СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Так вот ты, какая каша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный этап Всероссийского методического конкурса "Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс" реализации программы "Разговор о правильном питании".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Так вот ты, какая каша"»

«Региональный этап Всероссийского методического конкурса «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».



Название конкурсной работы

Внеклассное занятие «Так вот ты, какая каша».

Автор (ФИО - полностью)

Белова Людмила Владимировна

Школа – полное наименование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте), номер телефона

[email protected]

89656212016

Возраст учащихся

11-12 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Формула правильного питания»

Стаж работы в программе

2 года









Так вот ты, какая каша.

Цели и задачи:

• сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;

• помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;

• работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;

• развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;

• воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Профориентационные: способствовать формированию знаний о профессиях: технолог (следит за технологией изготовления), лаборант (проверяет качества)


Межпредметные связи: биология, русский язык, физика, история.


Оборудование: презентация «Так вот ты какая, каша», блокнот «формула правильного питания», рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», технологическая карта «Приготовление гречневой каши» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3-4), Листы для оформление детской книги для детей младшего возраста «Вот ты какая, каша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), Карточки «Первичная обработка круп», образцы различных круп, картинки «Как Вы относитесь к каше?».

Действующие лица: Бабка, солдат, 2 ведущих


Ход урока

Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки, а также русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу, найти подходящие картинки «Как Вы относитесь к каше?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.


1. Организационный момент:

– приветствие;

– проверка явки учащихся;

– заполнение учителем классного журнала;

– проверка готовности учащихся к уроку;

– настрой учащихся на работу;

– доведение до учащихся плана урока.


2. Сообщение нового материала.

БАБКА. - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас видеть у нас в гостях. Щедрый русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок - из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное полезно и продукты вполне доступны.

- Давайте вспомним, чем был богат традиционный русский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленное нашими поварами наиболее распространенное русское кушанье. Итак, начинаем.


Аукцион «Русские кушанья».

Учащиеся по очереди называют название блюд (крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения и соленья, квасы и медовухи и др.)

БАБКА. Молодцы, ребятки.


Слайд 1 – УЧИТЕЛЬ - Сорока – белобока Кашу варила,

Ребят созывала:

Про кашу слушать

Да кашу кушать.

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!

Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. 

Слайд 2 – Праматерью хлеба величают ее в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «КАША - МАТЬ НАША».


ВЕДУЩИЙ 2: Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».


Слайд 3ВЕДУЩИЙ 1: Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе.

Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».


ВЕДУЩИЙ 2:  Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь! «Выражение это дошло и до наших дней.


Учитель: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего?  Домашняя работа у вас была подготовить картинки, которые бы отражали ваше отношение к каше. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Слайд 4Учитель: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка  р.н.с. «Каша из топора )

(Появляется Солдат и поет песню (запись приложение 2), затем старуха)
ВЕДУЩИЙ 1: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

  • Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

  • Вон там на гвоздике повесь

  • А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

  • Где хошь, там и заночуешь!

  • Глухая! Подавай на стол!

  • Да нечего, родимый!

  • Свари кашицу

  • Да не из чего!

  • Давай топор! Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ 2: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

  • Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )

Ведущий 1: Солдат сыплет крупу, пробует.

  • Готова ли?

  • Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

- Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
(Старуха, смакуя кашу ):
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.


ВЕДУЩИЙ 2: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

  • А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.


СЛАЙД 5 - (Дети выполняют работу в блокнотах для школьников «ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ » стр. 58


УЧИТЕЛЬ: Крупы – универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы (65-77%), растительные белки (7-12%), жиры (до6%), минеральные вещества, среди которых фосфор, железо, калий, магний, кальций.

Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, производимых в России. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.

 Выполним задание в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» на стр. 33.


СЛАЙД 6 - Гречиха относится к гречишным растениям. (Демонстрирую). Крупа содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Углеводы, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей.

