СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Жемчужины Крылова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать любви к русскому языку, вызвать интерес к изучению истории языка.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Жемчужины Крылова".»

МБОУ «Каразирекская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан













Литературная гостиная











Разработка учителя русского

языка и литературы Рахимовой Г.Р.





Ответственный класс: 7







Введение



Каждое нововведение или изменение в системе образования требует от нас – педагогов применения в своей обучающей и воспитательной деятельности разных методик, форм и приёмов работ с учащимися, при этом требуя от нас умелого совмещения опыта педагогов предыдущих поколений и современности.

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.) Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

При работе над данным проектом - мероприятием я учла именно эти требования ФГОС.






Тема: Жемчужины Крылова.

Деятельность: внеурочная (внеклассная работа)

Цели:

  • Способствовать повышению интереса учащихся к чтению, расширению их кругозора, получению навыка проектной работы, развитию умения работать с различными источниками информации.

  • Создать условия для самореализации и самоутверждения каждого ученика, повышения самооценки.

  • Способствовать обогащению словарного запаса учащихся и развитию их речи, поэтического слуха, воспитание художественного вкуса.

Оборудование:

Портрет И. А. Крылова, выставка книг И. Крылова или о нём, выставка с иллюстрациями учащихся к басням баснописца, стенгазета; плакаты, выполненные учениками, на них написаны название мероприятия и высказывания великих людей о баснописце, его баснях (например, А.С. Пушкин: "Крылов - истинно народный поэт”), компьютер, экран мультимедиа.

Подготовка к данному внеклассному мероприятию начинается за несколько недель вперед до даты проведения. Учитель знакомит учащихся (ответственный класс или кружковцев) целями и задачами данного проекта-мероприятия. Ученики по желанию делятся на группы: 1-я группа будет ведущими, 2-я – артистами, 3-я - художниками-оформителями, а 4-я – костюмерами. Ведущие по разным источникам находят материал о биографии великого баснописца и готовят свои выступления. Ребята-артисты выбирают басни для театрализованного представления. Проводят несколько репетиций. При ходе мероприятия будет вестись работа с аудиторией (диалог со зрителями), этот проект готовят ведущие совместно с учителем.

В качестве зрителей могут быть приглашены ученики начального и среднего звена обучения.

Ход мероприятия:

Звучит классическая музыка (любого композитора)

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, А как же праздник без представлений!

Выступление 1 группы – артистов. Показ инсценированной постановки басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

(Выступают 4 ученика. Трое - в ролях Лебедя, Щуки, Рака, четвертый - в роли автора).

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.


Учитель.

-Ребята, что вам показали сейчас артисты?

Зрители.

- Басню.

Учитель.

- Кто ее сочинил?

Зрители.

- Крылов Иван Андреевич.

Учитель.

- Правильно, молодцы! А что хотел сказать нам автор-Крылов этой басней?

(ответы зрителей, по ответам делается вывод: в коллективе все нужно делать договорившись, необходимо прийти к единому мнению, должно быть взаимопонимание)

Учитель.

- Ребята, сегодняшний праздник посвящен 240-летию со дня рождения великого русского поэта, баснописца Ивана Андреевича Крылова.

1-й ведущий.

-Крылов родился в Москве. Детские годы Вани Крылова прошли в Оренбурге, где его отец, армейский капитан, выслужившийся из рядовых, участвовал в войне против Пугачева. Перейдя после отставки в гражданскую службу, Андрей Прохорович Крылов с семьей перебрался в Тверь. Здесь поступил на службу в магистрат - городское управление. Жалованье Андрей Прохорович получал небольшое, взяток никогда в жизни не брал – был он честный, прямой и простой человек.

2-й ведущий.

-Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни крепостных, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Работала она с утра до ночи, оставляя своего маленького сына Лёвушку на попечение старшего сына-Вани, и все-таки денег не хватало. Пришлось Ванюше поступить на службу в тверской губернский суд.

1-й ведущий.

-Ему было одиннадцать лет, и он был в чине подканцеляриста. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник не раз бил его. Он уже перечитал все, что было в отцовском сундучке.

2-й ведущий.

-Умный, наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, бедняк оказывался виноватым, а ложь и обман брали верх над честностью.

1-й ведущий.

- Посмотрите инсценировку басни «Волк и Журавль»

(1-й ученик – Волк, 2-Журавль, 3-автор)


Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.


Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся".


- Смысл этой басни какой? Чему она учит нас?

(прослушиваются ответы зрителей, делается вывод)

2-й ведущий.

-Басня – это жанр поучительной литературы. Она состоит из двух частей - повествовательной и поучительной. Поучительная часть называется моралью.

1-й ведущий.

