СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Русский язык -один из самых богатых и красивых языков мира. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.  На внеклассном мероприятии школьники отправятся в увлекательное путешествие  по стране Русского языка. Игра проходит в несколько туров. Это и разминочный, и орфоэпический, и лексический, и фразеологический, и фонетический.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки русского языка"»

10


Ход мероприятия

Учитель: 

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Отправляются в путешествие две команды: «Мальчики» и «Девочки».

Мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов.

Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов. - За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов ,станет победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.


Первый конкур « Разминка» 

(Вопросы задаются командам по очереди)

-Как называются звуки, состоящие только из голоса?

-Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?

-Что ставится перед союзом А?

-Как каплю превратить в цаплю?

-Как называется часть слова между корнем и окончанием?

-Назовите главные члены предложения.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень) ----Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)

-Второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? ( определение)

-Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

-На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

-Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)

-Сколько гласных звуков в русском языке?

Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:

1) В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

2) Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

3) Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)

4) В каком слове сорок а? (сорока)

5) Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

6) Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

7) У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква «о»)

8) Когда руки бывают местоимениями?  (Вы-мы-ты)

9) Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

10) Отец твоего отца (дедушка).

11) Подземная железная дорога.(метро)

12) Домашний Дед Мороз.(холодильник)

13) Участок земли для овощей.(огород)

14) Говорящая птица.(попугай)

15) Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)

16) Дом автомобиля.(гараж)

17) Что находится между городом и селом? (И)

18) Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?  (Имя)

19) Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)

20) Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)

21) Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)

22) Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

23) Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)

24) то мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)

25) Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)

26) Что стоит в середине земли? (буква м)

27) Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)

28) Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)

29) Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)

30) Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)

31) Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар – кочерга)

32) Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)

33) Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

34) Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (строчка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)


Второй конкурс « Орфоэпический» (Задание на карточках).
Задание:

поставьте ударение в словах:  алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее




алфавит, звонит, досуг, повторить, квартал,


магазин, торты, цемент, завидно, договор,


жалюзи, мельком, щавель, кухонный,


красивее



алфавит, звонит, досуг, повторить, квартал,


магазин, торты, цемент, завидно, договор,


жалюзи, мельком, щавель, кухонный,


красивее



Третий конкурс «Лексический» «Зашифрованное слово».


Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? (Вода)


Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)


На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его. (Трус)


За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)


Подобрать как можно больше синонимов:

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие);

- антонимы к словам: друг (враг), хорошо (плохо), , мало (много), разговорчивый (молчаливый), счастье; доброе утро (спокойной ночи), идти (стоять), свет (тьма), молодость (старость), жизнь (смерть)

Синонимы

Антонимы

трусливый

друг

говорить

хорошо

Красивый

мало

Жилище

разговорчивый



Задание: « Исправь пословицу»:

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение – вот лучшее мучение.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.

Тяжело в учении – легко на каникулах.


Задание: « Исправь пословицу»:


Одна голова хорошо, а две некрасиво.


Чтение – вот лучшее мучение.


Одна нога здесь, а другая в гипсе.


Скучен день до вечера, коли делать уроки.


Кто мало говорит, тот больше съедает.


Друзья познаются на контрольной.


Мал ноутбук, да дорог.


Тяжело в учении – легко на каникулах.



Задание: « Исправь пословицу»:


Одна голова хорошо, а две некрасиво.


Чтение – вот лучшее мучение.


Одна нога здесь, а другая в гипсе.


Скучен день до вечера, коли делать уроки.


Кто мало говорит, тот больше съедает.


Друзья познаются на контрольной.


Мал ноутбук, да дорог.


Тяжело в учении – легко на каникулах.




Четвёртый конкурс «Фразеологический» (Заменить фразеологизмы синонимами)


1. Сидеть сложа руки. (Ничего не делать)

2. На краю света. (Очень далеко)

3 . В час по чайной ложке. (Очень медленно)

4. Зарубить себе на носу. (Запомнить)

5. Работать засучив рукава. (Работать хорошо)

6. Работать спустя рукава. (Работать плохо)

7. Висеть на телефоне. (Долго разговаривать по телефону)

8. Окунуться с головой. (Посвятить себя работе)

9. На скорую руку. (Сделать наспех)

10. Водить за нос. (Обманывать)

Сидеть сложа руки

На краю света

В час по чайной ложке

Зарубить себе на носу

Работать засучив рукава

Висеть на телефоне

Окунуться с головой

На скорую руку

Водить за нос


Сидеть сложа руки

На краю света

В час по чайной ложке

Зарубить себе на носу

Работать засучив рукава

Висеть на телефоне

Окунуться с головой

На скорую руку

Водить за нос



А теперь ответьте на шуточные вопросы:


  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног) 

  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

  • Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

  • Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)

  • Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

  • Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

  • В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в

карман не полезет).


Пятый конкурс « Фонетический» (Кто быстрее даст правильный ответ)


- Сколько звуков в названии месяца? февраль– 5 звуков)

- Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом»(ель – 3 звука)








Кто быстрее? Собери слово из букв: « И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

Л

С

Л

С

И

Т

И

Т

Н

И

Н

И

Г

К

Г

К

В

А

В

А

И


И






















Конкурс капитанов.

Собери слова. Из букв слова промокашка должны собрать как можно больше слов

конкурс «Орфографическая дуэль»

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлетысв..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпотгруш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой        


 Ответ:                   1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5. Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой


1.Бул..он кур..ный
2. К..тлетысв..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпотгруш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой        


1.Бул..он кур..ный
2. К..тлетысв..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпотгруш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой        





конкурс«Шарады»

1-й команде:.Корень мой находится в «цене».

                    В «очерке» найди приставку мне,

                     Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

                        Весь же – в дневнике или журнале.

                                                                                     

2-й команде:.В «списке» вы мой обнаружите корень,

                Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

                В слове «рассказ» вы приставку найдете,

                  В целом – по мне на уроки пойдете.

      Оценка расписание   


                                                                             

Учитель: Закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!