СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "День славянской письменности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвященное празднованию "Дня славянской письменности и культуры"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "День славянской письменности"»


Общешкольный праздник «День славянской письменности и культуры»


Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МКОУ "Басовская ООШ" Железногорского района

Брежнева Татьяна Александровна



Цель: 1) расширить представления учащихся о возникновении письма , о создании славянской азбуки , о деятельности болгарских просветителей Кирилле и Мефодии; 2)формировать уважительное отношение к культурному наследию, воспринимать культурные ценности как дань культурной памяти;

3)развивать интерес к русскому языку, к его истории


Оборудование: плакаты с высказываниями, компьютерные слайды.



Звучит песня В. Баснера на слова М. Матусовского в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?»

Под эту музыку демонстрируются слайды с изображением картин природы села Басово, жизни школы и жителей села Басово.( Слайды прилагаются)




1-й ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, люди добрые! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике! А как вы думаете, чему он будет посвящен?

(Предполагаемый ответ – нашей Родине)


2-й ведущий. Правильно – Родине. Родина наша – это страна, в которой мы живем. И зовется она (все вместе) … (Предполагаемый ответ – Россия!)

1-й ведущий. Россия, русские, русичи…

2-й ведущий. Своею статью все пригожие,

Все разные и похожие,

Зовемся ныне – россияне,

Издревле, кто мы? (Показывает на название праздника. Предполагаемый ответ – Мы славяне!)


1-й ведущий. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава русской старине!

2-й ведущий. Сегодня мы еще раз окунемся в русскую старину, жизнь. быт и культуру наших предков.

1-й ведущий. Нынче к нам на огонек

Поутру невесть откуда.

Глянь, прислали сундучок —

Чудо, цвета изумруда.

Может, в нём таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нём!

Мы сейчас её прочтем.

2-й ведущий. Здесь, друзья, таится клад,

И сокровища лежат.

А какие — угадайте,

Но сундук не открывайте,

А взгляните лишь на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь вы разберете!

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.


Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы, крышка была видна детям.

На крышке в сплетениях узора спрятаны слоги, из которых составляется слово «письменность».


1-й ведущий. Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован. Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность это величайшее сокровище из всех, которыми сумел овладеть человек.

2-й ведущий. Письменность появилась не сразу. Постепенно люди стали изобретать то, что лежит в нашем сундучке... Ой, да мы про него совсем забыли! А сундучок то не простой. Как бы нам его открыть.

1-й ведущий. Наверное, надо загадку отгадать. Тогда он откроется.

2-й ведущий.

Чёрные, прямые, от рождения немые,

Встанут в ряд - заговорят.


После отгадывания загадки крышка сундучка открывается и ведущий достает два конверта.


1-й ведущий. Ребята, посмотрите – на конверте написано:

«Эти буковки для тех,

Кто играет лучше всех!»


2-й ведущий. На каждой карточке спрятано по одному слову. Вам нужно отыскать это слово, объединив выделенные буквы.


Дети называют получившиеся слова. «Кирилл, Мефодий. После того как дети назвали имена, на сцену выходят два ученика с карточками, на которых написаны имена «Кирилл», «Мефодий», и встают около изображения святых.( Слайд с изображением

Кирилла и Мефодия )


1-й ведущий. Почему, как вы думаете, имена именно этих святых спрятаны в сундучке с названием «Письменность»? (Предполагаемый ответ - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку).

2-й ведущий. Славяне знают имена двух великих предков Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки.

1-й ведущий. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности «славянских стран учителям... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших».

2-й ведущий. (На фоне колокольного звона.)

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

1-й ведущий. Почему братья решили взяться за такое кропотливое и трудоёмкое дело, как создание славянской письменности? Какую цель они при этом преследовали? Об этом нам расскажут ученики 8-го класса.

1-й ученик. Однажды греческий священник Константин, названный в монашестве Кириллом сказал: «Живут на огромных территориях славянские племена, а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке».

2-й ученик. Старший браг его Мефодий ответил: «Да, у каждого народа должна быть своя письменность и Священное Писание на родном языке. Но всё это не так просто. Тот, кто возьмётся за столь великое дело, для начала должен создать письменность. Если позволишь, я помогу тебе».

1-й ученик. Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», — сразу решили братья.

2-й ученик. Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке и в латыни. Для таких звуков Кирилл и Мефодий придумали новые буквы. День за днём стояли братья бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.

1-й ученик. Наконец все сорок три буквы славянской азбуки были созданы. У этой азбуки были уникальные буквы для обозначения звуков «б», «ж», «ю», «ш», «з» «у», «ц», «ч». Таких букв нет ни в латыни, ни в греческом языке.

2-й ученик. После создания славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию. Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.

1-й ученик. Библия стала воистину первой книгой, Книгой книг: по ней наши далёкие предки постигали грамоту, веру, жизненные Нормы. Она учила воспринимать Слово как проявление божественного духа, как орудие Творца.


На сцену выходит ученик 9-го класса и читает отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Голубиная книга»


Лишь далеко на океане-море.

На белом камне, посредине вод,

Сияет книга в золотом уборе,

Лучами упираясь в небосвод.

Та книга выпала из некой грозной тучи,

Все буквы в ней цветами проросли,

И в ней написана рукой судеб могучей

Вся правда сокровенная земли.

2-й ученик. Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.

