СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие с элементами игры - викторины по воспитанию здорового образа жизни подрастающего поколения "Будь бездымным, а не безумным"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно себе представить то благотворительное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие с элементами игры - викторины по воспитанию здорового образа жизни подрастающего поколения "Будь бездымным, а не безумным"»

«Быть бездымным, а не бездумным»

Цель мероприятия:

Развивать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни;

Задачи мероприятия:

Воспитывать негативное отношение обучающихся к курению, волевые черты характера, уверенность в своих силах, целеустремлённость;

Способствовать осознанию ребятами сложности и многоаспектности проблемы табакокурения;

Познакомить обучающихся с историей возникновения табакокурения;

Формировать умение обучающихся отказаться от вредных привычек;

Форма проведения:

Устный журнал.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

План мероприятия:

  1. Вступительная часть.

  2. Тур 1. «Табак завоёвывает мир»

  3. Игра «Самый внимательный»

  4. Тур 2. «Этикет говорит, нет!»

  5. Игра «Правда ли что…»

  6. Тур 3. «Хочешь жить бросай курить!»

  7. Игра «Вопрос – ответ»

  8. Тур 4. «Курить, здоровью вредить!»

  9. Тур 5. «Преступление и наказание»

  10. Викторина.

  11. Памятка учащимся.

  12. Заключительная часть.

  13. Список использованной литературы.

  14. Презентация.



Ход мероприятия:

Трудно себе представить то благотворительное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.

Л.Н.Толстой

На сцене появляются трое обучающихся.

1 учащийся: Что, закурим на дорожку,

Перед тем, как в зал войдём?

Не спеши, хотя б немножко,

Не сгорит здесь «Кошкин дом».


2 учащийся: Не советую, однако,

Не курю – тебе не дам,

Обратись ко всем ребятам,

Каждый скажет: «Это срам!».


1 учащийся: Ой, ля – ля, ты так уверен,

Что не курят пацаны?

Я пока курить намерен,

(Обращается к ребятам в зале)

А как думаете вы?


3 учащийся: Не надейся, не поддержим,

Сам курить бросай скорей!

Мы сейчас тебе покажем,

Что куренье для людей.










Тур 1. «Табак завоёвывает мир»

Информ - дайджест:

Табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей, всё же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали.

История приобщения европейцев к курению началась следующим образом.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!»

Грянул пушечный салют. Паруса на кораблях убрали, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей имя Сан – Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.

В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные листья, свёрнутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из неё три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 года корабль «Санта – Мария» потерпел крушение. Людей, ценный груз и пушки удалось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детка») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. На построенном из обломков «Санта – Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Романне Панно. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.

Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало своё победоносное шествие по странам и континентам. После второй экспедиции Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.

В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнёс французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нюханье табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюханье табака было введено в круг придворного этикета.

Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.

Когда правление перешло к Якову I из династии Стюартов, он объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака» опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «… привычка противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для лёгких…». Это была первая книга о вреде курения.

Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое – кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

Но в этой борьбе табак всё, же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить своё отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение была разрешена в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более этого, он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил свободный ввоз табака из – за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. Но тогда ещё никто не знал, насколько опасна эта привычка.


































Игра «Самый внимательный»

1. Родина табака-

А) Южная Америка;

Б) Южная Африка;

В) Южный полюс?

2. Христофор Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли …

А) папиросо;

Б) самокруто;

В) сигаро?

3. Кто обнаружил никотин в табаке?

А) Жан- Жак Руссо;

Б) Жан Поль Бильмандо;

В) Жан Нико.

4. Екатерина Медичи использовала табак как средство от …

А) насморка;

Б) мигрени;

В) простуды?

5. В какой стране табак в XVIII веке был объявлен «забавой дьявола»?

А) В Испании;

Б) В Италии;

В) В Бразилии.

6. Книга, написанная английским королём Яковом I в 1604 году, называется …

А) «О вреде табака»;

Б) «О пользе курения»;

В) «Об истории трубки»?

7. Самый популярный способ употребления табака в США до XVI века?

А) Курение;

Б) нюхание;

В) жевание.

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

А) Тех, кого заставляют курить принудительно;

Б) тех, кто находится в обществе курящих;

В) тех, кто курит в тюрьме.





























Тур 2. «Этикет говорит – Нет!»

В XIX веке в обществе богатых людей существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или приём, для курения отводилось специальное помещение – отдалённая комната или кабинет хозяина.

Если бы кто – то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба – Яга. Даже курение на улице считалось неприличным.

