СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Фразеологизм - это интересно"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку»

Внеклассное мероприятие

Фразеологизм - это интересно

Цели: пробудить интерес учащихся к фразеологии,

обогатить фразеологический запас учащихся

Оборудование: 2 красочных конверта с заданиями, 2 упаковки флома­стеров, 2 клеящих карандаша, 2 больших листа бумаги, стенды, на кото­рых оформлены сообщения учащихся.

Играющие делятся на две команды.

Ведущий:

Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «бло­ков» (словосочетаний). Часто в речи встречаются устойчивые словосоче­тания — фразеологизмы: бежать сломя голову, сесть в калошу, у черта на куличках, взяться за ум. Употребление фразеологизмов в речи дела­ет ее яркой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значений устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра.

Разминка:

Загадки-складки

1).Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой (не разольёшь)

2). Мы исходили городок

Буквально вдоль и (поперёк)

3). Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

4). Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, ( кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши (вянут).


Конкурс «Найди антоним».

Ведущий раздает командам листы с заданием: к каждому фразеоло­гизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.

  1. На руках носить. 1. С открытой душой.

  2. От доски до доски. 2. Своим горбом жить.

  3. Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.

  4. На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.

  5. Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.

  6. Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.

  7. Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.

  8. От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.

  9. Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.

Листы с выполненным заданием команды сдают жюри.

Конкурс «Подбери синоним».

Каждой команде вручаются красочно оформленные конверты. В них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называ­ет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напе­чатанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимич­ные и наклеить их на большой лист бумаги.

    1. Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.

    2. Льстить, хвалить безмерно — петь дифирамбы, курить фимиам, возно­сить до небес.

    3. Маленький, незначительный человек — мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.

    4. Пойти по неправильному пути — катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.

5).Отгородиться от жизни — сидеть в четырех стенах, уйти в свою скор­лупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.

6). Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.

7).Идти по легкому пути — плыть по течению, идти по линии наименьше­го сопротивления, идти по проторенной дорожке.

8).Проявить явную несообразительность — заблудиться в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день.

9).Обмануть, ввести в заблуждение — втирать очки, кривить душой, пус­кать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.

10).Выдумка, неправда — мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.


Конкурс живописцев.

Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.


Конкурс «Попробуй, определи!»

В какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы

- овчинка выделки не стоит (скорняцкой)

- проглотить горькую пилюлю (медицинской.)

- взять на абордаж (морской)

- без сучка и задоринки (столярной)

- играть первую скрипку (музыкальной)

- тянуть лямку (бурлацкой)

Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

Конкурс «Кто больше?».

Ведущий называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово:

нос (с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу, носом чует, повесить нос, зарубить на носу, задирать нос, клевать носом); рука (рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимется, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать); голова (вбить в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, вскру­жить голову); глаз (глаз выколи, говорить в глаза, говорить за глаза, на глазах, отводить глаза, с глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).


Конкурс знатоков литературных произведений.

Назовите автора и произведение, откуда взят этот фразеологизм.

- «Слона-то я и не приметил» (И.С. Крылов «Любопытный»)

- «Шумим, братец, шумим» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

- «Любви все возрасты покорны». А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

- «Дама приятная во всех отношениях». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Кто сказал эти слова?

- Промедление смерти подобно. – Пётр 1

- Воюют не числом, а умением. – В.В. Суворов.

- Блоху подковать. – Н.С. Лесков.

- Мы не можем ждать милостей от природы - И. Мичурин.

- «Четвёртый лишний?» -

- Стать на якорь, выдать на гора, на всех парусах, путеводная звезда.

Фразеологический зверинец:

- даны рисунки зверей и птиц: собака, гусь, конь, волк, медведь, заяц – припомните и назовите фразеологизмы с названием каждого зверя или птицы.

Кто больше? – Назвать фразеологизмы, в которых есть числительные.


Конкурс оформителей.

Кто лучше оформит обложку книги о фразеологизмах.

Пока жюри подсчитывает баллы, набранные командами, ведущий зна­комит учащихся с книгами по данной теме, имеющимися в школьной библиотеке. В заключение ведущий называет самых результативных иг­роков, а победители получают призы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!