Гречиха - гречневая крупа - гречневая каша. (Запись в тетради).


СЛАЙД 7 - Просо в нашей стране относится к числу крупяных культур. (Демонстрирую). Пшено – это ядро проса. Пшенная крупа - древнейшая зерновая культура. Переваривается оно медленно и обычно рекомендуется при заболевании сахарным диабетом, атеросклерозе и заболеваниях печени.

Просо - пшённая крупа -пшённая каша. (Запись в тетради).


СЛАЙД 8 - Её получают из зерновой культуры – ячменя. Перловая крупа очень богата углеводами, растительными белками и витаминами.

Ячмень – перловая крупа – перловая каша. (Запись в тетради).


СЛАЙД 9 - Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. (Демонстрирую). Нашу планету условно можно разделить на западный “мир пшеницы” и восточный “мир риса”. К сожалению, в процессе очистки и шлифовки рисовых зёрен удаляются витамины, белок и клетчатка. Остаётся легко перевариваемый и дающий много энергии - крахмал. Это свойство широко используется в диетическом питании. Относительными противопоказаниями являются ожирение, сахарный диабет.

Рис - рисовая крупа - рисовая каш (Запись в тетради).


СЛАЙД 10 - Здесь представлена гороховая крупа. (Демонстрирую)

Так называется лущёный горох. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белка— до 25%.

Горох - гороховая крупа - гороховая каша. ( Запись в тетради).


Кроме названных круп есть ещё манная и овсяная крупы. (Демонстрирую)

СЛАЙД 11 - Из пшеницы получают манную и пшеничную крупу.

Манная каша на молоке очень калорийна и легко переваривается. Её дают и малышам, и детям постарше. Особенно хороша манка с кисловатым вареньем или кусочками яблок и банана.

Пшеница – манная крупа - манная каша. (Запись в тетради).


СЛАЙД 12 - Овёс - зерновая культура. (Демонстрирую).

Из него получают овсяную крупу и варят овсяную кашу. Это любимая каша англичан. Она богата витаминами, очень питательна. Рекомендуется для питания людям пожилого возраста.

Овёс - овсяная крупа – овсяная каша. (Запись в тетради).


УЧИТЕЛЬ: В русской кухне каши издавна делились на три основных вида – кашицы – размазни, крутые, рассыпчатые. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.

По консистенции каши варят – жидкие, вязкие и рассыпчатые.

(Запись в тетради)

Каши могут быть самостоятельным блюдом, гарниром для 2 блюда, крупы могут дополнять первые блюда (уха, рисовый молочный суп), могут присутствовать в салатах и даже порадовать нас десертом (пудинг).

Прежде, чем сварить гречневую кашу, нам надо крупу перебрать.

Крупы можно - перебрать, просеять, промыть, подсушить и замачивать.

СЛАЙД 13 - 3. Физкультминутка.

Мы на завтраке сидим, кашу пшенную едим.

Мы на завтраке сидим, кашу манную едим.

Мы на завтраке сидим, и овсянку мы едим.


Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.


Работа по таблице «Первичная обработка круп»

- Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(- Мальчик забыл помыть крупу)

- А какую еще первичную обработку проходят крупы?


4. Практическая работа: «Первичная обработка гречневой крупы».

Задание: выполнить первичную обработку гречневой крупы удаляя примеси.

Для выполнения задания приглашаются по 1 человеку из бригады.

Время выполнения: 3 минуты.

Максимальный балл – «3»

Оценить результаты выполнения практической работы предлагается независимым экспертам – гостям.

Остальные учащиеся в это время заполняют таблицу №1 «Первичная обработка круп» какую первичную обработку необходимо выполнить перечисленных в таблице круп.

Проверка правильности заполнения таблицы. 

Обоснование выбора того или иного способа первичной обработки.

И так, с первичной обработкой круп вы справились.