1-й ученик. Славянская азбука — память о нашей славной истории, наша святыня в сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранять.

Родной язык, родные звуки —

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

В мысль я выражать привык.

2-й ученик. Но самая большая тайна уникальной славянской азбуки заключается в том, что каждая её буква — это не только звук, сколько слово. Эту тайну мы обязательно откроем вам чуть позже.

2-й ведущий. «Быть русским — значит не только говорить по-русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть дар Божий.


На сцену выходит вокальная группа и ученик 9—го класса, который читает отрывок из «Слова о погибели Русской земли».


«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, зверями, бесчисленными городами, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!»


1-й ведущий. Русский народ преподносит в знак благодарности создателям русской письменности Кириллу и Мефодию сокровища земли Русской и творения рук своих.

2-й ведущий.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.


Экскурсия по выставочному залу(проводит учитель истории, знакомит с хохломской росписью,матрёшками ,тульскими самоварами, ложкарями, павловскими платками.)




Выходит группа детей с дымковскими игрушками


Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле речки Вятки есть один поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили.


Слобода та в дымке по утру купалась,

И за это Дымковской с стари называлась.

Люди работящие в той слободке жили,

С удалью лихие пляски заводили.


Под емлодию песни «Сапожки русские» исполняется кадриль


Вам наш низкий поклон,

Удачи в делах,

Здоровья, добра

И вершин мастерства.


Новая группа детей подходит к тумбе, где выставлена хохломская посуда.


Стоит студеная зима,

Снежинки крутят буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.


Грустят деревья и дома,

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках Радость!


Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.


Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.


Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотиста-краснолика


В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.


Под русскую народную песню «Во поле берёза стояла» дети играют на ложках


1-й ведущий.

Есть одна игра для вас —

Загадку говорю сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ... (матрешка).


На сцену выбегает матрёшка.

Я к вам в гости собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Да вы все что-то засиделись,

На своих местах пригрелись.

Выходите-ка играть,

Свои ножки разминать!


Проводится игра (Самый ловкий. По кругу выставляются 6 матрёшек. Вокруг них встают 7 детей. Под музыку начинают движение по кругу. Музыка неожиданно прерывается, и каждый из участников должен взять себе матрешку. Тот, кому не хватило матрёшка, выбывает из игры.

Игра повторяется, пока не останется один человек.

После окончания игры мальчики выводят на сцену девочек в Павловопосадских шалях.


Павловопосадские тонкие шали

Любую девушку украшали.

По яркому полю цветы разбежались,

Венком на краешке задержались.

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

Каждый скажет: «Нет на свете красивей

девушек в шалях цвета России».



На сцену выходят все участники праздника.


Люди добрые! Собрались МЫ здесь и поведали вам мысли мудрые народные , чтобы знали вы о русичах и сокровищах в их руках.


Обращаясь к иконописным изображениям Кирилла и Мефодия.


Мы вас благодарим, Мефодий и Кирилл,

Святые братья, апостолам равные;

Великое дело вами Бог совершил:

Славянам веру открыл Православную.

Создали вы для славян письмена,

Чтобы о Боге читали и знали,

Чтобы молились во все времена

И Бога во веки веков прославляли.


На середину выходят ученики, рассказывавшие о Кирилле и Мефодии. Обращаются к участникам концерта и к зрителям.


Спасибо вам, славяне-россияне! Мы видим, что неповторимое творение апостольных братьев Кирилла и Мефодия живёт, свято хранится. И сейчас мы вам откроем великую тайну славянской азбуки.

Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится, не просто современная азбука, а таинственное зашифрованное послание предков. Вот как оно звучит.

Я познал буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убежденно: дерзайте, вникайте, чтобы сущего суть постичь».


Ученик 9-го класса читает стихотворение Н. Ковалевской.


Как хороша моя Россия,

Где солнце светит высоко.

Слова сказать бы золотые,

Да подобрать их нелегко.


Передо мной речные плёсы,

Озёр дыханье и морей,

А надо мной дорога в космос

Открыта Родиной моей.


В лугах душистой медуницы,

Когда на ней роса,

Сияют радостно ресницы

И смотрят ясные глаза.


К земле травинкой полевою,

Припав, когда ни прикоснусь,

Ч слышу сердце молодое,

Твое я сердце слышу, Русь.


Включается фонограмма песни «Гляжу в озера синие» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шафрана).Под музыку демонстрируются слайды с изображением картин прироы нашей Родины.


Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Спроси, переспроси меня -

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Когда-то нарекли.


Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой:

Грустить с тобой, земля моя

И праздновать с тобой.


Красу твою не старили

Ни годы, ни беда,

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда.

Не все вернулись соколы -

Кто жив, а кто убит…

Но слава их высокая

Тебе принадлежит.


Красу твою не старили

Ни годы, ни беда,

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда.

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой:

Грустить с тобой, земля моя

И праздновать с тобой.




Приложение: 1. Слайды "Кирилл и Мефодий", фонограмма песни «Гляжу в озера синие» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шафрана).Под музыку демонстрируются слайды с изображением картин прироы нашей Родины. русская народная песня«Во поле берёза стояла», мелодия песни «Сапожки русские»,песня В. Баснера на слова М. Матусовского в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?»

Под эту музыку демонстрируются слайды с изображением картин природы села Басово, жизни школы и жителей села Басово.( Слайды прилагаются), фонограмма колокольного звона.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!