Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Сиреники»
Ухсима
мастерица Чукотки
Подготовила: учитель родного языка
Олейникова Татьяна Александровна
Ухсима Ивановна Ухсима (1915 – 1989)
Родилась в селе Чаплино Провиденского района в семье охотника. У эскимосов не было случайных имён – до рождения Ухсимы был родственник и звали его Ухтыкак. После гибели на охоте девочку решили назвать Ухсима – по аналогии, можно по - русски понять так: «взобравшаяся на лёд».
-Была в ледяной воде, тонула, но взобралась на край льдины и спаслась! - вот так можно перевести ..Ухтыкак не взобрался на лёд из смертной полыньи, - а я, Ухсима, в его честь «взобралась» – говорит она.
С раннего возраста воспитанием Ухсимы занимались бабушка Паина и дедушка Кхакх.
В двадцатом году гарпунёр Кхакх собрал имущество, жену внучку и перебрался жить на остров Святого Лаврентия, в США – жившие там родственики-уназикцы давно звали его.
Детство
Бабушка Паина хоть и не родная, но очень хорошая, добрая женщина, тихо и ласково учила внучку делать извечную работу эскимосской женщины. Сама эскимоска, Паина выросла в тундре, в семье чукчи-оленевода, поэтому знала и умела многое из бытового опыта этих двух народностей. Паина учила маленькую Ухсиму по-своему, не поучала, а возбуждая в девочке интерес к нелегкой работе по принципу «материальной заинтересованности»
Детство
Всего год прожили на острове – снялись, вернулись в Чаплино. Ухсиме не везло с учением. В старую школу приходилось ходить многие километры – зимой, часто в пургу…Люди селения решили сообща разобрать старую школу, перенести ее на новое место, ближе к жилым ярангам. Ухсима кончила первый класс – школа закрывалась. Начала ходить во второй – школу разобрали, перевозили по бревну - зима прошла…И вот начались занятия на новом месте, в обновленной школе.
Юность
Ухсима уже была девушкой, жила по прежнему в доме деда. Бабушка Паина да и соседи, особенно женщины посмеивались над ней, считали ее трусишкой: она не решалась поддаться необходимости совершить обрядовый ритуал, позволить нанести на нежную белизну лица и рук татуированный узор – заклинание против бед и болезней. Да и жить с чистым лицом, «белым как тундра», считалось невозможным и под соображениям родовой эстетики, женщина без татуировки считалась некрасивой…И Ухсима поддалась на уговоры.
Юность
В 1934 году она окончила школу. Ей было 19 лет. Оставаясь по сути женщиной своего народа, только умеющей ловко, сноровисто и красиво обиходить семью, она уже выделилась из большинства грамотой, умением читать, писать, считать. Местные советские и партийные работники, сам легендарный Матлю – коммунист, организатор первого колхоза, все понимали ценность грамотного человека, особенно женщины. Ухсиму привлекли к советской работе.
Когда Ухсима уезжала на советскую работу в поселок Лаврентия, уже все чаплинцы были колхозниками, почти все ее сверстники были, как она, комсомольцами.
Жизнь в годы войны
Мы собирали деньги и облигации займов в фонд Обороны, мы покупали на свои деньги полушубки, к ним шили меховые шапки, торбаса, чижи, рукавицы- специальные для войны (с двумя пальцами). Мы разгружали пароходы. Особенно трудно было разгружать уголь, а он нужен как хлеб.
Опухали пальцы, трескалась, гноилась на них кожа – это на руках неженки, на руках эскимоски! Никогда не приходилось женщинам столько шить, шить, шить - ведь шили меховщину для фронта.
Награды
У Ухсимы Ивановны Ухсимы имела 46 почетных грамот, полученных за 36 рабочих лет.
Тексты всех почетных грамот почти идентичны «…за высокие производственные показатели и активное участие в общественной жизни коллектива».
Есть и почетные грамоты райкома КПСС, райисполкома, райкома ВЛКСМ, окружных и областных организации.
первая вступила в ряды Коммунистического Союза Молодежи. Ухсима стала первой женщиной народности, членом ВКП (б) Всероссийской Коммунистической партией большевиков.
Декоративно – прикладное искусство
Ухсима Ивановна руководила в Доме пионеров кружком национального прикладного искусства «Гыютлет» - «Мастерица».Работы кружка экспонировались в Анадыре, Москве, Магадане.
Десятки девочек научила она мастерству национального эскимосского шитья.
Она старалась не повторять узоры на своих изделиях.
Изделия провиденских пионеров-мастериц украшают стенды дружбы в Домах пионеров Орджоникидзе, туркменского города Безмеин, столицы Вьетнама Хошимин.
Изделие Ухсимы
Мастер класс по изготовлению « Нас қуґун» – головной убор
« Нас қуґун» - национальный головной убор у чукчей и эскимосов. Обычно он изготовлен из кожи или дерматина, украшенный бисером или различным декором. Его надевают в праздничные дни.
Что нам нужно?
- Дерматин
- Бисер
- Трафареты
- Ножницы
- Игла с игольницей
- Нитки
- Леска
- Клей пистолет + стержни
- Различный декор (бусины, резинка, булавка и т.д.)
Правила техники безопасности
Перед началом работы уберите волосы.
Все мелкие детали храните в специальных пакетах или специальных коробках.
Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками.
Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя.
При работе с бисером следует использовать неглубокие емкости (например, блюдце).
При работе с сыпучими материалами следует надевать защитную маску.
Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду.
Используйте при шитье наперсток.
Правила техники безопасности
Храните ножницы в указанном месте
При работе внимательно следите за направлением резания
Не работайте тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением
Не держите ножницы лезвиями вверх
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями
Не режьте ножницами на ходу
Не подходите к товарищу во время работы
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц
Выставка работ