- Значит, басни учат и призывают нас чему-то. А чему, ребята?

(ответы зрителей)

2-й ведущий.

-Героями басни могут быть люди, предметы, явления природы, насекомые, птицы и животные.

1-й ведущий.

-Например, закрепление за определёнными зверями определённых качеств: глупость и жадность – волк, хитрость и лицемерие – лиса, трудолюбие – муравей, пчела; лень – стрекоза, трусость – заяц и так далее. Они говорят человеческим языком, совершают поступки свойственные человеку. Истинные герои басни, то есть люди выступают под масками животных, птиц и других явлений. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки.

2-й ведущий.

- Посмотрите постановку басен «Лисица и Виноград» и «Две Собаки»


  1. Лисица и Виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты торят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".


2) Две Собаки

Дворовый, верный пес

Барбос,

Который барскую усердно службу нес,

Увидел старую свою знакомку,

Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

К ней ластяся, как будто бы к родне,

Он, с умиленья, чуть не плачет,

И под окном

Визжит, вертит хвостом

И скачет.

"Ну, что, Жужутка, как живешь,

С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несешь?" -

"На счастье грех роптать, - Жужутка отвечает, -

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре,

И ем и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

Ты как живешь?" - "Я, - отвечал Барбос,

Хвост плетью спустя и свой повеся нос, -

Живу, по-прежнему: терплю и холод

И голод,

И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.

Да чем же ты, Жужу, в случай попал,

Бессилен бывши так и мал,

Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

Чем служишь ты?" - "Чем служишь! Вот прекрасно! -

С насмешкой отвечал Жужу. -

На задних лапках я хожу".

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!


1-й ведущий.

- Около 12 лет проработал Иван Андреевич журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» - и всё время усиленно занимался самообразованием; в результате он мог читать на французском и немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. В музыке он так преуспел, что играл квартеты с известными виртуозами.

2-й ведущий.

- Только к 37 годам Крылов нашёл своё настоящее призвание. В 1806 г. он познакомился с известным баснописцем Иваном Ивановичем Дмитриевым и решил перевести 2 басни Лафонтена. Дмитриев сразу разглядел большой талант Крылова и посоветовал продолжить начатое. В 1808 г. вышла первая книжка басен: их было 23. «Можно забыть, что читаешь стихи, - так рассказ лёгок, прост и свободен, и между тем какая поэзия!» - писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.

1-й ведущий.

- Представляем вам следующие басни:

1) Чиж и Голубь


Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.


  1. Камень и Червяк


"Как расшумелся здесь! Какой невежа! -

Про дождик говорит на ниве Камень, лежа. -

А рады все ему, пожалуй - посмотри!

И ждали так, как гостя дорогого,

А что же сделал он такого?

Всего-то шел часа два-три.

Пускай же обо мне расспросят!

Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.

Лежу смирнехонько, куда меня ни бросят,

А не слыхал себе спасибо никогда.

Недаром, право, свет поносят:

В нем справедливости не вижу я никак".

"Молчи! - сказал ему Червяк. -

Сей дождик, как его ни кратко было время,

Лишенную засухой сил

Обильно ниву напоил,

И земледельца он надежду оживил;

А ты на ниве сей пустое только бремя".


Так хвалится иной, что служит сорок лет:

А проку в нем, как в этом Камне, нет.


2-й ведущий.

- Крылов вошёл в литературу, избрав свой, особый путь. Жизнь проходила в трудах. Лёгкие и простые басни писались не легко и не просто. Свои басни он переделывал, переписывал множество раз, работал упорно, долго, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни, над которой он бился иногда целые месяцы, начинала звучать просто, как живая речь.

1-й ведущий.

- Никто и не подозревал, как много труда вкладывал он в каждую свою басню. Так, например, только к одной басне «Кукушка и Петух» найдено около двухсот строк черновых набросков, а ведь эта басня очень короткая, в ней всего 21 строка.

(показ ребятами-актёрами инсценированной басни)

Кукушка и Петух


«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни — что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


Учитель.

- Ребята, обратите внимание, как называется наше праздничное представление?

Зрители.

-Жемчужины Крылова.

Учитель.

- Как вы думаете, почему такое название?

Зрители.

(возможные варианты ответа)

- Жемчуг-драгоценность, украшение. А жемчужина – это зерно жемчуга. Значит, труды, басни Ивана Андреевича Крылова – это как драгоценности очень ценные и дорогие.

И так далее…

Учитель.

- Правильно. Тем более жемчуг достаётся со дна моря, это очень тяжёлый труд. А труд поэта, баснописца тяжёл, как вы считаете?

Зрители.