Продолжая тему, предлагаю сделать вам антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные темы:

«Зря – нельзя – бросай – меняй»;

Зря ты начал курить,

Нельзя здоровье губить!

Сигарету бросай,

На конфету меняй!

«Вред – бред – табак – рак»;

Вред здоровью несёшь,

Бред не слушай других,

Что табак- это рай…

Нет!!! Табак- это рак!!!

«Курить – вредить – береги – беги»;

Зачем курить,

Лишь здоровью вредить.

Ты беги от «огня»,

Береги ты себя!!!

«Сигареты – конфеты – будешь – не забудешь».

Сигареты бросай,

Ты конфеты покупай,

И здоровым будешь,

О спорте не забудешь!

Игра «Правда ли, что …»

  1. 25 % всех смертей от рака обусловлены курением табака. (Да)

  2. Выкуривание хотя бы 1 – 4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца. (Да)

  3. Вызываемый курением рак лёгких является одной из основных причин смертности среди мужчин. (Да)

  4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды. (Нет)

  5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. (Да)

  6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими в присутствии курящих) не опасно. (Нет)

  7. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака. (Да)

  8. 50% смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения. (Да)

  9. Одна сигарета в день не опасна для человека. (Нет)

  10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака лёгких превышает смертность от рака груди. (Да)















Тур 3. «Хочешь жить – бросай курить!»

С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек – это школьный туалет, где они покуривают тайком от учителей и работников школы. Мальчики, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которых ничего не волнует. Поверьте, большинству взрослых неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.

Предлагаю вам продолжить пословицы:

Если хочешь долго жить – сигарету брось курить.

Кто курит табак, тот сам себе враг.

Кто табак жует, тот долго не живет.

Курильщик сам себе могильщик.

Курить – здоровью вредить.

Куришь - сам себя погубишь.

От кого табачищем несет, тот себя не бережет.

Табак – здоровью враг.

Полюбил табак – впереди рак.

















Игра «Вопрос – ответ»

  1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью).

  2. Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий курения? (Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).

  3. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения? (Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причинённого курением организму).

  4. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей – электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или непогашенные сигареты? (Непогашенные сигареты).

  5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает на его легких? (Около литра).

  6. Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить).

  7. Что означает «Пассивное курение» ? («Пассивное» или «Вынужденное» курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания).

  8. Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением. (Принимать душ, играть в баскетбол, плавать…).

  9. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Во – первых, дурной запах; во – вторых, некурящие друзья, в – третьих, некурящие родители…).

  10. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода и крови в лёгких? (Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в лёгких).











































Тур 4. «Курить – здоровью вредить»

Сейчас многие начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит? Например, у юноши под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в лёгкие приводит к бронхитам, создаёт опасность пневмонии, повышается вероятность раковых заболеваний.

Курение поражает сердечно – сосудистую систему, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания… и этот список можно продолжить.

Геннадий Камыстин писал:

Утром наполнить спешу никотином

Хилые лёгкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем – «Курение яд!»

Это не просто: щёки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издаётся на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже».

Продолжите, ребята, всем известную фразу «Минздрав предупреждает…»

«Минздрав предупреждает, курение опасно для вашего здоровья!»

«Минздрав предупреждает, курить - здоровью вредить!»

«Минздрав предупреждает, курить - со спортом не дружить!»

«Минздрав предупреждает, сигарета убивает!»






                              «Продолжи фразу»

Закурил я как – то раз

Заслезился от дыма … (глаз)  

Закурил я опять

Стало трудно мне …    (дышать)

Закурил я снова

Заболело …                    (горло)

Курить мне надоело

Уже  что-то заболело      (сердце)

Учителя ругаются

Что ничего не…           (получается)

Да, пора бы уж бросать

Стал я быстро…          (уставать)

И запомним истину эту –

Здоровью нашему враг …(сигарета)




Давайте вместе подберём нужное слово во фразах:


Если хочешь долго жить – сигареты брось… курить!

Коль у мамы не дурак – срочно брось курить … табак!

Вас мы очень–очень просим – не курите … папиросы!

Чтобы стал наш мир иным – исчезнет пусть табачный … дым!

Напомним каждому с любовью – курение вредит … здоровью!

И знают все – мы и не шутим – не курит президент наш … Путин!



                              




Тур 5. «Преступление и наказание».

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство.

Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака под страхом смертной казни применяемой к страстным курильщикам, закон, изданный им в 1625 г, предусматривал различные виды смертной казни для курильщиков: отсечение головы, сожжение или посадка на кол.

