СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Удивительное рядом"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Удивительное рядом" способствует расширению знаний обучающихся о клетках, их многообразии, строении; поддерживает интерес к познанию живого.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Удивительное рядом"»

Внеклассное мероприятие по биологии «Удивительное рядом»

Учитель биологии МБОУ СОШ №46 г. Воронеж

Шуткина Татьяна Николаевна

Цели:

Обучающая: расширение знаний обучающихся о клетке – основным строительным материалом живых организмов, их многообразием, строением и открытием; поддержание интереса к познанию живого.

Развивающая: развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; развивать образную память, логическое мышление, речь.

Воспитывающая; формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах.

Задачи:

- показать, что живые организмы состоят из из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

- дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

Оборудование: портреты ученых, таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскоп, микропрепараты «Клетки кожицы чешуйки лука» и «Покровная ткань листа фиалки», различные живые клетки (помидор, апельсин, яйцо), презентация.

Ход занятия.

Вступление.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте улыбнемся и нашим гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение. Это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит путешествие в мир науки биологии «Удивительное рядом». (Слайд 1)

В добрый путь!



Основная часть.

Учитель: Сейчас вы увидите следующие имена прилагательные и, скажете, какое слово их объединяет: лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, мышечная, птичья, звериная…

_ Правильно, клетка. (Слайд 2)

Учитель: - Как вы думаете, почему мы будем говорить о ней? (Все живые организмы состоят из клеток).

- Я – жизни всей основа!

Но скажу вам только сразу,

Что никто и никогда

Не увидит меня глазом.

Из множества таких как я

Апельсин и киви состоят,

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Отгадка кроется в простом –

Я живу во всем живом!

- Клетки такие мелкие, что увидеть их невооруженным глазом невозможно. А как же их тогда увидели? (С помощью микроскопа, т.е. с помощью увеличительных приборов).

- Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме.

Но! Чтоб ты клетки видеть мог,

Он придумал микроскоп.

- Ребята, кто знает, кто изобрел микроскоп?

А изобрел самый простой микроскоп голландец Захарий Янсен в 1995 году. (Слайд 3)

ХVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. Это время, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни.

Более трех столетий назад, английский ученый Роберт Гук, усовершенствовал микроскоп З.Янсена. Это позволило ему взглянуть на обычные вещи при большом увеличении. (Слайд 4)

В 1665 году, пытаясь понять, почему дерево так хорошо плавает, Р.Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки коры дуба в микроскоп. (Слайд 5)

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напоминавших ему соты в ульях медоносных пчел. Он назвал эти ячейки клетками. Так впервые был введен термин «клетка».

Правила работы с микроскопом. (Слайд 6)

  1. Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 1 см от края стола.

  2. Включить на штативе подсветку. (Микроскоп с лампочкой).

  3. Поместить микропрепарат на предметный столик и закрепить зажимами.

  4. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

  5. Смотря в окуляр, медленно поднимите тубус винтами, пока не появится четкое изображение предмета.

  6. После работы микроскоп убрать в футляр.



Учитель: Соблюдая правила работы с микроскопом (одновременно все вместе), рассмотрим изображение предмета.

- Что увидели? (Клетки). (Слайд 7).

- Посмотрите на этом предметном стеклышке еще один м/препарат «Покровная ткань фиалки листа» (Слайд 7)

- Похожи клетки на предыдущие? (Нет)

- Чем они отличаются? (Размером, окрасом, формой…)

- Правильно. Я вам покажу клетки, которые вы, наверняка все видели. (Показываю клетки апельсина, яйцо курицы, самая большая клетка – это яйцо страуса).

В 1680 году голландец Антонио Ван Левенгук открыл одноклеточные организмы, т.е. простейших, бактерии, клетки крови – эритроциты в еще более усовершенствованный микроскоп. (Слайд 8)

- Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению электронного микроскопа в середине ХХ века, который увеличивал клетку в десятки и сотни тысяч раз. Удалось рассмотреть внутреннее строение клетки и процессы ее жизнедеятельности. Об этом вы узнаете в старших классах. (Слайд 9 «Строение растительной и животной клеток»), («Электронный микроскоп» (Слайд 10).



Клетка – это настоящая химическая лаборатория.



Учитель: Ребята, хотите узнать, какие химические вещества входят в состав клетки, которые ей очень необходимы. Это неорганические и органические вещества. Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Органические вещества – это белки, жиры и углеводы. (Слайд 11)

- Попробуем поработать химиками и опытным путем докажем это.



Опыт №1. «В состав клеток входит вода».

Возьмем органы растения (лист, стебель, корень, цветок), поместим в сухую пробирку и будем нагревать над пламенем горелки. На стенках пробирки появятся капельки воды. Какой вывод можно сделать?



Опыт №2. «В состав клеток входят минеральные соли».

Далее на сетке на огне будем сжигать органы растения. После сгорания осталась зола. Это и есть минеральные соли. (Показать золу).



Опыт №3. «В состав клеток входят жиры».

У вас на столе у каждого лежит семянка подсолнечника и белый лист бумаги. Положите очищенную от семенной кожуры семянку и раздавите ее на листе карандашом. Что обнаружили? (Жирное пятно).

Какой вывод сделаем?



Опыт №4 «В состав клеток растений входят углеводы (сахара)».

Замешаем густое тесто из муки и воды. Затем хорошо промоем его в чистой воде. Вода стала белой. Нальем в пробирку этот раствор. Характерной реакцией на распознавание углеводов является йод. Прильем капельку йода к раствору в пробирке. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод сделаем?

- Можно провести еще один опыт. Отрезать колечко от клубня картофеля. Ватной палочкой, смоченной в растворе йода, на дольке картофеля напишем букву «У» - углевод (крахмал).



Опыт №5. «В состав растений входят белки».

Возьмем очень хорошо промытое в воде тесто. Вымылся крахмал, остался растительный белок – клейковина. Показать уч-ся, дать потрогать, растянуть. Напоминает «лизун».



По окончании опытов можно сделать общий вывод.

Какие химические вещества входят в состав клетки?

Рефлексия. Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир клетки. Прошу вас ответить на следующие вопросы: (Слайд 12)

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

Сейчас:

  • Выяснил…

  • Выучил…

  • Познакомился…

  • Запомнил...



  1. Рефлексивный этап. (Светофор).

  2. Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно.

Желтый – некоторые задания вызвали затруднения.

Зеленый – задания были трудными, многое не понял.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!