанных букв У

Найдите на картинке 10 спрятанных букв Н



Игра со зрителями.

конкурс «Кто кого перескороговорит»

Наше мероприятие подходит к концу, и закончить мы его хотим словами



    1. Ученица:
      Книга! Великое слово!
      Я оду тебе пою!
      Тебя от души воспеваю.
      Люблю я тебя, люблю!

      2. Ученик:
      Оду пою я книгам –
      Не в силах я им изменить.
      Они только могут в мире
      На всё, яркий свет пролить.

      3. Ученица:
      Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
      С тобой интересным бывает досуг.
      Ты учишь правдивым и доблестным быть,
      Природу, людей понимать и любить.
      Тобой дорожу я, тебя берегу.
      Без книги хорошей я жить не могу!

      4. Ученик:
      Мы с книгой умней и богаче,
      Нам с ней и расти, и дружить,
      Она задаёт нам задачи,
      И учит, как думать и жить.

      Но вы, читающий народ,
      Любите книгу круглый год!
       Подведение итогов, слово жюри. Награждение победителей.

- Мы заканчиваем путешествие в «Книжное царство – мудрое государство», но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых писателей, поэтов, героев и познакомитесь с новыми. ( слайд 12)

Песня « Добрая дорожка»


























 
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!