СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку: Брейн-ринг "Знатоки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку: Брейн-ринг "Знатоки русского языка"для 6-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку: Брейн-ринг "Знатоки русского языка"»

Разработка внеклассного мероприятия: Брейн-ринг «Знатоки русского языка»

Составитель: учитель русского языка и литературы Дашинова И.П



Участники делятся на две команды, в каждой выбирается капитан, придумывается название. Игра проходит по типу «Брейн-ринга». На обсуждение ответа на вопрос даётся 30 секунд. Отвечает на вопрос та команда, которая подготовилась раньше. Если ответ неверен, то право отвечать переходит к соперникам. Каждый вопрос и задание оценивается определённым количеством баллов, подсчёт баллов ведётся ведущим на доске. Представленные вопросы и задания охватывают разделы языкознания «Лексика», «Словообразование», «Грамматика».

Цели мероприятия:

  1. привлечь детей к активной деятельности

  2. повторить изученное в разделах

  3. активизировать смекалку, внимательность, логику у детей

  4. сплотить класс, закрепить навыки работы в группе

  5. показать, что русский язык интересен, занимателен, может быть предметом игры

  6. вызвать у детей желание углубить и расширить свои знания по русскому языку

Заседание 1

Ход игры

Организационный момент (1-2 минуты)

Пока дети делятся на команды и выбирают название, ведущий оформляет табло для подсчёта очков на доске






Вопросы и задания (40 минут)


2 балла




2 балла








3 балла



Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие«Заседание знатоков русского языка». Вы сегодня будете как взрослые на игре «Брейн-ринг». Разделитесь на две команды, придумайте название и выберете капитана.


Итак, прослушайте правила игры: нельзя выкрикивать ответ, нельзя вмешиваться в ответ друга или соперника. Я читаю вопрос или задание, вам даётся 30 секунд на размышление и обсуждение в группе, затем кто-то один из команды отвечает, если ответ неверен, право ответа переходит к другой команде. Чтобы было видно, кто первый готов отвечать, поднимайте руку.

Если по правилам игры вопросов нет, прошу считать «Заседание знатоков русского языка» открытым.

Внимание, вопрос:

1. Если вы знаете, что слово оканчивается на –ЛО, к каким частям речи оно может относится? Докажите примерами.

(Это может быть существительное 2-го склонения: правило, сало; наречие или СКС: всецело, назло, тепло; глагол в форме прошедшего времени среднего рода: село, встало, вышло; предлог – около.)

Следующий вопрос:

2. Найдите четвёртое лишнее в каждой группе слов:

  1. красный, рубиновый, коралловый, кумачовый

  2. жаловаться, сетовать, хныкать, роптать

3. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:

  1. вороной, коричневый, каурый, буланый (коричневый не годится для масти лошади)

  2. половцы, викинги, хазары, печенеги (викинги –это древнескандинавские войны)

4. Что мешает образовать существительные женского рода с суффиксом К от слов: кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос, водолаз?

(Существительные женского рода с суффиксом К: кочегарка, штукатурка, пилотка, электричка, матроска, водолазка – уже есть в русском языке, но они имеют другое ЛЗ.)

2 балла







5 баллов



1 балл


1 балл




5 баллов

(Капитан)








4 балла



3 балла







1 балл


5 баллов



5 баллов



3 балла



5 баллов


10 баллов

(Капитан)


5. Что мешает образовать слова с суффиксами –ОК-и –ИК- от слов ВЕЛИКАН и ГИГАНТ, а слова с суффиксом –ИЩ- от КАРЛИК, ГНОМ, ЛИЛИПУТ?

(Слова великан и гигантимеют в ЛЗ сему «большой», а суффиксы –ок- и –ик- придают уменьшительное значение.А слова карлик, гном, лилипут имеют в ЛЗ сему «маленький», тогда как суффикс –ищ- придаёт значение «большой», «огромный».)

6. Почему глаголы ТОЛПИТЬСЯ, ГРУППИРОВАТЬСЯ, СБЕЖАТЬСЯ, СЪЕХАТЬСЯ не употребляются в форме 1-го лица единственного числа?

