Внеклассное мероприятие
Фразеологизм - это интересно
Цели: пробудить интерес учащихся к фразеологии,
обогатить фразеологический запас учащихся
Оборудование: 2 красочных конверта с заданиями, 2 упаковки фломастеров, 2 клеящих карандаша, 2 больших листа бумаги, стенды, на которых оформлены сообщения учащихся.
Играющие делятся на две команды.
Ведущий:
Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Часто в речи встречаются устойчивые словосочетания — фразеологизмы: бежать сломя голову, сесть в калошу, у черта на куличках, взяться за ум. Употребление фразеологизмов в речи делает ее яркой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значений устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра.
Разминка:
Загадки-складки
1).Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой (не разольёшь)
2). Мы исходили городок
Буквально вдоль и (поперёк)
3). Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
4). Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, ( кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши (вянут).
Конкурс «Найди антоним».
Ведущий раздает командам листы с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.
На руках носить. 1. С открытой душой.
От доски до доски. 2. Своим горбом жить.
Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.
На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.
Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
Листы с выполненным заданием команды сдают жюри.
Конкурс «Подбери синоним».
Каждой команде вручаются красочно оформленные конверты. В них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напечатанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить их на большой лист бумаги.
Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
Льстить, хвалить безмерно — петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес.
Маленький, незначительный человек — мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.
Пойти по неправильному пути — катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
5).Отгородиться от жизни — сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.
6). Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.
7).Идти по легкому пути — плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.
8).Проявить явную несообразительность — заблудиться в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день.
9).Обмануть, ввести в заблуждение — втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.
10).Выдумка, неправда — мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.
Конкурс живописцев.
Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.
Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.
Конкурс «Попробуй, определи!»
В какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы
- овчинка выделки не стоит (скорняцкой)
- проглотить горькую пилюлю (медицинской.)
- взять на абордаж (морской)
- без сучка и задоринки (столярной)
- играть первую скрипку (музыкальной)
- тянуть лямку (бурлацкой)
Конкурс «Путаница».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.
Конкурс «Кто больше?».
Ведущий называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово:
нос (с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу, носом чует, повесить нос, зарубить на носу, задирать нос, клевать носом); рука (рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимется, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать); голова (вбить в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, вскружить голову); глаз (глаз выколи, говорить в глаза, говорить за глаза, на глазах, отводить глаза, с глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).
Конкурс знатоков литературных произведений.
Назовите автора и произведение, откуда взят этот фразеологизм.
- «Слона-то я и не приметил» (И.С. Крылов «Любопытный»)
- «Шумим, братец, шумим» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
- «Любви все возрасты покорны». А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- «Дама приятная во всех отношениях». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
Кто сказал эти слова?
- Промедление смерти подобно. – Пётр 1
- Воюют не числом, а умением. – В.В. Суворов.
- Блоху подковать. – Н.С. Лесков.
- Мы не можем ждать милостей от природы - И. Мичурин.
- «Четвёртый лишний?» -
- Стать на якорь, выдать на гора, на всех парусах, путеводная звезда.
Фразеологический зверинец:
- даны рисунки зверей и птиц: собака, гусь, конь, волк, медведь, заяц – припомните и назовите фразеологизмы с названием каждого зверя или птицы.
Кто больше? – Назвать фразеологизмы, в которых есть числительные.
Конкурс оформителей.
Кто лучше оформит обложку книги о фразеологизмах.
Пока жюри подсчитывает баллы, набранные командами, ведущий знакомит учащихся с книгами по данной теме, имеющимися в школьной библиотеке. В заключение ведущий называет самых результативных игроков, а победители получают призы.