Внеклассное мероприятие по биологии «Удивительное рядом»
Учитель биологии МБОУ СОШ №46 г. Воронеж
Шуткина Татьяна Николаевна
Цели:
Обучающая: расширение знаний обучающихся о клетке – основным строительным материалом живых организмов, их многообразием, строением и открытием; поддержание интереса к познанию живого.
Развивающая: развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; развивать образную память, логическое мышление, речь.
Воспитывающая; формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах.
Задачи:
- показать, что живые организмы состоят из из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
- дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
Оборудование: портреты ученых, таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскоп, микропрепараты «Клетки кожицы чешуйки лука» и «Покровная ткань листа фиалки», различные живые клетки (помидор, апельсин, яйцо), презентация.
Ход занятия.
Вступление.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте улыбнемся и нашим гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение. Это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Сегодня нам предстоит путешествие в мир науки биологии «Удивительное рядом». (Слайд 1)
В добрый путь!
Основная часть.
Учитель: Сейчас вы увидите следующие имена прилагательные и, скажете, какое слово их объединяет: лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, мышечная, птичья, звериная…
_ Правильно, клетка. (Слайд 2)
Учитель: - Как вы думаете, почему мы будем говорить о ней? (Все живые организмы состоят из клеток).
- Я – жизни всей основа!
Но скажу вам только сразу,
Что никто и никогда
Не увидит меня глазом.
Из множества таких как я
Апельсин и киви состоят,
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Отгадка кроется в простом –
Я живу во всем живом!
- Клетки такие мелкие, что увидеть их невооруженным глазом невозможно. А как же их тогда увидели? (С помощью микроскопа, т.е. с помощью увеличительных приборов).
- Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме.
Но! Чтоб ты клетки видеть мог,
Он придумал микроскоп.
- Ребята, кто знает, кто изобрел микроскоп?
А изобрел самый простой микроскоп голландец Захарий Янсен в 1995 году. (Слайд 3)
ХVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. Это время, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни.
Более трех столетий назад, английский ученый Роберт Гук, усовершенствовал микроскоп З.Янсена. Это позволило ему взглянуть на обычные вещи при большом увеличении. (Слайд 4)
В 1665 году, пытаясь понять, почему дерево так хорошо плавает, Р.Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки коры дуба в микроскоп. (Слайд 5)
Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напоминавших ему соты в ульях медоносных пчел. Он назвал эти ячейки клетками. Так впервые был введен термин «клетка».
Правила работы с микроскопом. (Слайд 6)
Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 1 см от края стола.
Включить на штативе подсветку. (Микроскоп с лампочкой).
Поместить микропрепарат на предметный столик и закрепить зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
Смотря в окуляр, медленно поднимите тубус винтами, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп убрать в футляр.
Учитель: Соблюдая правила работы с микроскопом (одновременно все вместе), рассмотрим изображение предмета.
- Что увидели? (Клетки). (Слайд 7).
- Посмотрите на этом предметном стеклышке еще один м/препарат «Покровная ткань фиалки листа» (Слайд 7)
- Похожи клетки на предыдущие? (Нет)
- Чем они отличаются? (Размером, окрасом, формой…)
- Правильно. Я вам покажу клетки, которые вы, наверняка все видели. (Показываю клетки апельсина, яйцо курицы, самая большая клетка – это яйцо страуса).
В 1680 году голландец Антонио Ван Левенгук открыл одноклеточные организмы, т.е. простейших, бактерии, клетки крови – эритроциты в еще более усовершенствованный микроскоп. (Слайд 8)
- Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению электронного микроскопа в середине ХХ века, который увеличивал клетку в десятки и сотни тысяч раз. Удалось рассмотреть внутреннее строение клетки и процессы ее жизнедеятельности. Об этом вы узнаете в старших классах. (Слайд 9 «Строение растительной и животной клеток»), («Электронный микроскоп» (Слайд 10).
Клетка – это настоящая химическая лаборатория.
Учитель: Ребята, хотите узнать, какие химические вещества входят в состав клетки, которые ей очень необходимы. Это неорганические и органические вещества. Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Органические вещества – это белки, жиры и углеводы. (Слайд 11)
- Попробуем поработать химиками и опытным путем докажем это.
Опыт №1. «В состав клеток входит вода».
Возьмем органы растения (лист, стебель, корень, цветок), поместим в сухую пробирку и будем нагревать над пламенем горелки. На стенках пробирки появятся капельки воды. Какой вывод можно сделать?
Опыт №2. «В состав клеток входят минеральные соли».
Далее на сетке на огне будем сжигать органы растения. После сгорания осталась зола. Это и есть минеральные соли. (Показать золу).
Опыт №3. «В состав клеток входят жиры».
У вас на столе у каждого лежит семянка подсолнечника и белый лист бумаги. Положите очищенную от семенной кожуры семянку и раздавите ее на листе карандашом. Что обнаружили? (Жирное пятно).
Какой вывод сделаем?
Опыт №4 «В состав клеток растений входят углеводы (сахара)».
Замешаем густое тесто из муки и воды. Затем хорошо промоем его в чистой воде. Вода стала белой. Нальем в пробирку этот раствор. Характерной реакцией на распознавание углеводов является йод. Прильем капельку йода к раствору в пробирке. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод сделаем?
- Можно провести еще один опыт. Отрезать колечко от клубня картофеля. Ватной палочкой, смоченной в растворе йода, на дольке картофеля напишем букву «У» - углевод (крахмал).
Опыт №5. «В состав растений входят белки».
Возьмем очень хорошо промытое в воде тесто. Вымылся крахмал, остался растительный белок – клейковина. Показать уч-ся, дать потрогать, растянуть. Напоминает «лизун».
По окончании опытов можно сделать общий вывод.
Какие химические вещества входят в состав клетки?
Рефлексия. Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир клетки. Прошу вас ответить на следующие вопросы: (Слайд 12)
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Сейчас:
Выучил…
Познакомился…
Запомнил...
Рефлексивный этап. (Светофор).
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно.
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения.
Зеленый – задания были трудными, многое не понял.