(ответы ) (после ответов зрителей, делаем такой вывод):

-Мы поняли, каким трудолюбием, силой воли и терпением обладал и огромную силу вложил на создание своих бесценных басен Иван Андреевич Крылов.

2-й ведущий.

- Творчеством И. А. Крылова восхищался и наш поэт Тукай. Великий сын татарского народа Габдулла Тукай перевёл его басни и выпустил в 1909 году книгой, дав название «Жемчужины» (“Энҗе бөртекләре”), сравнив басни Крылова драгоценным украшением.

1-й ведущий.

- Есть свидетельство однокашника поэта по медресе в Уральске, относящееся к лету 1905 года. Ярулла Мурадый: «Однажды друг Тукай решил полностью отдаться писательству. Попросил у меня 10 копеек и, купив бумагу и карандаш, принялся переводить на татарский басни знаменитого Крылова. В некоторых из этих басен он показывает то, что относится к нашей татарской жизни, и по этому поводу прибавляет много слов от себя. В это же лето в одном из писем он радостно сообщил, что закончил басни Крылова.

(из выставки книг показывает эту книгу зрителям)



2-й ведущий.

- Одно за другим выходят новые издания басен Крылова, и к 1830 г. насчитывается уже восемь книг его басен, выпущенных немыслимым по тому времени общим тиражом в 40 тысяч экземпляров.

1-й ведущий.

- «Таким успехом, - замечал В. Г. Белинский, - не пользовался на Руси ни один писатель...»

2-й ведущий.

- В 1818 г. в «ознаменование великой от его басен пользы русскому языку и славы отечеству», Академия, членом которого он являлся, наградила Крылова золотой медалью.

1-й ведущий.

- День семидесятилетия великого баснописца широко отмечался: его увенчали лавровым венком, император наградил поэта орденом Святого Станислава со звездой 2-й степени.

2-й ведущий.

- Представляем вам ещё одну «жемчужину» Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».


Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть".

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.


Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.


1-й ведущий.

- Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. Он был свидетелем великих событий в России: восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов.

2-й ведущий.

- При нём родились и жили, творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, К. Ф. Рылеев. Он был современником Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Он был вместе с лучшими русскими людьми, в первых рядах русской литературы.

1-й ведущий.

- Басни Крылова стали подлинной «книгой мудрости народа», как о них замечательно сказал Гоголь.

2-й ведущий.

- Краткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием ещё при жизни баснописца.

Учитель.

(под приглушённой классической музыкой)

- Хочется, закончит наш праздник словами писателя-декабриста Александра Александровича Бестужева «И. Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению».





Использованная литература



  1. Русская басня XVIII – XX веков. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах.- М. Дрофа. Вече. 2002.- 5, 12, 144, 145, 308 стр.

  2. Русские писатели XI – начала XX века. Биобиблиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. – М. Просвещение. 1995. – 222-226 стр.

  3. Басни. И. А. Крылов. - М. Детская литература. 1986.- 5-9 стр, 31-31стр,69-71 стр.

  4. Басни. И. А. Крылов. - М. Просвещение. 1985. – 88, 186-187 стр.

  5. Великие писатели. Справочник школьника. О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург. Литера. 2006. 33-36 стр.

  6. Сборник: Избранное/Габдулла Тукай; - Казань: Магариф, 2008. - 223 с.



































Эпизоды инсценировок басен к внеклассному мероприятию «Жемчужины Крылова»





Личные данные:





- Рахимова Гульназ Рафаэловна. 1968 г.р.

Сведения о стаже:

  • Трудовой стаж: 25 года

  • Педагогический стаж: 25

  • Стаж работы в данной должности: 8 лет

  • Стаж работы в данном О.У. : 10 лет

Сведения об образовании:

- Высшее

  • 1991 – 1996г.г. Набережночелнинский государственный педагогический институт

  • Специальность: филолог

  • Квалификация по диплому: учитель татарского языка и литературы.



- Высшее

- (профессиональная переподготовка)

- 2009-2010 г.г. ИПК и ППРО ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

- Специальность: филолог

- Квалификация: учитель русского языка и литературы.

Личная методическая тема:

«Применение разных методов обучения для развития речи учащихся»

Тема самообразования:

«Повышение эффективности обучения»

Задачи методической работы:

  1. Активно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.

  2. Вести системную работу по подготовке учащихся к экзаменам по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, ГИА, начиная с 5 класса.

  3. Систематически проводить работу с одаренными учащимися через подготовку к предметным олимпиадам, через работу в филологическом кружке.

  4. Увлечь ребят своим предметом, вызывая у них интерес, вовлекая на внеклассные мероприятия.

  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

  6. Создать условия для самореализации и самоутверждения каждого ученика.



Мой девиз:

Уважай, поддержи, а главное - люби каждого ребенка!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!