«Региональный этап Всероссийского методического конкурса «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Название конкурсной работы | Внеклассное занятие «Так вот ты, какая каша». |
Автор (ФИО - полностью) | Белова Людмила Владимировна |
Школа – полное наименование | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан |
Электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте), номер телефона | [email protected] 89656212016 |
Возраст учащихся | 11-12 лет |
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» | «Формула правильного питания» |
Стаж работы в программе | 2 года |
Так вот ты, какая каша.
Цели и задачи:
• сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
• помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
• работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
• развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
• воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Профориентационные: способствовать формированию знаний о профессиях: технолог (следит за технологией изготовления), лаборант (проверяет качества)
Межпредметные связи: биология, русский язык, физика, история.
Оборудование: презентация «Так вот ты какая, каша», блокнот «формула правильного питания», рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», технологическая карта «Приготовление гречневой каши» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3-4), Листы для оформление детской книги для детей младшего возраста «Вот ты какая, каша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), Карточки «Первичная обработка круп», образцы различных круп, картинки «Как Вы относитесь к каше?».
Действующие лица: Бабка, солдат, 2 ведущих
Ход урока
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки, а также русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу, найти подходящие картинки «Как Вы относитесь к каше?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
1. Организационный момент:
– приветствие;
– проверка явки учащихся;
– заполнение учителем классного журнала;
– проверка готовности учащихся к уроку;
– настрой учащихся на работу;
– доведение до учащихся плана урока.
2. Сообщение нового материала.
БАБКА. - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас видеть у нас в гостях. Щедрый русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок - из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное полезно и продукты вполне доступны.
- Давайте вспомним, чем был богат традиционный русский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленное нашими поварами наиболее распространенное русское кушанье. Итак, начинаем.
Аукцион «Русские кушанья».
Учащиеся по очереди называют название блюд (крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения и соленья, квасы и медовухи и др.)
БАБКА. Молодцы, ребятки.
Слайд 1 – УЧИТЕЛЬ - Сорока – белобока Кашу варила,
Ребят созывала:
Про кашу слушать
Да кашу кушать.
ВЕДУЩИЙ 1: Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.
Слайд 2 – Праматерью хлеба величают ее в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «КАША - МАТЬ НАША».
ВЕДУЩИЙ 2: Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
Слайд 3 – ВЕДУЩИЙ 1: Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе.
Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
ВЕДУЩИЙ 2: Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь! «Выражение это дошло и до наших дней.
Учитель: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? Домашняя работа у вас была подготовить картинки, которые бы отражали ваше отношение к каше. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Слайд 4 – Учитель: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора )
(Появляется Солдат и поет песню (запись приложение 2), затем старуха)
ВЕДУЩИЙ 1: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Вон там на гвоздике повесь
А ль ты совсем глуха. что не чуешь?
Где хошь, там и заночуешь!
Глухая! Подавай на стол!
Да нечего, родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
Давай топор! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ 2: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий 1: Солдат сыплет крупу, пробует.
(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
- Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
(Старуха, смакуя кашу ):
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ 2: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
СЛАЙД 5 - (Дети выполняют работу в блокнотах для школьников «ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ » стр. 58
УЧИТЕЛЬ: Крупы – универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы (65-77%), растительные белки (7-12%), жиры (до6%), минеральные вещества, среди которых фосфор, железо, калий, магний, кальций.
Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, производимых в России. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.
Выполним задание в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» на стр. 33.
СЛАЙД 6 - Гречиха относится к гречишным растениям. (Демонстрирую). Крупа содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Углеводы, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей.
Гречиха - гречневая крупа - гречневая каша. (Запись в тетради).
СЛАЙД 7 - Просо в нашей стране относится к числу крупяных культур. (Демонстрирую). Пшено – это ядро проса. Пшенная крупа - древнейшая зерновая культура. Переваривается оно медленно и обычно рекомендуется при заболевании сахарным диабетом, атеросклерозе и заболеваниях печени.
Просо - пшённая крупа -пшённая каша. (Запись в тетради).
СЛАЙД 8 - Её получают из зерновой культуры – ячменя. Перловая крупа очень богата углеводами, растительными белками и витаминами.
Ячмень – перловая крупа – перловая каша. (Запись в тетради).
СЛАЙД 9 - Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. (Демонстрирую). Нашу планету условно можно разделить на западный “мир пшеницы” и восточный “мир риса”. К сожалению, в процессе очистки и шлифовки рисовых зёрен удаляются витамины, белок и клетчатка. Остаётся легко перевариваемый и дающий много энергии - крахмал. Это свойство широко используется в диетическом питании. Относительными противопоказаниями являются ожирение, сахарный диабет.
Рис - рисовая крупа - рисовая каш (Запись в тетради).
СЛАЙД 10 - Здесь представлена гороховая крупа. (Демонстрирую)
Так называется лущёный горох. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белка— до 25%.
Горох - гороховая крупа - гороховая каша. ( Запись в тетради).
Кроме названных круп есть ещё манная и овсяная крупы. (Демонстрирую)
СЛАЙД 11 - Из пшеницы получают манную и пшеничную крупу.
Манная каша на молоке очень калорийна и легко переваривается. Её дают и малышам, и детям постарше. Особенно хороша манка с кисловатым вареньем или кусочками яблок и банана.
Пшеница – манная крупа - манная каша. (Запись в тетради).
СЛАЙД 12 - Овёс - зерновая культура. (Демонстрирую).
Из него получают овсяную крупу и варят овсяную кашу. Это любимая каша англичан. Она богата витаминами, очень питательна. Рекомендуется для питания людям пожилого возраста.
