СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Сказки водят хоровод"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Сказки водят хоровод"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Сказки водят хоровод"»

Сказки водят хоровод

Методическая записка

Вид деятельности

Воспитатель

Тип занятия

Внеклассное мероприятие

Целеполагание – образовательный результат:

Дидактическая цель: Обобщить единичные знания в области краеведческой, народной литературы, привести в систему полученные ранее знания.

Образовательные цели:

Познакомить воспитанников с устным народным творчеством народов севера, проживающих на территории ЯНАО;

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;

Учить видеть сходства и различия в одном жанре;

Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;

Актуализировать, обобщить, систематизировать знания воспитанников в области краеведческой, народной литературы;

Развивающие цели:

Способствовать становлению, развитию литературно развитой личности;

Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности;

Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей;

Создать комфортные условия для творческой деятельности.

Воспитательные цели:

Развивать познавательный интерес воспитанников к своей «малой» родине;

Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям ЯНАО, их творчеству и образу жизни.

Проектирование образовательных результатов:

Образовательные результаты:

Предметные:

- Создать условия для осознания необходимости умения анализировать сказки. Сопоставлять героев произведений с целью выявления сходств и различий русской народной сказки и сказки народов Севера. Выражать собственное отношение к сказкам.

-Обеспечить развитие и саморазвитие каждого воспитанника,

-Находить языковые средства


Метапредметные:

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с воспитателем.

Познавательные: объясняют, что такое жанр, вид сказки, к какому виду относится тот или иной отрывок из сказки; находят языковые средства, помогающие точно и выразительно передать принадлежность отрывка к русской народной сказке, сказке народов Севера.

Коммуникативные: инсценируют сказки и при этом раскрывают содержание прочитанного; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.


Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего воспитанника», осознают важность учебы и познания нового.





Технологическая карта

Занятия по внеурочной деятельности

Тема: Сказки водят хоровод.

Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.

Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;

на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.

Участники: разновозрастная группа воспитанников.

Подготовительная работа:

  • чтение ненецких сказок,

  • создание творческой группы,

  • организация книжной выставки,

  • оформление группы,

  • подбор музыки

Оборудование:

Этапы урока (мин.)

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент


Мотивация на настрой занятия


Послушайте меня,

Да мои детушки!

Я ли вам сказку скажу,

Сказку скажу да стародавнюю…

Вступительная беседа:

(Звучит музыка «Девочка неночка», Воспитатель читает стихотворение: «У сказки чистая душа.)

У сказки чистая душа

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в мир ненецких сказок.

Нелёгкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер северян.

Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.

Воспитатель обращает внимание на то, что во время полярной ночи жизнь в стойбищах замирает, поэтому, часто вечерами в чумах перед очагом старики рассказывали молодым сказки и предания, услышанные ими много лет назад

Слушают, настраиваются на работу.


2. Сообщение темы и цели занятия


Взаимодействие учеников и учителя, выход на проблемный вопрос



.-Каждому из вас сказки рассказывают мамы, бабушки, дедушки. Какие же ваши любимые сказки, назовите их.


Воспитатель:

- Ребята, мы поможем девочке вернуться в сказку?


(Дети перечисляют свои любимые сказки, а в это время выходит их чума Тэюне со словами)

Тэюне: - куда это я попала? Где я?

Воспитатель:

- Здравствуйте! Кто вы? И откуда вы к нам?

Тэюне: - я потерялась, помогите мне ребята найти дорогу обратно.

3. Основная часть.

1.Знакомство со сказками



















2.Инсценировка сказки «кукушка» (приложение 2)

- А для того чтобы ей помочь нам придется сильно потрудится. 1.Послушайте отрывки из сказок (приложение 1)

Объяснение учителя.

Эти отрывки из сказок народов Севера

Что особенного мы можем выделить в северных сказках?














- Зрители, понравилась вам сказка?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Как заканчивается эта сказка?

-Почему мама не вернулась к детям?

- Как же нужно относиться к своей маме?



- Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Дети читают сказки





Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы.


Ответы детей



- Грустно заканчивается.

- Она очень обиделась.

-Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.


4. Включение нового знания в систему знаний и повторений


2.Викторина«Сказочный переполох».


Воспитатель:

Вашему вниманию предлагаю викторину, посмотрите, пожалуйста, на картинки, ведь действительно перепутались названия сказок, начался переполох!

(показ сказок).

1. Храбрый Ято и три его дочери.

2. Старик и сестра его Тэюне.

3. Почему рыба ходить не может.


4. Осётр и дикий олень


5. Лиса, птичка и ворон



6. Кукушка

7.Хозяин и работник




Дети отгадывают сказки



3. Викторина «Из какой сказки эти предметы?»



Дети отгадывают предметы

Тэюне:

- поможете мне вернуть их хозяевам?

(Тэюне из сумочки вытаскивает предметы)

1.Наперсток – из сказки «Кукушка»

2.Стружка – из ненецкой сказки «Тун, кавхи»

3.Волшебные стрелы – из сказка «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»

4.2 туеска: ведерко из березовой

коры, деревянный

гребень?"Дочка

ростом с веретенце"- коми

5.ножи, скребки и мялки для выделывания шкур, стальные иголки «Хозяин ветров"



Воспитатель:

- Молодцы, оказывается, знаете много сказок. Вот мы прошли все испытания, вспомните, с какой же сказки потерялась наша девочка и как её зовут? 

Дети: Храбрый Ято и сестра его Тэюне

5. Творческая работа. 


Рисование по мотивам сказки «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»


- Правильно ребята, а вы помните эту сказку, а давайте вспомним содержание этой сказки, и нарисуем наиболее понравившийся вам эпизод из сказки.

Какие прекрасные рисунки у вас получились, давайте немного каждый расскажет что нарисовал.

















































- А мы давайте посмотрим на будущих охотников, рыбаков и оленеводов. И будем болельщиками за каждого участника.



Дети рисуют эпизоды из сказки


Обсуждение с детьми рисунков


(Во время обсуждения рисунков из чума выходит брат Тэюни Ято.)

Ято: - Здравствуйте ребята, я услышал ваши голоса, - вы указали мне дорогу и нашли мою сестру Тэюни? Спасибо вам большое за сестру, но я к вам пришёл не с пустыми руками. Скажите ребята, какими личными качествами должен обладать молодой человек? (Смелость, ловкость, выносливость и т д).

Всё правильно, давайте мальчики, посостязаемся, а самому сильному и выносливому я подарю свой ремень, который мне приносит удачу.

Для состязаний нам понадобятся детские нарты, палки для перетягивания. Есть среди вас желающие поиграть? (Выходят желающие.)

(Ято сообщает правила игры.)

Игра: Прыжки через нарту»

Правила игры: Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 2-3 нарты (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50с. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Игра «Перетягивание палки»

Правила игры: Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

(В это время Тэюне собирает детей и рассаживает около себя.)

Тэюне:



6Подведение итогов.



Воспитатель:

- Ребята, Наше путешествие по сказкам подходит к концу. Прежде чем мы попрощаемся с героям сказок давайте, еще раз перечислим, чему нас учат народные ненецкие сказки?




Воспитатель:

-Наши герои сказок, хотят вам на последок сказать пожелания на ненецком языке.

Воспитатель:

-Гости пожелали нам быть смелыми, храбрыми, добрыми, делать добро близким, друзьям. Будем надеяться, что они к нам ещё придут в гости и познакомят с другими добрыми смелыми героями сказок.

(Прощаемся с героями сказок, Ято и Тэюне берутся за руки и уходят)



(Приблизительные ответы детей.)

*сказки знакомят нас с окружающим миром;

*внушают нравственные правила, нормы поведения;

*внушают уверенность в торжестве правды;

*в победе добра над злом.

(Пожелания героев сказок Тэюне и Ято детям на ненецком языке.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!