МБОУ «Каразирекская средняя общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Литературная гостиная
Разработка учителя русского
языка и литературы Рахимовой Г.Р.
Ответственный класс: 7
Введение
Каждое нововведение или изменение в системе образования требует от нас – педагогов применения в своей обучающей и воспитательной деятельности разных методик, форм и приёмов работ с учащимися, при этом требуя от нас умелого совмещения опыта педагогов предыдущих поколений и современности.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
В стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.) Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.
При работе над данным проектом - мероприятием я учла именно эти требования ФГОС.
Тема: Жемчужины Крылова.
Деятельность: внеурочная (внеклассная работа)
Цели:
Способствовать повышению интереса учащихся к чтению, расширению их кругозора, получению навыка проектной работы, развитию умения работать с различными источниками информации.
Создать условия для самореализации и самоутверждения каждого ученика, повышения самооценки.
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся и развитию их речи, поэтического слуха, воспитание художественного вкуса.
Оборудование:
Портрет И. А. Крылова, выставка книг И. Крылова или о нём, выставка с иллюстрациями учащихся к басням баснописца, стенгазета; плакаты, выполненные учениками, на них написаны название мероприятия и высказывания великих людей о баснописце, его баснях (например, А.С. Пушкин: "Крылов - истинно народный поэт”), компьютер, экран мультимедиа.
Подготовка к данному внеклассному мероприятию начинается за несколько недель вперед до даты проведения. Учитель знакомит учащихся (ответственный класс или кружковцев) целями и задачами данного проекта-мероприятия. Ученики по желанию делятся на группы: 1-я группа будет ведущими, 2-я – артистами, 3-я - художниками-оформителями, а 4-я – костюмерами. Ведущие по разным источникам находят материал о биографии великого баснописца и готовят свои выступления. Ребята-артисты выбирают басни для театрализованного представления. Проводят несколько репетиций. При ходе мероприятия будет вестись работа с аудиторией (диалог со зрителями), этот проект готовят ведущие совместно с учителем.
В качестве зрителей могут быть приглашены ученики начального и среднего звена обучения.
Ход мероприятия:
Звучит классическая музыка (любого композитора)
Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, А как же праздник без представлений!
Выступление 1 группы – артистов. Показ инсценированной постановки басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
(Выступают 4 ученика. Трое - в ролях Лебедя, Щуки, Рака, четвертый - в роли автора).
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Учитель.
-Ребята, что вам показали сейчас артисты?
Зрители.
- Басню.
Учитель.
- Кто ее сочинил?
Зрители.
- Крылов Иван Андреевич.
Учитель.
- Правильно, молодцы! А что хотел сказать нам автор-Крылов этой басней?
(ответы зрителей, по ответам делается вывод: в коллективе все нужно делать договорившись, необходимо прийти к единому мнению, должно быть взаимопонимание)
Учитель.
- Ребята, сегодняшний праздник посвящен 240-летию со дня рождения великого русского поэта, баснописца Ивана Андреевича Крылова.
1-й ведущий.
-Крылов родился в Москве. Детские годы Вани Крылова прошли в Оренбурге, где его отец, армейский капитан, выслужившийся из рядовых, участвовал в войне против Пугачева. Перейдя после отставки в гражданскую службу, Андрей Прохорович Крылов с семьей перебрался в Тверь. Здесь поступил на службу в магистрат - городское управление. Жалованье Андрей Прохорович получал небольшое, взяток никогда в жизни не брал – был он честный, прямой и простой человек.
2-й ведущий.
-Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни крепостных, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Работала она с утра до ночи, оставляя своего маленького сына Лёвушку на попечение старшего сына-Вани, и все-таки денег не хватало. Пришлось Ванюше поступить на службу в тверской губернский суд.
1-й ведущий.
-Ему было одиннадцать лет, и он был в чине подканцеляриста. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник не раз бил его. Он уже перечитал все, что было в отцовском сундучке.
2-й ведущий.
-Умный, наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, бедняк оказывался виноватым, а ложь и обман брали верх над честностью.
1-й ведущий.
- Посмотрите инсценировку басни «Волк и Журавль»
(1-й ученик – Волк, 2-Журавль, 3-автор)
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".
- Смысл этой басни какой? Чему она учит нас?
(прослушиваются ответы зрителей, делается вывод)
2-й ведущий.
-Басня – это жанр поучительной литературы. Она состоит из двух частей - повествовательной и поучительной. Поучительная часть называется моралью.