(Эти глаголы обозначают совместное действие нескольких лиц, а не одного.)

7. Как существительные ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?

(С помощью «Ь»: ЖАРЬ, ЕЛ.)

8. К каким частям речи можно отнести слова (записать): ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?

(Это могут быть существительные и прилагательные, в зависимости от того, где поставить ударение.)

9. Сколько слов можно образовать по часовой стрелке и против?

(Око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село, оселок, кол)

10 Дать парное соответствие мужского рода словам ДОЯРКА, МАШИНИСТКА, МАНИКЮРША, МЕДСЕСТРА.

(Дояр, машинист, маникюрщик, медбрат)

11. Прослушайте разговор у железнодорожной кассы. Какая речевая ошибка допущена собеседниками?

- Билеты до Барнаула есть?

- Есть.

- А плацкарт?

- И плацкарт есть.

(Существительное плацкарта – женского рода.)

12. Какими частями речи могут быть слова ДАЛИ, ЖГУТ, СТИХ?

(Существительными и глаголами – омонимия.)

13. Можно ли образовать формы множественного числа от слов: дно (графина), дно (моря), горе?

(Донья (графинов), дно (морей), горести.)

14. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: простыня, курица, кочерга, метла, мандарин, килограмм, носок, чулок.

(Простынь, кур, кочерёг, мётел, мандаринов, килограммов, носков, чулок).

15. У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?

(У существительных 3-го склонения.)

16. Подумайте, слова какой части речи наиболее частотны в нашей речи?

(По убыванию: предлоги, существительные, глаголы, прилагательные)

17. Доказать, что буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не менее 7 прочтений.

(1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, поднимите тоже. 5) Теперь я, подними те тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.



5 баллов





1 балл



3 балла








3 балла



3 балла


5 баллов

(Капитан)









1 загадка – 1 балл


18. Какие из слов имеют одинаковые окончания?

Домов, столов, коров, голов, ковров, основ, степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

(Нулевое окончание имеют слова: коров, голов, основ, батарей, шей; окончание –ОВ имеют слова: домов, столов, ковров; окончание –ЕЙ слова: степей, ножей, ушей, юношей.)

19. Какую часть слова можно найти в земле?

(Корень)

20. Соберите слова:

1) Приставку возьмите у слова ПОДРУГА, корень – у слова ИГРУШКА, суффиксы – у слова ЧИТАЛ.

2) Это слово однокоренное со словом ЛЁТЧИК, приставка у него, как в слове ПЕРЕПРЫГНУЛ, а суффиксы – СЛЫШАТЬ.

3) У СКЛОНЯТЬ возьмите корень, прибавьте суффикс ОБРАЩЕНИЯ и окончание существительного ПОЛЕ.

(Поиграл, перелетать, склонение)

21. Какие слова имеют окончание О, а какие оканчиваются на О?

Какао, небо, около, одинаково, рабство, кружево, тоскливо, спасибо, чувство.

(Окончание О имеют слова: небо, рабство, кружево, чувство; а оканчиваются на О слова: какао, около, одинаково, тоскливо, спасибо.)

22. Найдите корень в словах: бестолочь, бесёнок, бездна, беседка.

(Бестолочь, бесёнок, бездна, беседка)

23 Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО и СТРОИТЕЛЬСТВО?

(Учительство, строительство)

24. В пустые клетки впишите слова, обозначающие:

1) дерево, 2) танец, 3)часть патрона, 4) рыбу

П АЛЬМА

П ОЛЬКА

Г ИЛЬЗА

К ИЛЬКА

25. Загадки:

Я от солнца, от огня, Какой город летает?

Яркий луч несёт меня, (Орёл)

Но бывает смысл иной: Какая земля никогда не старится?

Весь огромный шар земной. (Новая)

(Свет) Какая европейская столица стоит

Я в пруду живу, жирею, на скошенной траве?

Переставьте буквы – вмиг (Париж)

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

(Карп и Парк)

Подсчёт баллов и выдача призов.

Итак, понравилось вам?

Вы молодцы, были настоящими знатоками, вели себя, как взрослые.

Прошу считать «Заседание знатоков русского языка» закрытым.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!