СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Тайны русского языка» (5-6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Тайны русского языка» (5-6 класс)»

Внеклассное мероприятие «Тайны русского языка» (5-6 класс)

Цели внеклассного мероприятия.

  • Повторение и обобщение знаний учащихся по разным разделам лингвистики.

  • Воспитание  интереса к истории русской письменности, интереса к чтению научно-популярной литературы по лингвистике, любви к русскому языку.

  • Развитие у детей понимания того, какую роль играет русский язык в современном мире.

  • Формировать умение работать в группе;

  • Воспитывать любознательность, любовь к родному языку


Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим турнир знатоков русского языка.

Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучноватым, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного, очень интересного.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота»

 Что такое слово?  ( Л. Н. Толстой: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.»)


Разминка.

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Конкурс «Собери пословицу». На карточках даны перепутанные пословицы. Ваша задача – соединить их правильно за 2 минуты.

1.Семь раз отмерь - а) лучше худого ворчанья.

2.Без грамоты хоть плачь – б) торопись делом.

3.Веревка хороша длинная – в) кто слушает — собирает (пожинает).

4.Бояться несчастья – г) а беседа умом.

5.Не спеши языком, д) и счастья не видать

6.Кто говорит, тот сеет; е) великое слово.

7.Доброе молчанье ж) а один раз отрежь

8.На великое дело – з) вылетит – не поймаешь.

9.Красно поле пшеном, и) а с грамотой хоть вскачь.

10.Слово не воробей: к) а речь короткая.



Первая станция «Фонетика»

1. Назовите десять женских имён, в написании которых есть разделительный мягкий знак.

2. Команде необходимо найти слова, в которых есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть, собака, счет, воз)

Ответ: слушать, собака, воз.

3.Перед вами затранскрибированное предложение. Прочитайте его и запишите с помощью букв.

Словарь – это вся внутренняя история народа.

c л а в а р – э т о ф с а в н у т р э н а j а и с т о р и j а н а р о д а

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

и с т и н а j а л у б о ф к с в а j э j с т р а н э н и м ы с л и м а б э з л у б в и к с в а j э м у j а з ы к у



Станция «Лексика»

  1. Подбери  синонимы  к словам:

Работа -

Состязание -

Болтать - 

Добрый - 

Печаль -

Смеяться -

Спешить -

Гигантский -

Беседа -

Невесомый -

Бродить - 

Тощий -


  «Почему мы так говорим»:

- бойкот;

- бить баклуши;

- во всю Ивановскую;

- дело в шляпе;

- заварить кашу;

- крокодиловы слезы;

- на лбу написано;

- названия месяцев;

- рубль;

- с первым апреля.


Станция «Словообразование»

  1. От корня слов так же, как от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чье дерево ветвистее, та команда и выигрывает. (исходное слово: «говор»)

  2. Выполнить морфемный разбор слов: призадуматься, свежемороженый, выращивание.



Станция «Синтаксис»

  1. «Покажи предложение»

У каждой команды на столе лежат карточки с обозначениями членов предложения. Задача каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила показ фразы.

Мы храним богатство нашего языка, бережно и аккуратно обращаемся со словом.


  1. Расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Дружба давнее понятие.

  2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой гласит народная мудрость.

  3. Верный друг никогда не обманет не предаст.

  4. Каждый из нас конечно же хочет иметь настоящего товарища.

  5. В настоящем друге привлекают многие положительные качества терпение внимание уважение верность отзывчивость.

  6. Кай и Герда Чук и Гек Тимур и его команда многие герои литературных произведений учили нас никогда не бросать друга в беде.

  7. Кот Леопольд повторял Ребята давайте жить дружно.

  8. Хороший друг как путеводная звезда будет идти с тобой по жизни плечом к плечу.


Станция «Текстоведение»

  1. Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву «п». Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

  2. Прочитайте и разделите текст на абзацы.

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)



  1. Составить стихотворение в прозе «Русский язык».

Подведение итогов жюри.



Конкурс «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)



Награждение команд.

4. Заключительное слово учителя:

- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Благодарю за игру!

Удачи и терпения в познании нового!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!