1-й ведущий.
- Значит, басни учат и призывают нас чему-то. А чему, ребята?
(ответы зрителей)
2-й ведущий.
-Героями басни могут быть люди, предметы, явления природы, насекомые, птицы и животные.
1-й ведущий.
-Например, закрепление за определёнными зверями определённых качеств: глупость и жадность – волк, хитрость и лицемерие – лиса, трудолюбие – муравей, пчела; лень – стрекоза, трусость – заяц и так далее. Они говорят человеческим языком, совершают поступки свойственные человеку. Истинные герои басни, то есть люди выступают под масками животных, птиц и других явлений. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки.
2-й ведущий.
- Посмотрите постановку басен «Лисица и Виноград» и «Две Собаки»
Лисица и Виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты торят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
2) Две Собаки
Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья, чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
"Ну, что, Жужутка, как живешь,
С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?" -
"На счастье грех роптать, - Жужутка отвечает, -
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?" - "Я, - отвечал Барбос,
Хвост плетью спустя и свой повеся нос, -
Живу, по-прежнему: терплю и холод
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?" - "Чем служишь! Вот прекрасно! -
С насмешкой отвечал Жужу. -
На задних лапках я хожу".
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
1-й ведущий.
- Около 12 лет проработал Иван Андреевич журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» - и всё время усиленно занимался самообразованием; в результате он мог читать на французском и немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. В музыке он так преуспел, что играл квартеты с известными виртуозами.
2-й ведущий.
- Только к 37 годам Крылов нашёл своё настоящее призвание. В 1806 г. он познакомился с известным баснописцем Иваном Ивановичем Дмитриевым и решил перевести 2 басни Лафонтена. Дмитриев сразу разглядел большой талант Крылова и посоветовал продолжить начатое. В 1808 г. вышла первая книжка басен: их было 23. «Можно забыть, что читаешь стихи, - так рассказ лёгок, прост и свободен, и между тем какая поэзия!» - писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.
1-й ведущий.
- Представляем вам следующие басни:
1) Чиж и Голубь
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Камень и Червяк
"Как расшумелся здесь! Какой невежа! -
Про дождик говорит на ниве Камень, лежа. -
А рады все ему, пожалуй - посмотри!
И ждали так, как гостя дорогого,
А что же сделал он такого?
Всего-то шел часа два-три.
Пускай же обо мне расспросят!
Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.
Лежу смирнехонько, куда меня ни бросят,
А не слыхал себе спасибо никогда.
Недаром, право, свет поносят:
В нем справедливости не вижу я никак".
"Молчи! - сказал ему Червяк. -
Сей дождик, как его ни кратко было время,
Лишенную засухой сил
Обильно ниву напоил,
И земледельца он надежду оживил;
А ты на ниве сей пустое только бремя".
Так хвалится иной, что служит сорок лет:
А проку в нем, как в этом Камне, нет.
2-й ведущий.
- Крылов вошёл в литературу, избрав свой, особый путь. Жизнь проходила в трудах. Лёгкие и простые басни писались не легко и не просто. Свои басни он переделывал, переписывал множество раз, работал упорно, долго, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни, над которой он бился иногда целые месяцы, начинала звучать просто, как живая речь.
1-й ведущий.
- Никто и не подозревал, как много труда вкладывал он в каждую свою басню. Так, например, только к одной басне «Кукушка и Петух» найдено около двухсот строк черновых набросков, а ведь эта басня очень короткая, в ней всего 21 строка.
(показ ребятами-актёрами инсценированной басни)
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни — что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Учитель.
- Ребята, обратите внимание, как называется наше праздничное представление?
Зрители.
-Жемчужины Крылова.
Учитель.
- Как вы думаете, почему такое название?
Зрители.
(возможные варианты ответа)
- Жемчуг-драгоценность, украшение. А жемчужина – это зерно жемчуга. Значит, труды, басни Ивана Андреевича Крылова – это как драгоценности очень ценные и дорогие.
И так далее…
Учитель.
- Правильно. Тем более жемчуг достаётся со дна моря, это очень тяжёлый труд. А труд поэта, баснописца тяжёл, как вы считаете?
Зрители.
(ответы ) (после ответов зрителей, делаем такой вывод):
-Мы поняли, каким трудолюбием, силой воли и терпением обладал и огромную силу вложил на создание своих бесценных басен Иван Андреевич Крылов.
2-й ведущий.
