СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 5-8 кл "Музыка космоса"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 5-8 кл "Музыка космоса"»


Предметная неделя "Искусство"

Внеклассное мероприятие «Музыка космоса»


Цель: - актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

- проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности

национальной и мировой культуры.

Задачи:

Образовательные:

-  знакомство учащихся с образцами музыки разного периода;

- актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

- выражение личностного отношения к музыке,

-  систематизация знаний о  музыке.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к музыке разных эпох,

- воспитывать умение работать в коллективе.

-  воспитывать художественный вкус учащихся.

Методы:  Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная.

Музыкальный материал:

- И.С.Бах «Токката и фуга ре минор»

- Д.Шостакович и Е Долматовский «Родина слышит»

- О.Фельцман и В.Войнович «Четырнадцать минут до старта»

- Э.Артемьев "Рождение Земли"

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано.

Структура:

  1. Основные этапы:.

  1. Беседа

  2. Слушание и анализ музыкальных произведений.

3. Подведение итогов.



Ход.

Ребята, из беседы с вами, я понял, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- Что нас в ней привлекает.

- Играет ли музыка большое значение в нашей жизни?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Эта музыка связана с Космосом.

Основной этап.

Какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Мы видим, мы слышим, как светят нам солнца,

Как дышат нам блики нездешних миров…

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

Человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие звезды, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже с древности люди мечтали о полетах. Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты Ж. Верн, Г. Уэллс, А. Беляев, И. Ефремов.

Голландский художник - импрессионист   Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог так представлял далёкий космический мир: «Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города»


Современные музыканты сочиняют огромное количество композиций, посвящённых космосу.

- Как вы думаете, а раньше композиторы обращались к этой теме?

Могли они сочинять музыку о Вселенной, о звёздах, планетах?

Почему вы так думаете?

- Давайте послушаем "Токкату и фугу" И.С. Баха, а затем поразмышляем о том, что мы услышим?

звучит И.С. Бах «Токката и фуга ре минор

- Какой инструмент звучал? (орган)

- Как вы думаете, почему композитор сочинил эту музыку?

- Современники утверждают, что И.С. Бах "услышал и предположил" звучание космического пространства. Такой может быть музыка о космосе?

- О чём можно думать, слушая это произведение? Что можно представлять?

- Не забывайте, что Бах сочинил эту музыку задолго до начала космической  эры!

- Человек – часть Вселенной. Значит, если мы думаем о себе, о своей жизни, можно сказать, что мы думаем о Вселенной.

- Какой всё-таки необычный инструмент - орган. Новые тембры на нём можно искать бесконечно. Количество комбинаций равно количеству звёзд на небе.

- Как вы думаете, что общего между космосом и музыкой?

(бесконечность, вечность, красота, отмена суеты…)

- Древние мудрецы говорили: «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира».

Вселенная звучит, но человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраивается посредством прекрасных мелодий на гармоническое звучание космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.


Многие музыканты считают, что если бы наша планета вдруг зазвучала,  это было бы похоже на музыку Баха.

- Получается, что Бах своей музыкой открывает мир Вселенной. Мы, открывая для себя Баха, открываем этот мир.

12 апреля 1961 год - Всемирный день, связанный с полётом первого человека в Космос. Юрий Алексеевич Гагарин - космонавт № 1 - 108 минут находился в космическом пространстве, сделав один виток вокруг Земли.

Да, вероятно он испытывал одновременно целую гамму чувств и страх, и ужас, и громадные нечеловеческие перегрузки организма. И когда с Земли стали связываться с космонавтом он долгое время молчал, не в силах что - либо ответить.

- Что же можно было взять с собой в Космос, что помогло бы снова обрести состояние равновесия, прежде всего душевного?

Песню! Именно она зазвучала в наушниках скафандра Юрия Гагарина.

Звучит песня «Родина слышит».

В основе песни - стихотворение Евгения Долматовского (1915-1994), написанное в 1950 г. В 1941-1945 годах. Долматовский - военный журналист, попал в 1941 в окружение и бежал из плена снова на фронт. "Родина слышит" навеяно подвигами военных лётчиков, как до, во время, так и после войны. Дмитрий Шостакович, который дружил с Евгением Долматовским, написавший на его стихи несколько песен, в том числе и эту.
Недаром мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в 60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики, с подачи Ю.Гагарина. В сохранившейся стенограмме его старта записано, как он слушал "Родина слышит", а сам он сказал после приземления:
… Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался,

то уже сам пел песню: «Родина слышит, Родина знает»…

- Какой образ воспет в песне?

- Какое влияние она оказала на космонавта? Что он почувствовал?

Любимой песней Гагарина стала и песня «Четырнадцать минут до старта» — песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Владимира Войновича; одна из самых популярных советских песен начиная с 1960-х годов. Однажды осенью 1960 года срочно потребовалась песня о космонавтике — позже выяснилось, что задание о песне было спущено с самого верха, от советского правительства: именно тогда планировался первый запуск человека в космос, который по техническим причинам был затем перенесен на апрель 1961 года.

Звучит песня "Четырнадцать минут до старта"

- Почему понадобилась именно такая песня?

(Популяризировать героическую профессию….. К тому же многие космонавты потом брали и слушали ее в космосе.)

С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки. Эдуард Артемьев – один из основателей электронного направления в русской музыке, и именно он стал первым композитором, который использовал электронную музыку в советском кино. Произошло это в фильме «Мечте навстречу» еще в 1963 году. 
В конце 50-х годов Евгений Мурзин реализовал мечту своей жизни, построив первый в СССР музыкальный синтезатор "АНС" (назван в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина), и искал музыканта, который мог бы использовать его возможности. В 1960 г. он встретил

22-летнего выпускника Московской консерватории Эдуарда Артемьева. Он смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него своё воображение.

Талантливый музыкант оценил неограниченные


возможности нового инструмента, успешно участвовал в международных конкурсах. Первые произведения были посвящены теме космоса.

Слушание произведения Э. Артемьева "Рождение Земли"

- Какое настроение передаёт произведение?

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор при написании музыки?

(Мелодия, ритм, темп, лад, тембр, гармония, регистр, динамика)


V. Подведение итогов.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

- Какое место в жизни человека занимает музыка, что она отражает?

- Какая музыка нужна была первому космонавту?

- Почему композиторы в своём творчестве обращались к теме Космоса?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!