СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Смотри на мир сердцем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на формироавние в детях доброты и сострадательности.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Смотри на мир сердцем"»







На конкурс методических разработок

по организации внеурочной деятельности


«Смотри на мир сердцем»




Составила

учитель начальных классов

Рафикова Дилара Магдановна

МБОУ «СОШ № 17»









Салават, 2013

Цели:

выявление личностной и социальной значимости доброты как одного из высших человеческих чувств, воспитание способности сочувствовать и сопереживать ближнему.


Задачи:

  • формировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения (личностные УУД);

  • развивать умения отличать плохое от хорошего (личностные УУД);

  • работать над осознанием чувства личной ответственности за свои поступки (личностные УУД);

  • формировать культуру общения; способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды (коммуникативные УУД);

  • обогащать словарный запас через введение новой лексики (познавательные УУД).


Ход занятия

1.Введение в тему


-Дорогие ребята, сегодняшний классный час я хочу начать с притчи. Кто-нибудь знает, что такое притча? Притча – короткая поучительная история. Слушаем…


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, предательство, эгоизм, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...


-Как вы поняли смысл этой истории? (Ответы детей)

-Да, каждый человек сам выбирает свой путь. Либо он совершаешь добрые дела, а значит «кормит доброго волка», или обижает близких, несет зло в мир, тогда «кормит злого волка».


-Сегодня на классном часе мы поговорим о доброте, о правильных поступках, о том, почему сердце человека должно быть наполнено любовью и добротой. В конце занятия я спрошу вас, надо ли быть добрым, или в наше время это уже не нужно.


2. Работа с понятиями «доброта», «милосердие», «зло»


- Ребята, сейчас прозвучали слово «доброта», «добро», они всем вам знакомы с детства.

А что такое добро для вас? Что значит быть добрым человеком? (Ответы детей)


-Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добро- это все хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, мама, улыбка, дружба. (Дети могут назвать свои ассоциации)

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла –

Тот людям вовеки

Не делает зла.

-А что же есть зло? (Ответы детей)

-Да, это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.(Ассоциации детей)

- Мы живем с вами на планете Земля. Много сотен лет существуют на нашей планете добро и зло, это значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Каждый выбирает свой путь сам.


-Есть ещё очень хорошее слово – милосердие. Кто-нибудь слышал его? Что оно обозначает?

(Ответы детей:

-Милое сердце, значит доброе. -Всевозможная помощь.

-Доброта, сострадание. -Добрые поступки.

-Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.)


-Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.

-Милосердие – это сострадание. «Милое сердце» - это доброе сердце. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи. «Сестра милосердия» - так называли женщин, которые ухаживали за тяжело больными. В наше время тоже есть люди, которые помогают тяжело больным детям, беспомощным старикам, инвалидам, безнадежно больным людям. Они выполняют очень тяжелую работу, бесплатно, иногда даже сами покупают лекарства, продукты, игрушки на свои деньги.

- Как вы думаете, почему люди выбирают такой трудный путь? 


3. Добрые слова и поступки


-Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.        


-Как вы понимаете слова: « делать людям хорошее - хорошеть самому».

-Да, можно сказать, что помогая ближнему, ты становишься немножко лучше и даже счастливее.


Иногда чтобы помочь человеку в трудную минуту, достаточно просто поддержать его добрым словом.

Ах, как добрые слова нужны!                                              

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова- дела важны?

Дела- делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.                                                             

 

-Врачи советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.

-А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы)

- Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом.)

- В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)

- В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)

- Всего доброго! (Доброе пожелание в конце встречи, телефонного разговора.)


4.Составление пословиц о доброте


-Во все времена в народе ценилась доброта и милосердие. Поэтому в русской речи много пословиц и поговорок про человеческую доброту. Попробуем догадаться, как оканчиваются эти пословицы.

  • Живи добрее, будешь всем милее.

  • Добрый человек плачет от радости, а злой — от зависти.

  • Доброе сотворишь — себя увеселишь.

  • Не хвались серебром, а хвались добром.

  • Не делай другим того, что себе не желаешь.

  • Доброе дело два века живёт.


5.Игра «Добрые пожелания»


-Давайте встанем в круг. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. (Можно говорить друг другу пожелания, комплименты.)

- Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.

-Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. Может вы когда-нибудь   проявляли милосердие, оказывали помощь кому-то, совершали добрые поступки? Расскажите.(Ответы детей)

  

6. Разбор поведения обучающихся нашего класса

-Приведите примеры, когда добрые дела могли быть совершены в школе.

-Как мы должны относится по отношению к друг другу?

- А что делать, если возник спор и никто не хочет уступать?


-Кого бы в классе вы хотели попросить, быть добрее?

-Кто может быть в нашем классе примером доброжелательного отношения к одноклассникам?


-Особенно нуждаются в добром отношении наши близкие. Приведите пример.


7. Заключение. Составление нравственного портрета

- Как вы думаете, с каким предметом неживой природы можно сравнить доброту?

Да, это солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи (Можно организовать работу в группах по рядам)

Аккуратный,  доброжелательный,  вежливый,  грубый, неучтивый,  умеет прощать обиды,  чуткий,  отзывчивый, помогает в беде,  часто ссорится,  вспыльчивый ,  скромный, общительный,  ласковый, весёлый,  счастливый,  наглый, внимательный,  жадный,   крикливый .

 -Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком? (читаем хором на лучиках слова).

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, путь борьбы добра и зла.


8. Подведение итогов (рефлексия)


-В начале урока я спросила вас, надо ли проявлять доброту в наше время?

-По отношению к кому может проявляться это чувство?

(Ответы детей:

к близким, друзьям, одноклассникам,

к природе, к животным,

к тому, кто беззащитен, кто нуждается в помощи

по отношению ко всему живому)


-А легко ли быть добрым? Объясните своё мнение.

Попробуйте оценить наличие у себя этого качества по 10-бальной шкале.


Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета. А.Барто «Вовка – добрая душа»









Дополнительный материал

Игра: «Добрый - злой».

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина и т.д.)

Игра: «Продолжи предложение».

А на какого литературного героя вы хотели бы быть похожим?

Продолжите: «Хочу быть таким, как….., потому что…»

Игра: «Зло», «Доброта».

Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? Первый столбик назовем «зло», а во второй «доброта». Распределение слов:

Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.

В каком столбике больше слов? «Добрых» слов получилось больше, чем «злых». Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».







7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!