В Италии, в назидании потомству, пятеро монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее. В России во времена царствования Михаила Фёдоровича, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. Курильщиков пытали и били до тех пор, пока они не сознавались, где достали «богопротивное зелье». Торговцам табаком «рвали ноздри» и ссылали на вечное поселение в Сибирь.

Испанская королева Изабелла первая прокляла табак заодно с теми, кто его употреблял.

В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. Педагоги полагают, что подобный метод, во-первых, отлучает провинившегося от сигареты, а во-вторых, он – пусть даже в принудительном порядке приобщается к спорту.

После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было: «… велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».

А недавно Британская патентная служба выдала регистрационное свидетельство на любопытное изобретение. Изобретатель – житель Тайваня – придумал пепельницу. Она имеет углубление для спичечного коробка. Когда человек берет спички, внутри пепельницы включается встроенный микромагнитофон, пепельница начинает надсадно кашлять, как заядлый курильщик, а затем говорит «Курение сокращает жизнь среднестатистического курильщика почти на четверть века, курение – главная причина ишемической болезни сердца, рака легких, гортани, пищевода, полости рта, глотки, причина хронического бронхита».



Викторина

  1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

А) Медики;

Б) пожарные;

В) церковь.


2. При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» - в России

секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?



А) При Петре I;

Б) при царе Михаиле Фёдоровиче;

В) при Алексее Михайловиче.


3. В школах Китая юных курильщиков ожидает изнурительное наказание. Какое же?


А) Тренировка на велотренажёре;

Б) бег на 1,5 км;

В) мытьё полов.


4. Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там

объявлены «профессиями некурящих»?

А) Учителя и медики;

Б) пожарных и милиционеров;

В) егерей и подводников;


5. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодёжи

устроила соревнования – кто выкурит больше папирос. Двое

«победителей» не смогли получить приз, так как скончались,

выкурив…


А) 40 папирос;

Б) 50 папирос;

В) 60 папирос

Памятка учащимся

Табак - один из наиболее мощных канцерогенов, вызывающих онкологические заболевания лёгких, трахеи, бронхов, гортани, горла, пищевода…

Курение табака – основной фактор риска заболеваний органов дыхания: хронического бронхита, хронической обструктивной болезни лёгких, пневмонии.

Курение табака – фактор риска атеросклероза, инфаркта миокарда, болезней коронарных сосудов.

Курение табака увеличивает риск остеопороза.

Курение табака быстро приводит к одышке, старению кожи лица, пожелтению зубов, неприятному запаху из-за рта.

Никотин по своим фармакологическим свойствам и воздействию близок к наркотическим препаратам (героину и кокаину) и вызывает развитие зависимости.

Подражание старшим не всегда и не во всём правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, - потребность каждого подростка.

Это знает каждый взрослый человек! Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.

Минздрав России предупреждает «Курение опасно для вашего здоровья».















Заключение.

Ребята, способность бросить вредную привычку зависит только от вас, вашей собранности, силы воли. Надо быть упорным и настойчивым! Начать курить легче, чем отказаться от курения. Давайте же беречь как своё здоровье, так и здоровье окружающих!

Метафора:

Когда-то, давным-давно, в одной восточной стране, вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи.

И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил оказывать содействие в решении различных проблем жителям большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а продолжали ходить за советом к старому мудрецу.

Молодой человек решил доказать всем, что мудрец не такой уж и умный, что он не все знает на этом свете. И он придумал для него такое испытание: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она – мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет – мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше, чем его».

Молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?»

«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.

«А какая она, мертвая или живая» – спросил молодой человек.

«Все в твоих руках» – ответил мудрец.

– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте правильный выбор!





Список использованной литературы:

Х.В. Голубева «Проблемные классные часы. 5 – 11 класс», «Волгоград, Учитель, 2006г.»

Н.Ф. Дил «Правовые классные часы. 5 – 11 класс», «Ростов – На – Дону, Феникс, 2006г.»

М.М. Миронова и др. «Классные часы 5 – 7 класс», «Волгоград, Учитель, 2007г.»

Е.П. Сгибнева «Классные часы в средней школе», «Москва, 2005г.»

А.И. Сизанов, В.А. Хриптович «Модульный курс профилактики курения.

5 – 11 класс», «Москва, Вако, 2004г.»

Т.А. Фалькович и др. «Подростки XXI века. 6 – 11 класс», «Москва,

Вако, 2006г.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!