Овёс - овсяная крупа – овсяная каша. (Запись в тетради).
УЧИТЕЛЬ: В русской кухне каши издавна делились на три основных вида – кашицы – размазни, крутые, рассыпчатые. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.
По консистенции каши варят – жидкие, вязкие и рассыпчатые.
(Запись в тетради)
Каши могут быть самостоятельным блюдом, гарниром для 2 блюда, крупы могут дополнять первые блюда (уха, рисовый молочный суп), могут присутствовать в салатах и даже порадовать нас десертом (пудинг).
Прежде, чем сварить гречневую кашу, нам надо крупу перебрать.
Крупы можно - перебрать, просеять, промыть, подсушить и замачивать.
СЛАЙД 13 - 3. Физкультминутка.
Мы на завтраке сидим, кашу пшенную едим.
Мы на завтраке сидим, кашу манную едим.
Мы на завтраке сидим, и овсянку мы едим.
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
Работа по таблице «Первичная обработка круп»
- Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой
Рис поднялся, разварился
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится
Крышка прыгает звеня
Приходите все учиться
Кашеварить у меня.
(- Мальчик забыл помыть крупу)
- А какую еще первичную обработку проходят крупы?
4. Практическая работа: «Первичная обработка гречневой крупы».
Задание: выполнить первичную обработку гречневой крупы удаляя примеси.
Для выполнения задания приглашаются по 1 человеку из бригады.
Время выполнения: 3 минуты.
Максимальный балл – «3»
Оценить результаты выполнения практической работы предлагается независимым экспертам – гостям.
Остальные учащиеся в это время заполняют таблицу №1 «Первичная обработка круп» какую первичную обработку необходимо выполнить перечисленных в таблице круп.
Проверка правильности заполнения таблицы.
Обоснование выбора того или иного способа первичной обработки.
И так, с первичной обработкой круп вы справились.
Таблица №1 «Первичная обработка круп»
Крупа | Первичная обработка | | | | |
| Переборка | Просеивание | Мытье | Подсушивание | Замачивание |
Гречневая | + | | | + | |
Рис | + | | + | | |
«Геркулес» | + | | | + | |
Пшено | + | | + | | |
Манная | | + | | + | |
Перловая | + | | + | | 2-3 часа |
В процессе заполнения мы выяснили, что:
А) перебирают: все, кроме манной;
Б) просеивают: только манную;
В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;
Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.
Перечислить названия и показать посуду, необходимую для приготовления блюда.
Рассказать о старинной посуде для приготовления каши, о приготовлении блюда в русской печи, показать образцы ухвата, деревянных ложек и поварёшек.
Для выполнения практической работы класс разделила на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят гречневую кашу (родители – консультанты помогают и следят за Т.Б.).
4. Практическая работа. «Приготовление рассыпчатой гречневой каши». Прежде чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности.
(Повторяем правила ТБ)
Инструктаж по Т.Б.
Повторение правил т.б. при работе с горячими жидкостями.
(у каждого ребёнка на парте инструктаж)
2. Вопросы для обсуждения.:
_ Как правильно брать горячую посуду?
_ Как не обжечься паром от горячей воды.
Назначение дежурных поваров, подготовка кухни к выполнению лабораторно-практической работы.
- Сейчас мы с вами побудем в роли поваров.
Подготавливаем рабочее место, внимательно знакомимся с инструкционной картой.
Выполняем практическую работу строго по инструкционной карте.
Наименование продукта | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Крупа Вода Соль | 75 г 140 г 2г | Перебрать крупу, промыть. Вскипятить воду. Залить крупу кипятком. Добавить соль и варить на среднем огне до выкипания воды | Миска, кастрюля, ложка столовая |
Молоко | 100 г | Влить в крупу | Стакан |
Масло топленое | Юг | Добавить в крупу | Ложка столовая |
Масло сливочное | 15 г | Добавить в готовую кашу и подать на стол | Ложка столовая, тарелка |
В процессе приготовления каши возможны такие виды деятельности:
1) Задание 2 на странице 32 рабочей тетради «Разговор о правильном питании».
2) Составление книжки-малышки для детей со стихами о каше.
3) По образцам зерновых культур выбор соответствующих образцов круп, из которых готовятся каши.
5. Закрепление изученного материала. Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.
БАБКА: Милости просим к нам во двор со своим добром! Отведаем блюдо, которое издревле было главным на Руси.
СОЛДАТ: Гречневая каша – матушка наша», «Гречневая каша сама себя хвалит», «Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит» - говорили о ней на Руси.
ВЕДУЩИЙ 1: У каждой каши, сваренной правильно, свое «лицо», свой вкуси аромат. Но давайте повторим общие принципы варки каш. (Учащиеся повторяют).
6. Подведение итогов. ВЕДУЩИЙ 2: У наших предков каша на столе была по праздникам. Не мешало и нам забывать хорошее. В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой. Все угощались кашей, так произошло слово однокашник. Вот и вы теперь, отведав каши, стали не только одноклассниками, но и однокашниками. Так что относитесь к каше с уважением!
Изменилось ли ваше мнение о каше? (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Подвели итоги.
Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.
Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.
7. Рефлексия
Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…
Мы узнали:
1) Каша имеет многолетнюю историю;
2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы;
3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;
4) Разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая, гороховая, ячневая.
4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц.
Одним словом, каша очень полезна, поэтому
«Ешьте больше каши – будете здоровы!»
8. Домашнее задание.
- Принести рецепт любимой каши в вашей семье. Мы создадим «Кулинарную книгу любимых каш класса».
- А я подарю вам рецепт известной Гурьевской каши. Попросите маму, чтобы она вам ее приготовила.
Всего вам доброго!!
10