- Творчеством И. А. Крылова восхищался и наш поэт Тукай. Великий сын татарского народа Габдулла Тукай перевёл его басни и выпустил в 1909 году книгой, дав название «Жемчужины» (“Энҗе бөртекләре”), сравнив басни Крылова драгоценным украшением.
1-й ведущий.
- Есть свидетельство однокашника поэта по медресе в Уральске, относящееся к лету 1905 года. Ярулла Мурадый: «Однажды друг Тукай решил полностью отдаться писательству. Попросил у меня 10 копеек и, купив бумагу и карандаш, принялся переводить на татарский басни знаменитого Крылова. В некоторых из этих басен он показывает то, что относится к нашей татарской жизни, и по этому поводу прибавляет много слов от себя. В это же лето в одном из писем он радостно сообщил, что закончил басни Крылова.
(из выставки книг показывает эту книгу зрителям)
2-й ведущий.
- Одно за другим выходят новые издания басен Крылова, и к 1830 г. насчитывается уже восемь книг его басен, выпущенных немыслимым по тому времени общим тиражом в 40 тысяч экземпляров.
1-й ведущий.
- «Таким успехом, - замечал В. Г. Белинский, - не пользовался на Руси ни один писатель...»
2-й ведущий.
- В 1818 г. в «ознаменование великой от его басен пользы русскому языку и славы отечеству», Академия, членом которого он являлся, наградила Крылова золотой медалью.
1-й ведущий.
- День семидесятилетия великого баснописца широко отмечался: его увенчали лавровым венком, император наградил поэта орденом Святого Станислава со звездой 2-й степени.
2-й ведущий.
- Представляем вам ещё одну «жемчужину» Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».
Зеркало и Обезьяна.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть".
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
1-й ведущий.
- Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. Он был свидетелем великих событий в России: восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов.
2-й ведущий.
- При нём родились и жили, творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, К. Ф. Рылеев. Он был современником Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Он был вместе с лучшими русскими людьми, в первых рядах русской литературы.
1-й ведущий.
- Басни Крылова стали подлинной «книгой мудрости народа», как о них замечательно сказал Гоголь.
2-й ведущий.
- Краткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием ещё при жизни баснописца.
Учитель.
(под приглушённой классической музыкой)
- Хочется, закончит наш праздник словами писателя-декабриста Александра Александровича Бестужева «И. Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению».
Использованная литература
Русская басня XVIII – XX веков. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах.- М. Дрофа. Вече. 2002.- 5, 12, 144, 145, 308 стр.
Русские писатели XI – начала XX века. Биобиблиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. – М. Просвещение. 1995. – 222-226 стр.
Басни. И. А. Крылов. - М. Детская литература. 1986.- 5-9 стр, 31-31стр,69-71 стр.
Басни. И. А. Крылов. - М. Просвещение. 1985. – 88, 186-187 стр.
Великие писатели. Справочник школьника. О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург. Литера. 2006. 33-36 стр.
Сборник: Избранное/Габдулла Тукай; - Казань: Магариф, 2008. - 223 с.
Эпизоды инсценировок басен к внеклассному мероприятию «Жемчужины Крылова»
Личные данные:
- Рахимова Гульназ Рафаэловна. 1968 г.р.
Сведения о стаже:
Трудовой стаж: 25 года
Педагогический стаж: 25
Стаж работы в данной должности: 8 лет
Стаж работы в данном О.У. : 10 лет
Сведения об образовании:
- Высшее
1991 – 1996г.г. Набережночелнинский государственный педагогический институт
Специальность: филолог
Квалификация по диплому: учитель татарского языка и литературы.
- Высшее
- (профессиональная переподготовка)
- 2009-2010 г.г. ИПК и ППРО ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
- Специальность: филолог
- Квалификация: учитель русского языка и литературы.
Личная методическая тема:
«Применение разных методов обучения для развития речи учащихся»
Тема самообразования:
«Повышение эффективности обучения»
Задачи методической работы:
Активно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Вести системную работу по подготовке учащихся к экзаменам по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, ГИА, начиная с 5 класса.
Систематически проводить работу с одаренными учащимися через подготовку к предметным олимпиадам, через работу в филологическом кружке.
Увлечь ребят своим предметом, вызывая у них интерес, вовлекая на внеклассные мероприятия.
Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.
Создать условия для самореализации и самоутверждения каждого ученика.
Мой девиз:
Уважай, поддержи, а главное - люби каждого ребенка!