Таблица №1 «Первичная обработка круп»        

     Крупа                      

Первичная обработка






  Переборка

Просеивание

Мытье  

Подсушивание

Замачивание

Гречневая

+

 


+                          

 

Рис

+

 

+

 

 

«Геркулес»

+

 


+                           

 

Пшено

+

 

+

 

 

Манная


  +                    


+                          

 

Перловая

+


+


2-3 часа


В процессе заполнения мы выяснили, что:

А) перебирают: все, кроме манной;

Б) просеивают: только манную;

В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;

Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.


  1. Перечислить названия и показать посуду, необходимую для приготовления блюда.

  2. Рассказать о старинной посуде для приготовления каши, о приготовлении блюда в русской печи, показать образцы ухвата, деревянных ложек и поварёшек.


Для выполнения практической работы класс разделила на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят гречневую кашу (родители – консультанты помогают и следят за Т.Б.).


4. Практическая работа. «Приготовление рассыпчатой гречневой каши».

Прежде чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности.

(Повторяем правила ТБ)

Инструктаж по Т.Б.

  1. Повторение правил т.б. при работе с горячими жидкостями.

 (у каждого ребёнка на парте инструктаж)

2. Вопросы для обсуждения.:

_ Как правильно брать горячую посуду?

_ Как не обжечься паром от горячей воды.

Назначение дежурных поваров, подготовка кухни к выполнению лабораторно-практической работы.

- Сейчас мы с вами побудем в роли поваров.

Подготавливаем рабочее место, внимательно знакомимся с инструкционной картой.

Выполняем практическую работу строго по инструкционной карте.

Наименование продукта

Количество продуктов

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Крупа

Вода

Соль

75 г

140 г

Перебрать крупу, промыть. Вскипятить воду. Залить крупу ки­пятком.

Добавить соль и варить на среднем огне до выкипания воды

Миска, кастрюля, ложка столовая

Молоко

100 г

Влить в крупу

Стакан

Масло топленое

Юг

Добавить в крупу

Ложка столовая

Масло сливочное

15 г

Добавить в готовую кашу и подать на стол

Ложка

столовая,

тарелка

В процессе приготовления каши возможны такие виды деятельности:

1) Задание 2 на странице 32 рабочей тетради «Разговор о правильном питании».

2) Составление книжки-малышки для детей со стихами о каше.

3) По образцам зерновых культур выбор соответствующих образцов круп, из которых готовятся каши.


5. Закрепление изученного материала.

Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.

БАБКА: Милости просим к нам во двор со своим добром! Отведаем блюдо, которое издревле было главным на Руси.

СОЛДАТ: Гречневая каша – матушка наша», «Гречневая каша сама себя хвалит», «Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит» - говорили о ней на Руси.

ВЕДУЩИЙ 1: У каждой каши, сваренной правильно, свое «лицо», свой вкуси аромат. Но давайте повторим общие принципы варки каш. (Учащиеся повторяют).

6. Подведение итогов.

ВЕДУЩИЙ 2: У наших предков каша на столе была по праздникам. Не мешало и нам забывать хорошее. В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой. Все угощались кашей, так произошло слово однокашник. Вот и вы теперь, отведав каши, стали не только одноклассниками, но и однокашниками. Так что относитесь к каше с уважением!

Изменилось ли ваше мнение о каше? (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Подвели итоги.

Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.

Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.


7. Рефлексия

Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…


Мы узнали:

1) Каша имеет многолетнюю историю;

2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы;

3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;

4) Разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая, гороховая, ячневая.

4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц.

Одним словом, каша очень полезна, поэтому

«Ешьте больше каши – будете здоровы!»



8. Домашнее задание.

- Принести рецепт любимой каши в вашей семье. Мы создадим «Кулинарную книгу любимых каш класса».

- А я подарю вам рецепт известной Гурьевской каши. Попросите маму, чтобы она вам ее приготовила.


Всего вам доброго!!

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!